double arrow

Обработка и анализ информации социометрического опроса. Социоматрица, социограмма, социометрические индексы


Обработка полученной информации включает построение социоматриц, социограмм, а также расчет социометрических индексов.

Социоматрица – это матрица связей, с помощью которой анализируются внутриколлективные отношения.

Строится она по следующему принципу: в горизонтальных строках, которых столько же, сколько членов в данном коллективе, указываются выборы j- членов (кто выбирает), а в вертикальных столбцах – число полученных выборов теми же лицами, но в роли выбираемых членов. Социоматрица фиксирует отношения членов коллектива друг к другу по данному критерию.

Графический метод. Графическое изображение связей внутри коллектива, устанавливаемых на основании выбора, называется социограммой.

Социограмма строится по результатам опроса, занесенным в социоматрицу, и является ее наглядным графическим отображением.

Основные формы изображения.

Индивид или коллектив, являющиеся отдельным исследуемым элементом, изображаются кружком.

Связи между двумя элементами одного объекта, их действия и поступки изображаются с помощью черты между элементами.

1. Изолированный элемент. Это индивид (для больших социальных систем – коллектив), не связанный с другими элементами. Его выделение важно при изучении функциональных связей рабочего коллектива или эмоционально-психологических связей симпатий внутри коллектива.

2. Связь между двумя элементами – Диада, структура, очень часто наблюдаемая в небольших коллективах, например в форме совместной деятельности, а также как дружеские и доверительные связи между двумя людьми.

3. Триада, тетрада и другие виды связи, состоящие из большого числа элементов.

4. Звезда.

5. Пирада, или «структура дерева». Все ее элементы связаны с центром не непосредственно, а чрез другие, равнозначные элементы.

Виды социограмм.

По способу построения различают произвольные, круговые, концентрические социограммы.

В круговых социограммах все члены коллектива располагаются по окружности, внутри которой указываются выборы и отклонения.

В концентрических – по концентрическим кольцам, причем индивиды с высоким социометрическим статусом располагаются во внутренне округе.

Локограммы – представляют собой такие социограммы, при построении которых расположение символов членов коллектива изоморфно их реальному пространственному расположению.

Анализ различных аспектов структуры.

Различные аспекты социальных связей изображаются при помощи организационных схем, формалограмм, неформалограмм, специальных социограмм (коммуникограмм, проблемограмм и т.д.)

Формалограмма – диаграмма, представляющая данные о том, как воспринимаются членами коллектива их формальные отношения. При этом различаются два типа формалограмм – «вертикальная» и «горизонтальная». Для построения первой используются данные опроса об отчетности, ответственности и т.п. Основанием для построения «горизонтальной» формалограммы служат данные опроса относительно того, кто из членов организации стоит на той же иерархической ступени, что и опрашиваемых.

Неформалограммма – диаграмма, представляющая структуру неформальных отношений в коллективе.

Коммуникограмма – диаграмма, представляющая систему связей в организации, как они воспринимаются и сообщаются членами организации.

Проблемограмма – это специальные социограммы, представляющие структурные отношения членов коллектива в различных процессах – при обмене информацией, принятии решения и т.д.

3. Социометрические индексы.

Социометрические индексы представляют собой число выборов, какого либо определенного вида, пронумерованных (для возможности сравнения с аналогичными индексами, полученными в результате экспериментов с другими коллективами) как общее количество возможных выборов данного типа. Различают два типа социометрических индексов – персональные и групповые. Персональные индексы можно классифицировать также на объективные (содержащие информации о числе выборов, полученных данным членом коллектива от остальных), субъективные (содержащие информацию о числе выборов, сведанных данным членом коллектива), и смешанные (сконструированные из данных, характеризующих количество как отданных и полученных выборов).

Индексы:

Положительный статус индивида = число индивидов, выбирающих i / N-1

Отрицательный статус индивида = число индивидов, отклонивших i / N-1

Положительная экспансивность = число выборов, произведенных i-индивидом / N-1

Экспансивность группы = Общее число выборов, произведенных группой / N

По известным формулам также вычисляются: сплоченность группы, связанность группы, интеграция группы и проч.

40. Метод экспертных оценок
1. Определение метода экспортных оценок.
Метод экспертных оценок, называемый также экспертным опросом, в общем виде представляет собой опрос специалистов, компетентных в какой-либо, нужной исследователю области. Опрос таких лиц называется экспертным, а установленные в его ходе суждения респондентов о свойствах изучаемого явления - экспертными оценками.
Экспертная оценка — компетентное мнение, мнение эксперта по какой-либо из проблем, находящихся в сфере его компетенции
2. Отбор экспертов.
При определении конкретного состава экспертов надлежит руководствоваться не только и не столько компетентностью экспертов, сколько валидностью их заключений. Как свидетельствует опыт, нередки случаи, когда компетентность эксперта не дает адекватной валидности. Это объясняется многими обстоятельствами, в разной мере зависимыми от исследователя, организующего экспертный опрос и проводящего экспертизу.
Ряд этих обстоятельств имеет психологическое свойство. Эксперт с задатками лидера стремится к доминированию своих оценок, настаивая на них даже тогда, когда внутренне сомневается в их истинности. Человек конформистского склада ведет себя прямо противоположным образом, а конфликтогенный - склонен к оспариванию даже тех мнений других людей, с которыми по существу согласен. Большинству людей присуще смещать свои оценки в сторону нейтральной середины, а часть экспертов может быть заинтересована в преднамеренном искажении информации. Все это должно учитываться исследователем. '
Проведение отбора экспертов, как правило, осуществляется методом самооценки и определением коэффициента компетентности. Кандидатам раздаются карточки с тремя позициями оценки: К1 - высокая оценка- 1балл; К2 - средняя оценка - 0,5 балла; КЗ - низкая оценка - 0 баллов.
С их помощью, кандидаты оценивают свой уровень теоретических знаний, практический опыт и уровень прогностической компетентности. После ответов кандидатов, вычисляют коэффициент компетентности каждого по формуле К= (К1+К2+КЗ)/3 (образец карточки прилагается).
Слабость данного метода состоит в возможной неадекватности оценки.
Для подкрепления метода самооценки используют метод коллективной (взаимной) оценки. Однако следует заметить, что данный метод может применяться только в том случае, если эксперты знают друг друга в качестве специалистов. При использовании этого метода кандидатам предлагается список их «конкурентов» и ставится вопрос: «Кого бы Вы выбрали в качестве эксперта из предложенного списка?». Кроме того, в вопросе задается параметр выбора (Укажите ровно 25 человек).
На основании полученных данных строится таблица взаимных оценок. В случае, если результатов первой таблицы недостаточно для определения экспертов, необходимо построить уточненную таблицу взаимных оценок, (материал прилагается).
На основании метода самооценки и/или метода взаимной оценки отбирается нужное количество экспертов-респондентов, которым и предлагаются анкеты.


Сейчас читают про: