Раздел 1.Казахстан на пути независимости

Введение

Данная работа, «Казахстанский путь», взята мною для рассмотрения этой актуальной темы, которая будет раскрываться здесь же. Актуальность этой темы очень велика, хотя бы по тому, что каждый человек, проживающий на территории Республики Казахстан, должен знать свою историю народа и историю становления казахстанского пути. Идеологической основой этому является утверждение Республики Казахстан себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого является человек, его жизнь, права и свободы.

С 1991 по 2006 год Нурсултан Назарбаев выпустил под своим именем 12 книг. Получается, одну книгу - за 16 месяцев. Только профессиональным и плодовитым писателям удается такое. Еще столько лет творческого горения, и писатель Нурсултан Назарбаев по количеству изданных книг может встать в один ряд с гигантами мировой литературы. Последняя книга Нурсултана Назарбаева называется «Казахстанский путь». Она вышла в 2006 году. Раскрывая содержание книги Н.А.Назарбаева «Казахстанский путь» следует, прежде всего, отметить, что это реальные факты, объективный анализ происходящего, неофициальные подробности реальной жизни прошлых лет. Это масштабный исторический труд о самых трудных, ярких и значимых событиях страны, основанный на поиске наиболее эффективного пути в поступательном социально-экономическом и общественно-политическом развитии молодой независимой страны. Это 15-летний практический опыт государственного строительства в Казахстане, который вызвал огромный интерес у мирового сообщества, поднял на высокий уровень его международный авторитет и, прежде всего, в лице Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева.

Раздел 1.Казахстан на пути независимости

Историческое своеобразие периода, предшествовавшего рождению суверенного Казахстана, состоит в том, что его можно сравнить с состоянием клинической смерти, которую переживал крупнейший государственный организм – Союз советских социалистических республик. Государственный организм был в коме, парализованный экономическим и политическим кризисами, в то время как общественный мозг «просматривал» краткий курс истории без прикрас, а социальное сознание трясло судорожной реакцией на этот тяжелый процесс. Начиная с апрельского пленума ЦК КПСС 1985 года, когда фактически стартовала «перестройка», и вплоть до своего окончательного распада, страна погрузилась в осмысление самых сложных лабиринтов своей истории. Оживали образы млн. репрессированных, воскресали лики уничтоженной тоталитарной машиной интеллигенции, большим и малым народам начала возвращаться память о своей исконной истории. Зачастую в разных регионах бывшего СССР эти процессы сопровождались всплеском национальных конфликтов, бурей политических баталий и вооруженных столкновений. «Болезнь» была так запущена, что до сих пор некоторые регионы бывшего СССР не могут выбраться из этого тяжелого состояния, фигурируя в сводках тревожных новостей в качестве «горячих точек» планеты. Но, хотя и мы испытывали симптомы социальных болезней переходного периода – социальную депрессию и апатию, психологическую напряженность людей, – Казахстан вышел из того кризиса гораздо раньше и, более того, эта «болезнь» очистила нас от иллюзий советского времени и расчистила место для строительства совершенно новой страны – независимого и успешного Казахстана. Мы понимали, что то своеобразное состояние «комы» было настолько нестабильным и двойственным, что любое промедление или неправильное решение могли привести к «летальному исходу». У нас была большая опасность броситься в ненужные истерики по поводу прошлых обид и попытки исправить уже ставшее Историей прошлое, тогда как нужно было думать о настоящем и будущем. Когда тонет корабль, команда должна слаженно работать, а не выяснять, что или кто повинен в случившемся. Да, ситуация была непростая. Но какой бы сложной она не казалась, для выхода из нее необходим был здравый управленческий подход и напряжение сил каждого из нас. Тяжело бывает настолько, насколько это воспринимает само общество. Любую кризисную ситуацию не стоит драматизировать, ибо смысл всякого кризиса состоит в том, чтобы предшествовать новому этапу. При любом кризисе речь идет, прежде всего, о развитии. Конец старого – всегда начало чего-то нового. Ни одна страна мира в период становления не избежала кризисных явлений, затрагивающих, прежде всего, экономические основы государства. Великие депрессии и спады пережили Америка, Франция, Англия, Турция, Германия, Индия и другие страны. Разной была лишь сила потрясений. Некоторые страны, например, так называемые «тигры» Юго-Восточной Азии, все «рифы» становления рынка прошли через этапы внутриполитической нестабильности, земельные реформы и финансовые кризисы. В отдельных странах не обошлось без переворотов и гражданских войн, как это было в Латинской Америке и происходит сейчас в некоторых регионах планеты. Пройдя через все эти трудности, одни государства сумели укрепить свою экономику и стать примером для подражания в мировой хозяйственной структуре. Другим повезло в меньшей степени, и они до сих пор не могут выйти из непреодолимой цепи междоусобиц, нестабильности, экономической депрессии, растущего и столь обременительного внешнего долга. Можно, конечно, возразить, что у каждого государства были различные стартовые условия. Особенности географического положения и экономического развития, специфика предыдущего опыта и, наконец, менталитет людей – все это объективно влияет на результаты реформ и конечные итоги. На дворе стоял 1991 год, который открывал дверь в неопределенное будущее. До распада СССР, одной из самых могущественных империй человечества, оставались считанные недели. Наступала новая эпоха, а вместе с ней и новые, непредсказуемые перемены. В период восьмидесятых и девяностых годов мир стремительно переходил от индустриального общества к постиндустриальному. Научно-технический прогресс неумолимо менял структуру экономик государств, что, в свою очередь, оказывало влияние на общественное устройство в них. Глобализация набирала обороты, угрожая странам, неготовым к переменам, оказаться на задворках истории. Фактом остается то, что Советский Союз, с его громоздкой экономикой и военно-промышленным комплексом, не сумел адаптироваться к постиндустриальному обществу. Он не сумел измениться вместе с меняющимся миром – и ему не стало в нем места. СССР делал попытки провести реформирование. Но это была трансформация, сфокусированная на политической системе в первую очередь. Реформу экономики поставили на второй план. В итоге, экономический кризис привел к развалу огромного государства. С началом деструкции планово-административной экономики, с разрывом союзных производственных цепочек и экономических связей, Казахстан, как и другие союзные республики, заходил в тупик. Было очевидно, что надо «переходить» от планово-административной экономики к рыночной. Однако современная экономическая наука не давала ясной модели перехода к рыночной экономике, которая отвечала бы современным тенденциям. Не было одного уникального решения или какого-то единого алгоритма для подобного «перехода». Наверно, и не может быть такой общей модели трансформации. Так или иначе, нам нужно было самим искать свой путь. Казахстанский путь. Становление нашего государства происходило при живом интересе таких видных мировых деятелей, как Маргарет Тэтчер, Франсуа Миттеран, Гельмут Коль, Джордж Буш - старший, Ли Куан Ю, Иоанн Павел II и многих других. Так, например, мы долго анализировали, почему годы экономического кризиса на постсоветском пространстве стали золотыми годами для азиатских «тигров», сумевших наиболее полно адаптироваться к условиям международной конкуренции. Мы задавались вопросом: как беднейшим странам Юго-Восточной Азии удалось выкарабкаться из нищеты в течение 30 лет и стать процветающими индустриальными государствами? Первыми были Корея, Тайвань и Сингапур, а затем к ним присоединились Малайзия, Индонезия и Таиланд. В то время, когда с космодрома Байконур в космос отправлялись советские космонавты, эти страны только заканчивали свои земельные реформы, а неграмотные крестьяне заполняли будущие мегаполисы. Более того, многие из этих стран начинали свое развитие на основе системы, где государство прямо определяло экономические ориентиры и повседневно вмешивалось в экономическую жизнь страны. Нашим первым опытом среднесрочного планирования была разработанная в начале 1992 года «Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства». Это была первая попытка осмыслить путь развития в неразберихе тех лет, и ее уверенно можно назвать первым трехлетним общегосударственным планом. C обретением независимости требовалось решить целый ряд первостепенных задач. В первую очередь, необходимо было состояться как государство. А это означало, что надо было создать государственные институты власти, добиться признания на международной арене, вступить в различные международные организации. Сейчас, оглядываясь назад, можно определенно сказать, что этот план выполнил свое предназначение, являясь в большей мере стратегией выживания. Именно она определила кто мы, и кем мы станем в ближайшем и отдаленном будущем.

