Иман в арабском языке - вера. Лексически иман - это твердая убежденность в сказанных словах без малейшего сомнения и колебания. Как термин иман это - открытое произнесение словами положений, в которые веришь, и признание их сердцем. Кто принял Иман, должен совершать поклонения. Кто уклоняется от богослужений и благих дел не выходит из веры. Но, чтобы достичь совершенства в вере и удостоиться благ и милостей Аллаха необходимо совершать поклонения.
Принятие Имана делится на две части:
Первое. Уверование вкратце, то есть в общем смысле уверование. Верование вкратце это произнесение Слова верования, иначе говоря Кәлимәтү таййибәһ: Нет никого для поклонения и верования кроме Аллаһа Тәгалә и Мухаммат его посланник.
Кроме слов верования еще говорят Кәлимәтүш-шәһәдәһ, то есть Слово свидетельствования: Свидетельствую, что истинно, нет никого кроме Аллаһа Тәгалә для поклонения и свидетельствую, что действительно, Мухаммат Его раб и посланник.
|
|
«Лә иләһә иллаллаһү Мүхәммәдүр-расулүллаһ» ул диннең башы да, ахыры да, тышы да, эче дә. Диннең башы, чөнки исламга керер өчен кеше кәлимәсен ышанып әйтергә тиешле. Диннең ахыры, чөнки үлгән вакытта «Лә иләһә иллаллаһү Мүхәммәдүр-расулүллаһ» кәлимәсенә ышанган килеш кенә, аны әйткән кеше генә җәннәткә керә ала. Диннең эче һәм тышы, чөнки «Лә иләһә иллаллаһү Мүхәммәдүр-расулүллаһ» йөрәгенә кергәч кенә, кеше гамәл кылуның кирәклеген аңлый, һәм гамәл кыла башлый.
О том, чтобы только одному Аллаһу осуществпять поклонение созданы люди и джимнны, сказано в Коране: Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне. («Әз-Зәрийат, 56).
Второе. Верование тәфсыйли, то есть верование в каждое из шести столпов веры. Верование тәфсыйли по арабски будет так:
آمَنتُ بِاللَّهِ وَمَلَائِكَتِهِ وَكُتُبِهِ وَرُسُلِهِ وَالْيَوْمِ الْآخِرِ والقَدَرِ جَيرِهِ و شَرِّهِ مِن اللهِ تَعالَى
Смысл: Верую в Аллаһа Тәгалә, в Его ангелов, в Его книги, в Его посланников, в день Суда и в предопределенность хорошего и плохого Аллаһом Тәгаләдән.
Если человек совершает благие деяния, крепость имана увеличивается, а если совершает грех, крепость имана уменьшается. Но под увеличением имана не надо понимать добавление чего-то к шести столпам веры, а под уменьшением веры убирание нескольких из этих шести столпов. Лишь верящий во все основы из книги Аллаһа и Сунны посланника человек считается с иманом, то есть уверовавшим. Если человек отрицает хоть что-то из столпов веры, то он выходит из рамок веры, будет кәфер.