Способы разрешения конфликтов

Существуют три основных способа разрешения конфликта:

1) Силовая борьба, которая может привести либо к проигрышу, либо к выигрышу.

2) Уход, при котором стороны отказываются от разрешения конфликта.

3) Взаимовыгодное решение, при котором вырабатывается совместное решение, устраивающее обе стороны.

18. Социальная сущность и функции семьи. Жизненный цикл развития семьи. Кризисные периоды в браке. Основные направления работы психолога с семьей на каждом этапе жизненного цикла.
Семья — это малая социальная группа, члены которой связаны браком, родительст­вом и родством, общностью быта, общим бюджетом и взаимной моральной ответственно­стью. Она принадлежит к важнейшим общественным ценностям.

Сущность семьи рассматривается, прежде всего, через ее функции. Понятие “функ­ции семьи” отражает систему взаимодействия семьи и общества, а также семьи и лично­сти.

Рассмотрим некоторые функции семьи.

1) репродуктивная - биологическое воспроиз­водство населения в общественном плане и удовлетворение потребности в детях – в личностном плане;

2) воспитательная – социализация молодого поколения, поддержание культурного воспроизводства общества;

3) хозяйственно-бытовая – поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи;

4) экономическая – экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов обще­ства.

5) эмоциональная – психологическая защита, эмоциональная под­держка, эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия и другие.

В своем развитии семья проходит ряд циклов: (Картер и Мак Голдрих).
1. Монада – человек живет сам по себе, научается сам о себе заботиться. Ребенок становится независимым от родителей. Человек отсоединяется от родителей и учится жить сам для себя. Потребность в самотрансценденции завершается вступлением в брак.
2. Диада – стадия заключения брака, молодые люди сами удовлетворяют свои потребности. Основная задача – формирование устойчивых супружеских взаимоотношений, распределение власти, ролей. Молодые должны научиться конфликтовать, устанавливать правила, творить свою новую семейную систему. Также важной задачей является сохранение идентичности на фоне супружеских отношений.
3. Триада. Появление ребенка в семье. Установление новых форм взаимоотношений, формирование родительской подсистемы, адаптация к новым ролям, образу жизни.
4. Пубертат первого ребенка. Если родители передадут ребенку часть ответственности, будут относиться к нему как ко взрослому, то у него наступит стадия монады. Ребенок включается как член семьи во все семейные дела. Родители – супруги, со своей собственной частой жизнью.
5. Стадия ухода детей из семьи, опять остается диада. Новое перераспределение ролей.
6. Развод или смерть одного из супругов.

Кризисы:

1. Кризис медового месяца.
Наступает в первые 1-2 месяцы семейной жизни. Первые ссоры, конфликты. Основная психологическая составляющая – разочарование (чаще у женщины), объективные изменения, связанные с двумя психологическими феноменами: 1. Феномен срывания масок. Связан с тем, что добрачные роли супругами отыграны, которые были связаны с ритуалом ухаживания и с тем, что добрачной общение носило досуговый характер. После заключения брака меняются задачи.
2. Эффект нижнего белья. Связан с тем, что супруги перестают следить за своей внешностью, начинают проявляться неприличные характеристики, исчезают шарм и очарование, начинаются бытовые проблемы. Часто у мужчины и женщины разные установки, задачи и ожидания от брака. Помощь психолога:
Психологу нужно показать супругам их любовь. Важно не избегать конфликтов, а научиться конфликтовать. Нужно выработать общий язык, выяснить, что супруги ожидали от брака, что они имели ввиду под словами помощь, любовь и т.д. осознать и выявить основные противоречия в установках супругов на брак и построить перспективу взаимоотношений в дальнейшем.
2. Кризис связанный с появлением первого ребенка.
Первые 3-5 лет совместной жизни. Кризис, как правило, связан с недовольством жены своим мужем (мало помогает по хозяйству, не любит ребенка так, как любит его она), у жены часто может возникать послеродовой психоз. Часто мужья выражают недовольство тем, что жена запускает хозяйство, больше внимания уделяет младенцу, не обеспечивает комфорт. Муж на время становится единственным кормильцем семьи, не может восстановить силы после работы. Нормальный выход из кризиса.
Ребенок взрослеет. Года в 2-3 просыпается отцовский инстинкт (стремление что-то передать ребенку, чтобы чувствовать связь с ребенком отцу нужно в него что-нибудь вложить). В идеале появляется 3-и подсистемы: родительская, детско-родительская, родственная. Через ребенка муж и жена становятся кровными родственниками.
3. Кризис опустевшего гнезда.
Стаж семейной жизни больше 18 лет. Основные аспекты:
1. Аспект межличностного характера, (между мужем и женой). Супруги вынуждены восстанавливать либо заново выстраивать супружеские отношения. В процессе этого могут актуализироваться неразрешенные конфликты прошлого. Начинается выяснение отношений. Конфликт может появиться в результате того, что муж и жена изменились. Конфликты связаны с адаптацией к новым ролям.
2. Внутриличностный (кризис середины жизни, среднего возраста). Связан с подведением промежуточных итогов. Сравниваются цели, задачи, поставленные в юношеском возрасте с результатами.
3. Сексологический аспект кризиса. Начинается проявляться гетерохронность психосексуального развития мужа и жены. После полового созревания сексуальность девушек переходит в латентное состояние. У мужчины пик сексуальности 18-25 лет, после 45 мужчине необходима дополнительная сексуальная стимуляция. Пик женской сексуальности 30-45 лет. Часто до 60 лет женщина легко сексуально возбудима. Если семья создавалась ради ребенка, то на этой стадии она распадается.
Помощь психолога.
Задача психолога: способствовать восстановлению супружеских отношений, важно сексуальное просвещение супругов, нужно помочь супругам в нахождении нового смысла жизни.
Задача супругов: формирование отношений родителей и детей на уровне взрослый-взрослый. Отпустить своих взрослых детей и обрести психологическую независимость от них.

19. Сущность психологического консультирования и психолого-педагогической коррекции. Основные направления в психологическом консультировании.
Соотношение понятий: «психотерапия», «психологическое консультирование», и «психолого-педагогическая коррекция». Особенности консультирования семьи.
Сущность психологического консультирования(ПК) заключается в предоставлении специалистом-психологом на основе специальных профессионально-научных знаний непосредственной психологической помощи через создание условий, при которых клиент открывает (осознает) новые возможности в решении своих психологических проблем.

ПК отличается от других видов деятельности психолога рядом особенностей: В частности, ПК носит кратковременный и эпизодический характер личных контактов психолога и клиента, тогда как различные методики психотерапии(ПТ) рассчитаны на длительный период работы с клиентом.

Если ПК ориентировано на помощь клиенту в реорганизации его межличностных отношений, то ПТ воздействие ориентировано на решение глубинных проблем личности.

При проведении ПК психолог-консультант дает советы клиенту, но их практическая реализация является делом клиента. При ПТ же активные действия, направленные на преодоление проблем клиента, осуществляет психолог, а клиент лишь реагирует на них, или воспринимает эти воздействия. При психокоррекции, которая связана с ПК, основная работа зачастую проводится клиентом самостоятельно при отсутствии психолога или без прямого и постоянного взаимодействия с ним.

Целью ПК является помощь клиенту в исследовании собственной личности, в понимании своих отношений с окружающим миром, оценке своих проблем и в поиске альтернативных вариантов их преодоления.

Психологическая коррекция(ПКР) представляет собой направленное психологическое воздействие на определенные психологические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования индивида. Термин «психологическая коррекция» получил распространение в начале 70-х гг. прошлого века. В это время психологи стали активно работать в области ПТ, прежде всего, групповой. Но поскольку ПТ является лечебной практикой, а ею по закону может заниматься только лицо, имеющее высшее медицинское образование, то распространение термина «психологическая коррекция» было направлено на преодоление этой ситуации: врач занимается ПТ, а психолог —ПКР.

Одна из точек зрения по данному вопросу заключается в признании полной идентичности понятий «ПКР» и «ПТ», однако при этом не учитывается, что ПКР как целенаправленное психологическое воздействие реализуется не только в медицине (где можно указать по меньшей мере три основные области ее применения: психопрофилактика, собственно лечение — психотерапия и реабилитация), но и в других сферах человеческой практики, например, в педагогике, организации труда. Об обоснованности использования понятия «ПКР» наряду с понятием «психологическое вмешательство»(ПВ) ответить однозначно трудно. Их сопоставление обнаруживает очевидное сходство. ПКР и ПВ понимают как целенаправленное психологическое воздействие. ПКР и ПВ реализуются в различных областях человеческой практики и осуществляются психологическими средствами. ПКР в медицине может быть направлена на решение задач профилактики, лечения (психотерапия) и реабилитации. ПВ в медицине (клинико-психологические вмешательства) выполняют функции профилактики, лечения, реабилитации и развития. И ПКР, и ПВ, используемые с целью лечения, выполняют психотерапевтическую функцию. Очевидно, что по существу эти понятия совпадают. ПТ является одной из функций или одной из целей ПК или ПВ.

Основные современные направления консультирования: Психоанализ. З. Фрейд, Индивидуальная психология А. Адлера, Экзистенциальный подход в психологическом консультировании. В. Франкл, Р. Мэй, И. Ялом, Центрированный на человеке подход в консультировании. К. Р. Роджерс, Гештальт-подход в психологическом консультировании. Ф. Перлз, Транзактный анализ в психологическом консультировании. Э. Берн, Бихевиоральный подход к психологическому консультированию. А. Лазарус, Рационально-эмотивная терапия (РЭТ) и другие когнитивно-бихевиоральные подходы в психологическом консультировании. А. Эллис - основоположник рационально-эмотивной терапии. А. Т. Бек, Д. Майхенбаум.

Семейное консультирование: В качестве "клиента" в семейном консультировании выступает не отдельная личность, проявляющая те или иные нарушения, а семья. С точки зрения американских теоретиков и практиков консультирования Д. Коттлера и Р. Брауна, работа с семьей, в отличие от индивидуального консультирования имеет ряд особенностей:

Семейные консультанты видят корни проблем не внутри самой личности, а в более широком контексте взаимодействия людей.

От специалистов в этой области требуется больше активности, директивности и степени контроля, чем при индивидуальном консультировании.

Лишь в очень редких случаях семейный консультант может позволить себе роскошь использования только одного теоретического подхода. Он должен быть гибким и прагматичным.

Центром внимания консультирования должны быть организационные структуры и естественный процесс развития, являющиеся частью семейной системы. Это подразумевает внимательное отношение к семейным правилам, нормам и объединениям внутри семьи.

Предпочтительно использование циркулярной, а не линейной модели причинно-следственной связей. Это означает, что при определении причин события или поведения важно рассматривать более широкую картину и выяснять, как взаимосвязано поведение разных людей.

Используются модели развития, которые описывают жизненный цикл семьи, включая естественные и предсказуемые перемены, кризисы и конфликты.

Необходимо признавать, что, в зависимости от культуры, существуют различные варианты структуры семьи. Может случиться так, что клиент, которого мы видим перед собой, является членом нетрадиционной структуры: смешанной семьи с приемными детьми, неполной семьи членом сожительствующей гетеросексуальной или гомосексуальной пары.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: