Оценка эффективности инвестиционного проекта

Оценка социально-экономической эффективности проекта состоит в расчете показателей эффективности проекта с позиции народного хозяйства в целом и обладает рядом особенностей таких как:

· в денежных потоках отражается стоимостная оценка последствий осуществления данного проекта в других отраслях на­родного хозяйства, в социальной и экологической сферах;

· в составе оборотного капитала учитываются только запасы (материалы, незавершенная готовая продукция) и резервы денежных средств;

· исключаются из притоков и оттоков денег по операцион­ной и финансовой деятельности их составляющие, связанные с получением кредитов, выплатой процентов по ним и их погашением, предоставленными субсидиями, дотаци­ями, налоговыми и другими трансфертными платежами, при которых финансовые ресурсы передаются от одного участника проекта (включая государство) другому;

· производимая продукция (услуги, работы) и затрачиваемые ресурсы должны оцениваться в специальных экономических ценах.

Денежные поступления от операционной деятельности рассчитываются по объему продаж и текущим затратам. Дополнительно в денежных потоках от операционной деятельности учитываются внешние эффекты, например увеличение или умень­шение доходов сторонних организаций и населения, обусловленное последствиями реализации проекта.

При наличии соответствующей информации в состав затрат включаются ожидаемые потери от аварий и иных внештатных ситуаций.

В денежных потоках от инвестиционной деятельности учитываются:

а) вложения в основные средства на всех шагах расчетного периода;

б) затраты, связанные с прекращением проекта;

в) вложения в прирост оборотного капитала;

г) доходы от реализации имущества и нематериальных активов при прекращении проекта.

Для оценки коммерческой эффективности проекта:

· используются предусмотренные проектом (рыночные) текущие или прогнозные цены на продукты, услуги и материальные ресурсы;

· денежные потоки рассчитываются в той же валюте, в которой проектом предусматриваются приобретение ресурсов и оплата продукции;

· заработная плата включается в состав операционных издержек в размере, установленном проектом;

· если проект предусматривает одновременно и производство и потребление некоторой продукции (например, производ­ство и потребление комплектующих изделий и оборудования), в расчете учитываются только затраты на ее произ­водство, но не расходы на ее приобретение;

· при расчете учитываются налоги, сборы, отчисления и т. п., предусмотренные законодательством, в частности возмещение НДС за используемые ресурсы, установленные за­коном налоговые льготы и пр.;

· если проектом предусмотрено полное или частичное связы­вание денежных средств (депонирование, приобретение ценных бумаг и пр.), вложение соответствующих сумм учитыва­ется (в виде оттока) в денежных потоках от инвестиционной деятельности, а получение (в виде притоков) — в денежных потоках от операционной деятельности;

· если проект предусматривает одновременное осуществление нескольких видов операционной деятельности, в расчете учитываются затраты по каждому из них.

В качестве выходных форм для расчета коммерческой эффектности проекта рекомендуются таблицы:

· отчета о прибылях и об убытках;

· денежных потоков с расчетом показателей эффективности;

· прогноз баланса активов и пассивов по шагам расчета (необязательно).

Оценка финансовой реализуемости проекта и расчет показателей эффективности участия предприятия в проекте

Методически расчет эффективности участия предприятия в проекте производится в качестве оттока усматривается собственный (акционерный) капитал, а в качестве притока — поступления, остающиеся в распоряжении проекта строителя после обязательных выплат (в том числе по привлеченным средствам). В расчет вносятся следующие изменения

В денежном потоке от инвестиционной деятельности: к оттокам добавляются дополнительные фонды, в расчете потребности в оборотном капитале можно добавлять пассивы за счет обслуживания займов.

1. В денежном потоке от операционной деятельности: добавляются в притоке доходы от использования дополнительна фондов (в случае необходимости) и учитываются льготы по налогу на прибыль при возврате и обслуживании инвестиционных займов.

2. Добавляется часть денежного потока от финансовой деятельности: в притоках — привлеченные средства, в оттоках — затраты по возврату и обслуживанию этих средств, а также при необходимости выплаченные дивиденды.