«Без четкой цели не могут существовать ни человек, ни властные структуры, ни общество. Людей, живущих без осознанного идеала, высокой мечты, неизбежно захватывает стихия мелких, обывательских интересов, сиюминутной материальной выгоды. И, как следствие, наступает общественная деградация. Вот почему столь необходима сегодня четкая и конкретная концепция развития казахстанского общества, дающая каждому возможность увидеть азимуты нашего движения, обрести уверенность в предсказуемости событий, в достижении конечного результата» Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства,1992 год

Стратегия стала одним из первых официальных документов республики, заложивших идеологический фундамент – вопрос самоопределения казахстанской нации. Проводя краткий исторический обзор, стратегия разъясняла, что Казахстан в современных границах исторически был территорией этнического расселения племен, составивших позднее казахскую нацию и контролировавших всю территорию современного Казахстана. Официально заявляли, что независимое государство в своем нынешнем виде – не чей-то подарок казахам, а наша историческая родина, исконно казахская земля. Дали ясный сигнал, что власть будет использовать все конституционные средства для обеспечения унитарной целостности государства, единства и нерушимости его территорий. Это было важное заявление для столь нестабильного периода. Стратегической целью было определено развитие суверенного государства с сильной президентской властью. Молодой республике требовалось очертить четкие контуры государственности. Учитывая опасность потери времени и дальнейшего углубления кризиса, президентская власть позволяла сконцентрироваться на решении неотложных проблем и проведении первостепенных реформ в сжатые сроки, не отвлекаясь на уговоры и поиски компромиссов-полумер. В тот период были созданы новые министерства, нацеленные на решение основополагающих задач. Также впервые в истории независимого Казахстана были созданы такие государственные институты, как вооруженные силы, дипломатическая и таможенная службы. Были приняты меры по укреплению и определению государственной границы. Все это требовало крупных финансовых ресурсов и решительных действий. Стратегия провозглашала два основных экономических принципа. Во-первых, формирование социальной рыночной экономики, основанной на конкурентных началах. Во-вторых, создание правовых и других условий для реализации принципа экономического самоопределения человека. Государство официально заявило о сокращении в перспективе доли государственной собственности до 30-40%. Для достижения поставленных экономических целей предполагалось использование косвенных методов регулирования экономики при реализации соответствующих бюджетной, налоговой, денежно-кредитной и социальной политик. Стратегия констатировала, что Казахстан переходит от плановой экономики к рыночной, от тоталитаризма к либеральной политике. Можно сказать, что ключевым идейным моментом Стратегии было такое понятие, как «благосостояние для всех». Автор этой идеи – известный немецкий экономист, министр экономики, а позднее и канцлер ФРГ Людвиг Эрхард. Его называют «патриархом» рыночных реформ Германии, которые имели поразительный эффект. В течение 10 лет германский экономический рост держался на уровне около 8% в год и в то время был наивысшим в мире. Именно благодаря таким результатам реформ Эрхарда в оборот вошло понятие «германское экономическое чудо». Следуя принципу «благосостояние для всех», наше государство объявило, что будет добиваться благосостояния для всех путем обеспечения каждому желающему предпринимательской свободы и возможности приложения сил в любой выбранной сфере деятельности. В таких условиях более способные, трудолюбивые и предприимчивые люди будут достигать более высокого социального статуса в обществе. В стратегии также объявили о намерении ввести национальную валюту. При этом делалась оговорка, что будут рассматривать этот вопрос только после выхода из кризиса и стабилизации экономики. Советский рубль рассматривался как общая валюта переходного периода, потому что тогда страна еще не была готова к переходу на новую валюту. К тому же все расчеты при товарообмене производились в рублях. И российское руководство обещало на какое-то время сохранить рублевое пространство. Однако в России появились люди, которые