Социометрический опрос

Социометрический опрос.

Социометрический метод – это метод опроса, направленный на выявление межличностных отношений путем фиксации взаимных чувств симпатии и неприязни среди членов группы.

Выбор – выраженное каким-либо индивидом желание сотрудничать с другим индивидом.

Отклонение (отрицательный выбор) – выражение каким-либо индивидом желания уклониться от сотрудничества с другим индивидом.

Опускание – оставление одним индивидом другого без внимания (отсутствие выбора или отклонения.)

Метод социометрических измерений позволяет получить информацию о:

§ социально-психологических отношениях в группе;

§ статусе людей в группе;

§ психологической совместимости и сплочённости в группе.

В общем виде задачей социометрии является изучение неофициального структурного аспекта социальной группы и царящей в ней психологической атмосферы.

Социометрический критерий.

Существенным является то, что выбор или отклонение одним индивидом другого осуществляются по отношению к определенной содержательной деятельности.

Конкретная содержательная ситуация, характеризуемая контактом и представленная в качестве основы выбора или отстранения, называется социометрическим критерием.

Социометрические критерии формулируются в виде вопросов, ответы на которые и служат основанием для установления структуры взаимоотношений.

Виды социометрических критериев.

Производственные критерии – выясняют межличностные взаимоотношения на уровне структуры производственной деятельности.

Непроизводственные критерии – показатели межличностных взаимоотношений в коллективе.

Прогностический критерий – критерий, позволяющий выяснить структуру ожидания отношений членов коллектива согласно представлениям респондента.

Социальные критерии – предполагают выбор для совместной общественной работы.

Критерий считается положительным, если предполагает объединение партнеров. Соответственно, отрицательным называется критерий, предполагающий выделение из коллектива лица (или лиц)

Двойным называются такие критерии, которые предполагают возможность взаимного равенства партнеров в случае их реального осуществления.

Содержанием одинарных критериев является ситуация, при осуществлении которой с необходимостью возникает неравенство выбирающего и выбранного.

Требования к социометрическому критерию.

1. В его содержании должны отражаться взаимоотношения между членами коллектива.

2. Он должен воспроизводить ситуацию выбора партнера для совместной деятельности (или выбрать или отклонить).

3. Не должен ограничивать возможности выбора.

4. Критерии должны интересовать исследуемый коллектив, быть значимыми для него.

5. Должен описывать конкретные ситуации.

6. Должен быть грамотно сформулирован.

Требования к проведению социометрического опроса.

Количество членов изучаемого коллектива не должно превышать 8-9 человек.

Члены коллектива должны ясно представлять себе его границы.

Опрос должен проводиться посторонним для данного коллектива лицом.

Процедура социометрического опроса.

Подготовительная фаза – определение проблемы, выбор объекта исследования, знакомство с величиной и различными социально-демографическими характеристиками коллектива.

Первая фаза - Прямой контакт с членами коллектива, внушение им доверия, установление содержания социометрических критериев.

Вторая фаза - Проведение собственно опроса.

Фаза обработки – обработка информации.

Завершающая фаза - получение выводов и рекомендаций.

Социометрическая карточка.

Для сбора информации при социометрическом опросе применяются социометрические карточки, которые даются для заполнения респондентам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: