Что такое вера в Предопределение?

Мы верим, что все происходят по воле Аллаһа Тәгалә и по его высшему знанию. То, что все в мире с его начала и до конца должно произойти, известно Аллаһу называется «тәкъдир-предопределение». Аллаһ знает все, что в мире было и будет. Время, когда происходит то что должно, называется «када». Например: время смерти человека Аллаһ заранее знает, это знание называется «предопределение», а когда это время придет, это будет «када».

Говорить, что Аллаһ все дела предопределил, и человек любое дело обязательно совершит, а за обязательное дело нет воздаяния или наказания - неверно. Идея о принуждении ведет к отмене всех обязанностей, предписанных шариатом. На того, кто невольно совершает что-то, не может быть наложена обязанность совершать нечто противоположное, поскольку это было бы абсурдом. На самом же деле перед совершением деяния у человека появляется намерение, а затем решимость.

Человек обязательность всех свих дел может не знать. Например: когда делает рукой движение, чтобы писать, он это делает по своей волей. Но движение от дрожи в руках он совершает непроизвольно. Если добровольные деяния будут благими, ему будет воздаяние, а если плохими - наказание.

Совершая грех, ссылаться на такъдир непозволительно. Потому, что у человека есть частичное желание, возможность, воля и разум. Мы верим, что все хорошие или плохие деяния человека возникают с желания, предопределения и знания Аллаһа Тәгалә. Но благие деяния будут с согласия Рабби, а грешные деяния без Его согласия.

Ученые ахля ас-сунна вал-джама‘а считают, что все деяния делятся на два вида.

Первый вид. Деяния, к созданию которых человек не имеет никакого тношения. К таким деяниям относятся: дожди, движение небесных тел, болезнь, бедность, биение сердца, смышленость и т.д. Эти деяния создаются Аллахом помимо человеческой воли, они относятся к понятию «предустановление и предопределение с его добром и злом».

Второй вид. Деяния, при создании которых проявляется человеческая воля. Например: еда, питье, вставание, сидение, ходьба, заработок пропитания, деяния, вмененные в обязанность человеку.

Аллах создал у человека предрасположенность к этим деяниям, именно он создал разум, указывающий на их необходимость, Он даровал человеку силы для их совершения. Кроме того, Аллах создал все предпосылки этих деяний. Но нужно отметить, что Аллах творит человеческие деяния только тогда, как человек намерился и обрел решимость совершить задуманное деяние.

Подготовленность, которым наделил Аллах человека, позволяет ему вершить и благие, и дурные деяния, и выбор стоит именно за ним. Именно поэтому Аллах в Коране сказал: «Добрые деяния идут на пользу ему, злые деяния идут ему во вред» (2:286). Деяние создается Аллахом, но выбор стоит за человеком. Аллах в Коране сказал: «Аллах сотворил и вас и то, что вы ваяете» (37:96).

Следует отличать понятие «творить действие» и «осуществлять действие». То, что деяния созданы, еще не говорит о том, что Аллах вынудил человека их совершить, осуществить. Действие приписывается тому, кто его совершает, а не тому, кто его создает. Если Аллах создал в человеке силу, позволяющую совершить прелюбодеяние, и человек, воспользовавшись ей, совершил этот грех, это не значит, что Аллах вынудил его сделать это. Т.е., мы обязаны верить в то, что Аллаху известны все деяния, которые совершат Его создания. И предустановление, и предопределение не являются принуждением Аллаха по отношению к Своим рабам в совершении каких-либо деяний или отказе от них.

Имам ан-Навави в комментарии к сборнику Муслима пишет: «Многие люди считают, что предустановлением и предопределением Аллах обязывает, принуждает людей к совершению тех или иных деяний, на самом же деле все не так, как им представляется. Это всего лишь информация о том, что знание Аллаха предшествует деяниям людей, и Он осуществляет события согласно этому знанию».

Мы верим, что Аллах создатель, Он вершит то, что желает, в том плане, что создает средства и инструменты деяний. Что же касается совершения деяний, то это связано с человеческой волей. Именно поэтому мы говорим, что создание действия в человеке начинается только после того, как он сделает свой выбор, когда в нем появится решимость. Действие происходит неотвратимо, но Аллах не принуждает человека его совершать. Доказательством этого служат аяты: «Ho тот, кто давал и страшился, и считал истиной прекраснейшее, – тому Мы облегчим к легчайшему. A кто скупился и обогащался, и считал ложью прекраснейшее, – тому Мы облегчим к тягчайшему» (92:5 – 10).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: