Алгоритм психологической подготовки пациента к манипуляции

Введение.

    Сестринский персонал играет чрезвычайно важную роль в организации и оказании медицинской помощи, распространении информации, консультировании и обучении пациента, наблюдении и оценке результатов лечения. Правильная организация обследования пациента, психологическая подготовка - обязательная составная часть единого процесса оказания качественной медицинской помощи. Медицинским сестрам принадлежит важнейшая роль в обеспечении этого процесса. Без ее понимания, как и особенностей психологической подготовки больного невозможно добиться успехов в лечении пациентов на современном этапе развития медицины.

 

2. Роль среднего медицинского персонала в уходе за пациентами.

    Основные этические и психологические нормы, которые формировались в процессе предоставление медицинской помощи больным, были обобщены и сформированы учеными-врачами разных эпох. Итак, в древнеиндийской книге «Аюрведа» («Книга жизни» - V-VI вв. до н.э.) находим достаточно четкий портрет медицинского работника: «Он должен иметь чистое, сочувственное сердце, правдивый характер, спокойный темперамент, выделяться большой умеренностью и порядочностью, постоянным стремлением делать добро». Первые научные обобщения народного опыта лечения и правил поведения медицинского работника у постели больного находим в трудах Гиппократа (V-VI вв. до н. э.) и других ученых Древней Греции и Рима. В «Клятве Гиппократа» четко сформулирован профессиональный долг: «Честно и добросовестно служить больному человеку, в своих действиях воздерживаться от нанесения любого вреда и несправедливости». По предложению голландского врача Николаса ван Пульпа (XVII в.), эмблемой медиков стала горящая свеча. Внутреннее содержание этого символа изложено в девизе: «Сгорают, чтобы светить».

    Как и в Древней Греции, врачи Средневековья приносили клятву на верность своей профессии. Выдающийся представитель средневековой медицины арабский философ и врач Авиценна (IX-X вв.) в своем труде «Канон врачебной науки» пишет о том, что врач должен обладать глазами сокола, руками девушки, мудростью змеи и сердцем льва.

    Представители медицинской науки XVIII-XIX вв. тоже внесли свой вклад в развитие этических идей, и среди них значительное место принадлежит Д. С. Самойловичу. По его словам, «медицинские работники должны быть милосердными, сострадательными, услужливыми, должны любить ближнего, как самого себя».

    Психологический аспект в работе медицинских сестер заключается в умении подойти к каждому больному, найти ключ к его личности, создать контакт с ним. Следовательно, чем выше уровень психологической подготовки сестры, тем выше уровень ее работы в целом. В работе с больными большое значение имеет и личность сестры, и ее отношения с коллегами, и личность больного. Психические факторы имеют большое значение в повседневной лечебной деятельности. Целью заботы медицинской сестры должно быть не только физическое здоровье больного, но и его психическая уравновешенность.

    Одним из самых важных умений, которыми должна обладать медицинская сестра, является умение понять больного. О личности больного может многое рассказать не только содержание его речи, но и мимика, жестикуляция, поза, стиль разговора. Необходимо такое понимание больного, которое основано на связях впечатлений и поведения больного с его заболеванием. Медицинский работник должен уметь вжиться, вчувствоваться в то, что волнует больного. Необходимым условием контакта с больным является умение выслушать его. Сестра должна слушать с интересом, адекватно реагируя на услышанное. Лучше поближе расположиться к больному, так как чем меньше расстояние между собеседниками, тем теснее и доверительнее контакт. Необходимо поощрять желание пациента высказаться о своих проблемах, опасениях, беспокойстве. В этом медицинской сестре могут помочь различные психологические навыки. Сестра должна принять свободную, располагающую к разговору позу, вовремя задать вопросы. Также располагают к разговору улыбка, одобрительный кивок головой. Доверительная беседа приносит больному значительное облегчение. Одной из самых главных задач в деятельности медицинской сестры является умение рассеять страхи, опасения больных, тревогу и чувство неуверенности. Для больного человека забота и внимание необходимы как физически, так и психически. Человек, желая выздороветь, ищет помощи, поддержки, заботы. Если больной не получает нужных ему эмоций и действий со стороны медицинской сестры, то он может стать обидчивым, замкнутым, испытать чувство неудовлетворенности, которое отрицательно сказывается на процессе лечения. Забота сестры заключается не только в ее действиях, но и в ее словах. Помимо содержания слов сестры, очень важно как их говорят, эмоциональная окраска речи. Терпение, вежливость и ласковость являются неотъемлемыми составляющими хорошего стиля работы. Такой подход, безусловно, помогает гораздо продуктивнее решить проблемы пациента. Подготовка больного, необходимые советы, направления его поведения, действий во время болезни оказывают нужную помощь.