З. Шаг расчета рекомендуется выбирать таким, чтобы взятие и возврат кредитов, а также процентные платежи приходились на начало (или конец) шага.

4. Перед вычислением показателей эффективности денежные потоки преобразуются так, чтобы на каждом шаге расчета суммарное сальдо денежного потока стало неотрицательным. Для этого используются дополнительные фонды.

Оценка эффективности проекта для акционеров. В случае если оценка эффективности проекта производится раздельно по обыкновенным и привилегированным акциям, ис­ходными данными для такого расчета являются:

· соотношение стоимости обыкновенных и привилегированных акций;

· доходность привилегированных акций или ее отношение к доходности обыкновенных акций.

Оценка эффективности проекта структурами более высоко

уровня.

Реализация проекта нередко затрагивает интересы структур более высокого уровня по отношению к непосредственным участникам проекта. Эти структуры могут участвовать в реализации проекта или, даже не будучи участниками, влиять на его реализацию. В этой связи рекомендуется оценивать эффективность проекта с точки зрения структур более высокого уровня, в частности:

· с точки зрения РФ, субъектов РФ, административно- территориальных единиц РФ (региональная эффективность);

· с точки зрения отраслей экономики, объединений предприятий, холдинговых структур и финансово-промышленных групп (отраслевая эффективность).

Расчет ведется по сумме денежных потоков от инвестиционной, операционной и частично финансовой деятельности — учитываются поступление и выплата кредитов только со стороны среды, внешней по отношению к данной структуре.

В денежных потоках не учитываются взаиморасчеты между участниками, входящими в рассматриваемую структуру, и расчеты между этими участниками и самой структурой. В то же время учитывается влияние реализации проекта на деятельность рассматриваемой структуры и входящих в нее других (сторонних) предприятий.

Денежные потоки рассчитываются в дефлированных ценах. Условия финансовой реализуемости не проверяются, так как схема финансирования используется не полностью.

Выходными формами являются таблицы денежных потоков с расчетом показателей эффективности.

Расчет показателей региональной эффективности:

· дополнительный эффект в смежных отраслях народного хозяйства, а также социальные и экологические эффекты учитываются только в рамках данного региона;

· при определении оборотного капитала, помимо запасов, учитываются также задержки платежей и пассивы по расчетам с внешней средой;

· стоимостная оценка производимой продукции и потребляемых ресурсов производится так же, как и в расчетах социально-экономической эффективности, с внесением при необходимости региональных корректировок;

· в денежные притоки включаются также возникающие в связи с реализацией проекта денежные поступления (оплата произведенной в регионе продукции, платежи по предоставленным регионом займам, поступления заемных средств, субсидий и дотаций, поступающие налоги)

· в регион из внешней среды (федерального центра, других регионов и входящих в них предприятий, иностранных источников);

· в денежные потоки включаются также возникающие в связи с реализацией проекта платежи (за использованные ресурсы других регионов, оплата поступивших в регион ресурсов, предоставление займов, платежи по полученным займам, перечисление налогов) во внешнюю среду (в бюджет более высокого уровня, иностранным государствам другим регионам);

· при наличии необходимой информации учитываются изменения доходов и расходов, связанные с влиянием реализации проекта на деятельность других предприятий и населения региона (косвенные финансовые результаты проекта).

Расчеты отраслевой эффективности проекта производятся аналогично расчетам показателей эффективности участия предпри­ятия в проекте, но при этом:

1) учитывается влияние реализации проекта на деятельность других предприятий данной отрасли (косвенные отраслевые финансовые результаты проекта);

2) в составе затрат предприятий-участников не учитываются отчисления и дивиденды, выплачиваемые ими в отраслевые фонды;

3) не учитываются взаиморасчеты между входящими в отрасль предприятиями-участниками;

4) не учитываются проценты за кредит, предоставляемый отраслевыми фондами предприятиями отрасли — участниками проекта.

Бюджетная эффективность оценивается по требованию органов государственного и регионального управления. В соответствии с этими требованиями может определяться бюджетная эффективность для бюджетов различных уровней или консоли­дированного бюджета.

К притокам средств для расчета бюджетной эффективности относятся:

♦ притоки от налогов, акцизов, пошлин, сборов и отчисле­ний во внебюджетные фонды, установленных действующим законодательством;

♦ доходы от лицензирования, конкурсов и тендеров на разведку, строительство и эксплуатацию объектов, предусмотренных проектом;

♦ платежи в погашение кредитов, выданных из соответствующего бюджета участникам проекта;

♦ платежи в погашение налоговых кредитов (при «налоговых каникулах»);

· комиссионные платежи Минфину РФ за сопровождение иностранных кредитов (в доходах федерального бюджета);

· дивиденды по принадлежащим региону или государству акциям и другим ценным бумагам, выпущенным в связи с реализацией проекта.

К оттокам бюджетных средств относятся:

· предоставление бюджетных (в частности, государственных) ресурсов на условиях закрепления в собственности соответствующего органа управления (в частности, в федеральной государственной собственности) части акций акцио­нерного общества, создаваемого для осуществления проекта;

· предоставление бюджетных ресурсов в виде инвестицион­ного кредита;

· предоставление бюджетных средств на безвозмездной основе (субсидирование);

· бюджетные дотации, связанные с проведением определен­ной ценовой политики и обеспечением соблюдения определенных социальных приоритетов.

Отдельно рекомендуется учитывать:

· налоговые льготы, отражающиеся в уменьшении поступ­лений от налогов и сборов;

· государственные гарантии займов и инвестиционных рисков.

При оценке бюджетной эффективности проекта учитываются также изменения доходов и расходов бюджетных средств, обус­ловленные влиянием проекта на сторонние предприятия и насе­ление, если проект оказывает на них влияние, в том числе:

· прямое финансирование предприятий, участвующих в реа­лизации проекта;

· изменение налоговых поступлений от предприятий, деятельность которых ухудшается или улучшается в результатереализации проекта;

· выплаты пособий лицам, остающимся без работы в связи с реализацией проекта;

· выделение из бюджета средств для переселения и трудоустройства граждан в случаях, предусмотренных проектом.

По проектам, предусматривающим создание новых рабочих мест в регионах с высоким уровнем безработицы, в притоке бюджетных средств учитывается экономия капиталовложений из Федерального бюджета или бюджета субъекта Федерации на выплату соответствующих пособий.

В качестве выходной формы рекомендуется таблица денежно го потока бюджета с определением показателей бюджетной эффективности. Основным показателем бюджетной эффективности является ЧДД. При наличии бюджетных оттоков воз можно определение ВНД и ИД.

Вывод.

Начальная (прединвестиционная) фаза имеет принципиальное значение для потенциального инвестора (заказчика). Ему выгоднее потратить деньги (нередко немалые) на изучение вол-роса «быть или не быть проекту» и при отрицательном ответе отказаться от него, чем начать бесперспективное дело и оказаться, в лучшем случае, в убытке.

Если идея проекта оказалась приемлемой (технически, экономически, экологически и др.), можно приступить к детальной проработке проводимой методами проектного анализа, цель которого — определить

результаты (ценность) проекта. Для этого разработана специальная методика, позволяющая определить коммерческую (финансовую), бюджетную и экономическую эффективность проекта.

Наряду с этим проводится детальная проверка технической осуществимости, экологической допустимости, организационной осуществимости и социальной приемлемости проекта.


Список литературы:

1. Виленский П.Л., Смоляк С.А.: Как рассчитать эффективность инвестиционного проекта.

2. Ковалев В.В.: Финансовый анализ.

3. Стоянова Е.С. Финансовый менеджмент: теория и практика.

4. Шеремет В.В. и др. Управление инвестициями.

5. И.И. Мазур, В.Д. Шапиро, «Управление проектами».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: