Диалектический метод отличается от так называемого «обыденного» познания (и знания) тем, что он рассматривает каждый объект познания,
Во-первых, в процессе движения и развития,
Во-вторых, во взаимосвязях с другими объектами и учитывает их взаимодействие. Г.Гегель.
Главные этические положения диалектики:
1. Абстрактной истины нет, истина конкретна; и процесс познания представляет прежде всего процесс движения от абстрактного к конкретному.
2. Одноплановых явлений нет, всякое явление представляет собой единство противоположностей (и их борьбу),причем иногда может осуществиться их взаимопереход; применительно к этике в ряде ситуаций то, что воспринимать как зло, начинает рассматриваться как добро, и наоборот;
3. Всякое количественное изменение, перейдя
Процесс познания, так же как и его результат-знание, состоит из двух основных компонентов.
Постижение и усвоение свойств и характеристик(сущности)объектов; т.е.предметов и явлений, а также связей между ними. Оценка свойств и характеристик(сущности) предметов и явлений, а также связей между ними, т.е. определение их важности, значимости с точки зрения познающего субъекта.
|
|
Объект познания представляет для познающего субъекта как понятие. Объект познания представляет для познающего субъекта как ценность.
Совокупность понятий и связей между ними являет собой содержание знания.
Совокупность оценок являет собой систему ценностей.
Коренное отличие этики от других сфер философской науки заключается в том, что ее принципы, категории, нормы и т.д. носят по преимуществу не понятийных, а ценностных, т.е. аксиологический характер (аксиология - наука о ценностях).
Этика содержит позитивные знания, но знания вырабатываются на основе оценки человеческих отношений и явлений социальной действительности.
Главные критерии оценки-представления людей о том, что есть добро и что есть зло -его антипод.
Это основные категории этики и вместе с тем основные критерии морального и аморального, нравственного и безнравственного.
Такая оценка формируется как обществом, социальным слоем, профессиональным коллективом, и тогда она принимает для познающего индивида объективный характер, так и в определенной степени каждым индивидом, придающим оценке своеобразную индивидуальную окрашенность, которая в философии определяется как субъективный аспект познания.
При анализе системы нравственных ценностей наиболее уместно использовать диалектическое соотношение категорий «общее», «особенное», и «отдельное, единичное»
Общее- это общесоциальная, общечеловеческая мораль.
Особенное - моральные принципы и нормы, диктуемые спецификой(если говорить о профессиональной этике) той или иной проф.среды.
|
|
Единичное - действующее исключительно в сфере определенной структуры организации.
В последнем случае некоторые моральные нормы могут иметь парадоксальный характер - вплоть до противостояния общечеловеческим нормам морали.
Диалектика общего, особенного и отдельного в правоохранительных органах заключается в том, что в конкретных службах, как правило, действуют все три вида моральных принципов и норм.
«Общее»-основное содержание профессиональной морали во всех службах правоохранительных органов составляют общечеловеческие моральные нормы.
«Особенное»-своеобразная специфика общих норм и наличие проф.норм морали.
Например, такие моральные качества, как мужество, верность долгу, чувство справедливость и т.д.
«Отдельное, единичное» характерно только для той или иной службы.