    Важным фактором в работе медицинских сестер является доверие больных и вера в свое выздоровление. Невнимательность, запаздывание сестры, неудовлетворенность просьб больного усугубляют у больного чувство беззащитности, беспомощности, зависимости.

    Специалист общается с больными, успокаивая их и ухаживая за ними.

Помимо этого, практически каждая медицинская сестра может столкнуться с такими обязанностями, как:

· оказание первой помощи. Это должен уметь каждый медицинский работник, от младшего до старшего персонала;

· внутримышечные и внутривенные инъекции. Медсестра должная знать анатомию и четко выполнять данную манипуляцию;

· уход за больными;

· забор анализов;

· распределение лекарственных препаратов и контроль их приема больными;

· установка систем, при необходимости;

· стерилизация медицинских инструментов;

· ведение документации;

· подготовка больных к операциям и другим процедурам;

· подготовка операционной и т.д.

    Данная профессия в первую очередь подходит людям с высоким уровнем эмпатии (умение сопереживать) и сострадания.

    Медсестра должна быть хорошим психологом и уметь успокоить больного перед процедурой. Важно понимать, что медсестра - это профессия, требующая высокого уровня стрессоустойчивости. Больные бывают разными и далеко не все выздоравливают. Также данная профессия предполагает высокий уровень концентрации внимания, аккуратности, точности, ответственности и умения самоорганизовываться.

    Задачи медицинской сестры: создавать атмосферу доверия, способствовать сохранению и развитию возможностей пациента, способствовать личностному росту и развитию пациента в процессе решения его проблем, действовать на основе правовых, этических и моральных норм.

    При общении с пациентом и выполнении сестринских манипуляций медсестра обязана соблюдать этико-деонтологические нормы и принципы поведения, создавать общий доброжелательный настрой, проявлять выдержку, терпимость, готовность помочь пациенту, создавать обстановку доверия между врачом и пациентом, способствовать повышению авторитета врача и лечебного учреждения.

    При выполнении сестринских манипуляций медсестра обязана:

· соблюдать этические принципы поведения;

· создавать общий доброжелательный настрой;

· проявлять выдержку, терпимость, готовность помочь пациентам;

· создавать обстановку доверия между медицинским персоналом и пациентом.

    Во время проведения различных манипуляций пациента могут сопровождать негативные эмоции, а именно:

 

    1. Страх - это эмоция, которую испытывает человек и знает чего конкретно боится. Страх сопровождается выраженными признаками соматической реакции: повышение артериального давления, учащенный пульс, дрожание, тик, холодный пот, расширенные зрачки, повышенный мышечный тонус, бледность, тенденция к опорожнению мочевого пузыря и кишечника.

    Страх может мешать пациенту подготовиться к болезненным и интимным процедурам. В итоге пациент всеми способами будет избегать этих вмешательств. Пациент пытается защититься от вмешательства руками, что мешает медицинскому работнику, выполнит запланированное.

    Люди обычно боятся неизвестного. Пациент боится почти всего, что с ним делают. Это страх от незнания и от неизвестной опасности. В этом случае нужно доступное информирование пациента. Объяснение необходимости вмешательства и его характера должно соответствовать образовательному уровню пациента. Если пациент не понимает объяснения, то медсестре следует винить в этом себя.

    Нельзя иронизировать над пациентом, испытывающим страх, надо помочь пациенту справиться со своим страхом, успокоить. Страхи и беспокойство могут вызвать боль особенно в случаях, когда человек уже ждет ее. Иногда, если пациент испытывает сильный страх, медсестре следует сказать об этом врачу, который пригласит пациента к психологу или психиатру.

    2. Тревога - это психическое состояние, аналогичное страху, но при нем человек не знает, чего он конкретно боится. Это беспредметный страх, страх перед неопределенной и неизвестной опасностью. Тревога также сопровождается вегетативными симптомами.

    3. При длительном обследовании усиливается напряженность пациента. Оно обостряется неудобным положением тела, физической нагрузкой. Возникает неприятное чувство беспомощности, зависимости от медперсонала. О предстоящих манипуляциях следует заранее предупреждать пациента.

    Снять чувство беспокойства, страха, поддерживать психологический контакт с пациентом на протяжении проведения манипуляции - нравственный долг медсестры перед больным человеком.

    Работа медицинской сестры связана не только с большой физической нагрузкой, но и с большим эмоциональным напряжением. Последнее возникает при общении с больным, которых отличает повышенная раздражительность, болезненная требовательность, обидчивость и т.п. Очень важно быстро установить контакт с больным.

    Сестра постоянно находится среди больных, поэтому ее четкие действия и профессиональное выполнение предписаний врача, ее доброжелательное, теплое отношение к больному оказывают на него психотерапевтическое воздействие. Эти факторы, а именно: забота и внимание - являются основой контакта между медицинской сестрой и больным. Огромное значение при этом имеют словесная форма, эмоциональная окраска и тон речи.

    В ласковом и вежливом обращении, доброй улыбке выражаются заботливость и внимание больным. Однако внимание и теплота со стороны медицинской сестры никогда не должны носить интимного характера, не должны побуждать больных преодолеть дистанцию между ними и сестрой. О возможности этого медицинская сестра не должна забывать и соответственно регламентировать свои поступки и наблюдать за поведением больного.

    Большое значение в общении медицинской сестры с больным играют вера в выздоровление, уверенность, что его правильно лечат и своевременно окажут необходимую помощь при ухудшении состояния.

    При установлении контакта необходимо понять переживания больного и сочувственно принять их. Большое значение имеет готовность медицинской сестры к состраданию. Сочувственный отклик на жалобы больного, стремление облегчить его болезненные переживания порой оказывают не меньшее лечебное действие, чем назначение медикаментозных средств, и вызывают горячую благодарность со стороны пациентов.

    Иногда важно просто выслушать больного, но не формально, а с элементами эмоционального участия, соответственно реагируя на услышанное. Умение выслушать больного помогает получить самую необходимую информацию о больном. Кроме того, во время беседы больной успокаивается, снимается его внутренняя напряженность.

    В повседневном общении медицинской сестры и больного нужны рациональность, научная обоснованность и тщательность в проведении всех диагностических и лечебных манипуляций. Недопустимо применение с лечебной целью без ведома врача предлагаемых родственниками больного средств народной медицины. От медицинской сестры требуется не механическое, а глубоко продуманное выполнение назначений с пониманием неповторимого своеобразия в течение заболевания и особенностей действия применяемых лечебных средств.

Этапы проведения инвазивных (проникающих) манипуляций:

I этап: Подготовка пациента к манипуляции. Важна психологическая подготовка пациента к проведению манипуляции, которая обеспечивает сознательное, активное участие в ней пациента, облегчает работу врача и предотвращает возможную стрессовую ситуацию. Задача медсестры - помочь пациенту принять правильное решение, убедить его, что это поможет поставить окончательный диагноз заболевания, в безвредности, безопасности для здоровья. Медсестра должна объяснить пациенту, как ему следует вести себя во время манипуляции, чтобы она прошла быстрее и легче, предупредить о возможных неприятных ощущениях и подсказать, как развеять чувство страха, опасения, тревоги. Объяснение необходимости вмешательства и его характера должна соответствовать образовательному уровню пациента.