хотели поставить условия: или постоянно оставайтесь в рублевой зоне или мы разрушим вашу экономику. События последующих восемнадцати месяцев подтвердили опасения по поводу рублевой зоны. В конце 1992 года мало кто верил заявлениям нашего президента, что эта стратегия лишь начало большого пути. В самый разгар кризиса стратегия определила ориентиры для формирования нормального демократического общества с многоукладной рыночной экономикой, открывающей каждому человеку равные возможности самостоятельного выбора и экономического самоопределения в реализации своих экономических, социальных и политических интересов. Наша страна стремились создать общество, где будут верховенствовать закон, воля народа и здравый смысл. Общество, где предприимчивые и умные люди станут состоятельными и успешными гражданами. Несмотря на трудности, встретившиеся нашей стране как в политической, так и в других сферах, на протяжении первых трех лет(1992-1994 годы) Правительство пыталось либерализовать экономику, создать законодательную и институциональную базы рыночных отношений, наполнить рынок потребительскими товарами. Спустя десять лет после провозглашения независимости во многих сферах Казахстан стал лидером на постсоветском пространстве. Главными достижениями первого этапа реформ в экономической сфере стали сохранение стабильной социально политической обстановки в стране, успешное введение национальной валюты, вступление в международные финансовые институты и окончательный отход от принципов административно командной экономики и, как следствие, признание Казахстана международным сообществом. Была предложена система ориентиров. Это была сжатая программа. Четыре направления в политической и экономической сфере, четыре направления в сфере идейной консолидации. Первое. Ставилась задача перейти от формально-правовой к реальной независимости. Второе. Стратегическим направлением на этом этапе выбиралось укрепление государственности. Ведь только появились атрибуты государственности. Третье. Был выбран курс на системные и полномасштабные экономические реформы. Четвертое. Прагматизм в выборе внешнеэкономических партнеров и прагматическая внешняя политика в целом. Идеологический же срез включал в себя такие четыре пласта. Во-первых, межнациональное согласие. Наша страна блестяще реализовала эту идею в последующие годы. Во-вторых, внутринациональное единство. Нам удалось избежать раскола самих казахов по жузам и родам, регионам и другим территориальным единицам. Для многих стран, как мы видим сегодня, это остается не просто актуальной, но и даже жесткой политической проблемой. В-третьих, была провозглашена идеология модернизации казахстанского общества. Создание институтов гражданского общества, многопартийности, свободных средств массовой информации, неправительственных организаций – все это входило в систему модернизационной идеологии. Наконец, наша страна правильно оценила потенциал религиозных движений и четко постулировали необходимость религиозной терпимости и свободы вероисповедания. Все эти положения прошли проверку временем. 1994 год стал переломным во многих аспектах. Меморандум предполагал коренные реформы в денежно-кредитной и банковской системах. Уже полгода в стране действовала национальная валюта. Следующий решительный шаг был нацелен на стабилизацию курса тенге и обуздание гиперинфляции. Основной задачей государство ставило достижение финансовой стабилизации, как единственный выход из создавшегося кризиса. В 1994 году за счет проведенной оптимизации сформировали 14 областей вместо 19 и 169 районов вместо 230. Было сокращено 25 тысяч служащих и сэкономлены миллионы тенге бюджетных средств, которые пошли на выплату пенсий и зарплат. Чиновники, потерявшие теплые места, конечно, были против такого решения. Пользуясь этим, некоторые политики спекулируют на этом, призывая воссоздать области и районы. Люди должны знать, что эти вопросы поднимают те, кто потерял кресла и теплые места. К началу 1996 года процесс реформирования уже шел полным ходом. На этом этапе главным направлением реформ стало обеспечение макроэкономической стабилизации, совершенствование законодательной базы, финансовой системы, социальной сферы и производственного сектора, включая демонополизацию, приватизацию, банкротство и санацию предприятий. Наша страна подводила итоги проведенных реформ.

В апреле 1996 года создается Высший экономический совет (ВЭС) под председательством нашего президента. Основными целями ВЭСа стали подготовка предложений по решению социально-экономических проблем стратегического характера, проведение анализа хода реформ и выработка новых конструктивных предложений по их реализации. Создание Совета было принципиальным шагом в формировании институциональной основы рыночной экономики. В состав ВЭСа вошли видные ученые, высокопоставленные государственные служащие и эксперты в различных областях. Основной костяк ВЭСа составили молодые кадры, не имевшие груза старых догматических суждений. Главным условием при приеме их на работу являлось свободное владение иностранными языками, обладание научными достижениями и опыт работы в сфере хозяйственного управления. За каждым из них были закреплены отдельные отрасли экономики. Привлечение этих кадров позволило привнести свежую струю новых идей по дальнейшему развитию страны. Энергичная молодежь резко выделялась на фоне консервативного аппарата. Сегодня все они работают в разных ведомствах и на практике осуществляют стратегию. В течение всего 1996 года перед этой группой стояли две основные задачи. Во-первых, требовалось посетить как можно больше стран, максимально изучив международный опыт в области стратегического планирования и проведения структурных реформ. Во-вторых, в каждой отрасли следовало создать группы национальных и иностранных экспертов, задача которых заключалась в разработке и систематизации рекомендаций. Такой синтез задач предполагал максимальное поглощение информации каждым из этих молодых управленцев на протяжении всего года. После того, как был набран критический объем информации,требовалось создать методологическую базу для разработки долгосрочной стратегии. И здесь наша страна обратилась к международному опыту. Благодаря активной поддержке Программы развития ООН в Казахстане, мы получили возможность наладить контакты с Гарвардским университетом и провести семинар по стратегическому планированию. В апреле 1997 года казахстанская группа выехала в Бостон, где Гарвардский университет организовал десятидневный семинар для высших должностных лиц. В ходе семинара казахстанских экспертов познакомили не только с общеизвестным опытом стратегического планирования таких стран как Корея, Сингапур и Малайзия, но и с долгосрочными бизнес-стратегиями таких мировых гигантов как «Боинг», «Дженерал Электрик» и «Бритиш Петролеум». Лекции позволили определить место Казахстана в сравнении с другими странами и транснациональными корпорациями по таким критериям, как территория, население, объем ВВП и запас углеводородов. Материалы семинара и последующие контакты с отдельными экспертами мирового масштаба легли в методологическую основу будущей стратегии. Выбор горизонта планирования в тридцать лет был обусловлен двумя главными факторами. Во-первых, тридцать лет представляют собой период активной жизни одного поколения. Во-вторых, по оценкам запасов нефти и вероятности введения альтернативных источников энергии у Казахстана имелся задел также протяженностью в 30-40 лет. Так, к примеру, контракт с «Шевроном», ставший ориентиром для других нефтяных компаний, был подписан сроком на 40 лет. «Стратегия Казахстан-2030» делилась на четыре этапа: 1997-2000 годы – подготовительный этап, 2000-2010 годы – первый этап, 2010-2020 годы – второй этап и 2020-2030 годы – третий этап, по завершению которого Казахстан должен войти в разряд развитых стран. Стратегия предполагала три сценария развития страны в зависимости от запасов и цен на энергоносители: оптимистический, базовый и пессимистический. Основой при подготовке Стратегии, в частности, при определении значимости и порядка следования приоритетов, явилось обобщение международного опыта, рекомендации отечественных и зарубежных ученых и экспертов. Стратегия прорабатывалась и тестировалась бесчисленное множество раз – от самых идейных основ вплоть до отдельных ее аспектов. Так, эксперты неоднократно меняли формулировку приоритетов для лучшего восприятия их населением, добиваясь того, чтобы текст был кратким, лаконичным, но емким по смыслу.

В августе 1997 года наша страна вышла на финишную прямую с завершенным текстом Стратегии. К этому моменту окончательно определилась следующая система базовых приоритетов:

«1. НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ. Обеспечить развитие Казахстана как независимого суверенного государства при сохранении полной территориальной целостности.

ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ И КОНСОЛИДАЦИЯ ОБЩЕСТВА. Следует сохранить и укрепить внутриполитическую стабильность и национальное единство, что позволит Казахстану претворить в жизнь национальную стратегию в течение нынешнего и последующих десятилетий.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ, БАЗИРУЮЩИЙСЯ НА ОТКРЫТОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ С ВЫСОКИМ УРОВНЕМ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ И ВНУТРЕННИХ СБЕРЕЖЕНИЙ. Достичь реальных, устойчивых и возрастающих темпов экономического роста.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: