Общее направление процесса познания выражается в формуле <От живого созерцания к абсолютно-
му мышлению и от него к практике - таков диалектический путь познания истины>. Тут выделяется
две ступени познания:
- чувственная
- логическая
В истории фил. было два направления абсолютизирующие ту или иную ступень познания:
- сенсуализм (чувственные познание абсолютизируется)
- рационализм (абсол-ция логической ступени познания)
Кант рассмотрел эти ступени познания в единстве, говорил о двух стволах познания: чувственности и рассудке. Генетически первой ступенью познания явл. чувственное.
Формы чувственного познания:
- ощущение
- восприятие
- представление
Формы логического познания:
- понятие
- суждение
- умозаключение
Понятие - форма мышления, в которой предметы отображаются в их общих существенных признаках. Понятия имеют разл. глубину и степень общности. Понятие первоначально всегда связано с процессом матем. практики.
Суждение - форма мышления в которой что-либо утверждается или отрицается. Отношения м/у суждениями и понятиями диалектичны. Суждение явл. истинным, если отображает действ-ую связь предметов.
|
|
Умозаключение - форма мышления, когда из двух или нескольких суждений с логической необходимостью получают новые суждения.
Различают три вида умозаключений:
- индивидуальное (от частного к общему)
- дедуктивное (наоборот)
- традуктивное (когда вывод идет от знания одной степени общности к знанию той же степени общности)
Чувственное и рациональное познания диалектически взаимосвязаны. Любое чувственное созерцание ч-ком мира предполагает, что ч-к меняет уже имеющиеся знания. Большую роль в познании играет интуиция.
Интуиция - прямое постижение истины без предварительного логического доказательства, когда промежуточные сведения аргументации отсутствуют. В интуиции проявляется единство чувственного и логического познания.