II этап: Проведение манипуляции. При проведении манипуляции следует напутствовать пациента добрыми словами, ободрить, напомнить о необходимости спокойного поведения во время манипуляции. При выполнении манипуляции от медицинского персонала требуется четкость, согласованность действий, высокая организованность, предельный самоконтроль, особый такт, деликатность в профессиональном общении.

III этап: Послеманипуляционный этап. После проведения манипуляции у пациента могут возникнуть негативные явления - например, резь, кровь при мочеиспускании, ощущение присутствия постороннего предмета в ротоглотке. Следует успокоить пациента, сказать о временном характере и безопасности этих ощущений.

    При общении с пациентом и выполнении сестринских манипуляций медицинская сестра обязана соблюдать этико-деонтологические нормы и принципы поведения, создавать общий доброжелательный настрой, проявлять выдержку, терпимость, готовность помочь. Четкие действия и профессиональное выполнение предписаний врача сестринских манипуляций оказывают на пациента большое психологическое воздействия.

Алгоритм психологической подготовки пациента к манипуляции.

1. Создать ситуацию когда пациент спокоен и не испытывает боли.

2. Сообщить пациенту о предстоящей процедуре.

3. Установить психологический контакт с пациентом, успокоить пациента, вселить уверенность в благоприятном исходе.

4. Выясните уровень информированности пациента о манипуляции, от этого будет зависеть, насколько подробно вы ему о ней расскажите.

5. Объясните ход манипуляции, при этом выделяя только те моменты, на которые должен обратить внимание пациент.

6. Объясните пациенту, как вести себя во время манипуляции, чтобы она прошла эффективно, не принесла вред пациенту.

7. Убедите пациента, чтобы он точно выполнял просьбу медработника.

8. Используйте обратную связь, чтобы выяснить насколько точно пациент понял.

9. При необходимости повторите пациенту важные элементы.

10. Длительные и многократные повторяющиеся манипуляции (инъекции) могут невротизировать пациента, обостряют чувствительность к ним, формируют негативные отношения. Необходимо успокоить пациента, снять чувство страха, вселить уверенность в необходимости и безопасности назначенной процедуры, отвлечь внимание, найти добрые слова.

11. Формировать у пациента положительное отношение к профилактике, установку на сотрудничество с медицинскими работниками. Санитарное просвещение искореняет предрассудки и искаженные представления людей о тех или иных процедурах. При этом важно следить, чтобы оно не приводило к ятрогении, не стало источником страха. Необходимо избегать выражений, которые могут встревожить пациента (двусмысленные, непонятные).

12. В ходе манипуляций медсестре не избежать физического контакта с пациентом. Поэтому необходимо помнить - телесный контакт всегда эмоционален (передача внутреннего состояния, эмоций). Необходимо учитывать зоны общения. Для того, чтобы выполнять манипуляции в интимной зоне необходимо добиваться доверия к себе.

13. При проведении болезненных манипуляций медицинской сестре следует сообщить об этом пациенту непосредственно перед манипуляцией, а не накануне, и выразить сожаление, что в данном случае нельзя поступить иначе. Боль не должна быть для пациента неожиданностью. Если его не предупредить, то пациент будет бояться манипуляций, не вызывающих болевые ощущения.

 

3. Заключение.

    Таким образом, инвазивные методы диагностики и лечения, обладая высокой информативностью и лечебной эффективностью, занимают важное место в практическом врачевании. Медицинская сестра является обязательным участником или непосредственным исполнителем этих манипуляций.

    Снять чувство беспокойства, страха, поддерживать психологический контакт с пациентом на протяжении проведения манипуляции - нравственный долг медсестры перед больным человеком.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: