Проблема возраста и возрастная периодизация (Э. Эриксон, Д.Б. Эльконин). Основные возрастные кризисы, их значение в психическом развитии

Понятие «возраст» принято разделять на психологический и хронологический. Хронологическим называют паспортный возраст, то есть зафиксированную дату рождения. Он является некоторым фоном для психического развития и становления человека как личности. Психологический же возраст не связан с датой рождения, его не определяет количество психических процессов.
Различные возрастные классификации могут быть разделены на две группы:
1)частные классификации, посвященные отдельным отрезкам жизни, чаще детскими школьным годам;
2)общие классификации, охватывающие весь жизненный путь человека.
Э. Эриксон описал 8 стадий жизни человека (от рождения до старости), основанных на развитии человеческого «я» на протяжении всей жизни, на изменении личности по отношению к социальному окружению и к себе. Эти стадии включают как позитивные, так и отрицательные моменты:
1) Стадия орально-сенсорная - первые 12 месяцев жизни — начальная стадия, характеризующаяся доверием и недоверием.
2) Вторая стадия мышечно-анальная с 2—3-й годы жизни — характеризующаяся самостоятельностью в сочетании с нерешительностью;
3) третья стадия локомоторно-генитальная 3—5-й годы жизни — отличающаяся появлением предприимчивости и чувства вины;
4) Четвертая стадия латентная 6—11-й годы жизни — где появляется ощущение неполноценности и формируются умения;
5) Пятая стадия подростковая 12—18-й годы жизни ребенок начинает осознавать себя как личность, путая социальные роли;
6) Стадия ранняя зрелость 20-25 лет -. Эта стадия отличается ощущениями близости с другими и одиночества;
7)Стадия средняя зрелость 26-64 лет -— человек поглощен собой и социумом.
8)Стадия поздняя зрелость 65- смерть -— человек формируется как цельная личность, но может появиться чувство безнадежности.
Д. Б. Эльконин предложил следующие периоды развития детей:
1)младенчество — с момента рождения до года (ведущей формой деятельности является общение)
2)раннее детство — от 1 до 3 лет (развивается предметная деятельность, равно как и вербальное общение);
3)младший и средний дошкольный возраст — от 3 до 4 или 5 лет (ведущим видом деятельности является игра);
4)старший дошкольный возраст—с 5 до 6—7 лет (ведущим видом деятельности по-прежнему остается игра, которая объединяется с предметной деятельностью);
5)младший школьный возраст — от7до11 лет, охватывает обучение в начальной школе.
В этот период основным видом деятельности является учение, формируются и развиваются интеллектуальные и познавательные способности);
6) подростковый возраст — от 11 до 17 лет, охватывает процесс обучения в старших классах (для этого периода характерны: личностное общение, трудовая деятельность; происходит определение профессиональной деятельности и себя как личности). Каждый период возрастного развития имеет свои отличия и определенное время протекания. Если наблюдать за поведением и теми психическими реакциями, которые возникают у ребенка, то можно самостоятельно выделить каждый из периодов. Каждый новый возрастной этап психического развития нуждается в изменениях: общаться с ребенком следует уже иначе, в процессе обучения и воспитания необходимо искать и подбирать новые средства, методы и приемы. Важно помнить все границы периодов являются условными и могут быть изменены в тех или иных психологических подходах или точках зрения ученых.


15. Общение как социально-психологическая категория. Основные стороны общения: общение как коммуникация, взаимодействие, межличностное восприятие.
Общение
- сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга.

Общение - это весь спектр связей и взаимодействий людей в процессе духовного и материального производства, способ формирования, развития, реализации и регуляции социальных отношений и психологических особенностей отдельного человека, которое осуществляется через прямые или косвенные контакты, в которые вступают личности и группы.

Общение имеет три взаимосвязанные стороны:

- коммуникативную, анализирует общение с точки зрения передачи и обмена информацией;

- интерактивную, рассматривает общение как взаимодействие индивидов;

- перцептивную, в которой предметом анализа является взаимное восприятие партнерами друг друга.

Общение как коммуникация. Когда говорят о коммуникации в узком смысле слова, то, прежде всего, имеют в виду тот факт, что в ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и пр.

Общение как перцепция. Общение начинается с восприятия человека человеком. Социальная перцепция — это важный психологический процесс, ответственный за осуществление человеком определенного социального поведения. Он включает восприятие внешних признаков человека, соотнесение их с его личностными характеристиками, интерпретацию и прогнозирование на этой основе его поступков. Выделяют следующие механизмы взаимопонимания:

1. Идентификация — это способ понимания другого человека через осознанное или бессознательное уподобление его самому себе. 2. Эмпатия — постижение эмоционального состояния, вчувствование в другого человека.

3. Рефлексия — это осмысление субъектом того какими средствами, почему он произвел то или иное впечатление на партнера по общению. 4. Стереотипизация — это классификация форм поведения и интерпретация их причин путем отнесения к уже известным или кажущимся известными явлениям, социальным стереотипам.

Общение как интеракция. Процесс взаимодействия или интерактивная сторона общения — это процесс непосредственного или опосредованного воздействия субъектов общения друг на друга, а также организации их совместной деятельности.

Интерактивная сторона общения представляет собой общую стратегию взаимодействия. К ведущим стратегиям поведения во взаимодействии относят: сотрудничество, соперничество, компромисс, приспособление, избегание.

16. Понятие о малой группе. Динамические процессы в малой группе. Лидерство и руководство в малой группе. Структура и стадии развития детской группы.

17. Конфликт. Классификация конфликтов. Стратегия поведения в конфликте. Способы разрешения конфликтов.
Конфликт
– столкновение позиций, действительное или мнимое, но актуальное для сторон. Не всегда в основе конфликта существует реальное противоречие. Достаточно, чтобы один из участников принимал ситуацию как конфликтную.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: