double arrow

ДИАЛЕКТИКА ПРОЦЕССА ПОЗНАНИЯ


Предметом теории познания как философской дисцип­лины являются: природа познания как целого, его возмож­ности и границы, отношения знания и реальности, знания и веры, субъекта и объекта познания, истина и ее критерии, форма и уровни познания, соотношение различных форм знания.

Теория познания - не изолированная научная дисцип­лина. Она тесно связана с такими философскими науками, как онтология - учение о бытии как таковом, диалектика -учение о всеобщих закона бытия и познания, а также с ло­гикой в ее различных модификациях и методологиях.

Поскольку субъектом познания является человек как общественное существо, то теория познания широко ис­пользует данные философии антропологии, этики, культурологии, социологии и других наук о человеке.

Познавательная деятельность имеет свои источники и движущие силы, механизм, направленность, социальную и иную обусловленность, взаимодействие объекта и субъекта. Изучение данных процессов составило диалектику процесса познания.

Диалектика процесса познания по отношению к взаимо­действию объекта и субъекта идет от чувственного отраже­ния действительности к логическому отражению и от него к практике. Чувственное отражение - слух, вкус, и т.д. Ос­новные его формы: ощущение, восприятие, представление.

Логическое отражение - способ познания действитель­ности при помощи абстрактного мышления. Основные формы: понятие, суждение, умозаключение.

Практика - это целенаправленная предметно-чувственная деятельность субъекта по преобразованию ма­териальных систем. На практике осуществляется проверка результатов познания, теоретических обобщений и выводов, а также полученных новых фактических данных, переход к новому циклу познания.

Диалектика процесса познания по отношению к объекту уточняет, как идет движение мысли вглубь объекта, к егооткрытым свойствам и отношениям. Мысль человека бесконечно углубляется от познания формы - к познанию содержания, от случайного - к необ­ходимому, от явления - к сущности, от сущности первого порядка - к сущности второго порядка и т.д., бесконечно, к самой глубокой сущности - закону. Каждая из постигнутых сущностей выступает основой для познания сущности дру­гих предметов и явлений. Сущность выражает самые глубо­кие, внутренние, наиболее устойчивые и закономерные сто­роны бытия, она определяет основные черты, главное со­держание и тенденции развития предмета. Явление характе­ризует внешнее, непосредственное обнаружение сущностей, способ ее проявления.




Явление дается человеку в ощущениях, восприятиях, представлениях. Любой новый предмет предстает перед на­ми как совокупность явлений - внешних признаков (цвет, запах и т.д.). Сущность постигается посредством абстракт­ного мышления с использованием логических форм и мето­дов. Углубление в сущность, движение к абсолютной исти­не не может завершиться окончательно, поскольку неисчер­паем любой объект познания, познавательные способности человека ограничены характеристиками его чувствования и

интеллекта.

Диалектика процесса познания по отношению к субъек­ту раскрывает смену форм познания. Соотношение кон­кретного и абстрактного развития знаний: познание от конкретного в действительности и ее чувственных образов идет к абстрактным понятиям и определениям и далее - от от­дельных абстракций через их синтез восходит к конкретно­му в мысли. К теории, а затем снова - к практике. Это озна­чает, что для более глубокого проникновения в объект не­обходимо временно уходить от него в область абстрактных образов.

Таким образом, познание является сложным диалекти­ческим процессом, осуществляемым в чувственных и логи­ческих формах на основе практики. Целью познания являет­ся обоснование истины. Познание осуществляется не только в формах чувственного и абстрактно - логических этапов, но также в формах иррационального постижения.

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: