Рассматривая проблему психического как специфической области научного познания, следует обозначить основные особенности психологии как научной дисциплины, а также обратиться к проблеме методологического статуса психологии на современном этапе ее развития.
Дисциплинарные особенностям психологии:
1. Междисциплинарный статус проблемы психического.
2. Неопределенность положения психологии в дисциплинарном пространстве между естественными и гуманитарными науками.
3. Нечеткость границ между областями психологической науки.
4. Расчленение психики на восприятие, память, мышление и другие психические функции.
5. Отсутствие единой, разделяемой всеми учеными теории психического.
5. Отсутствие универсальных критериев добывания и верификации знания.
6. «Схизиз» между исследовательской и практической психологией (Василюк, 1996).
6. Существование множества «параллелизмов»: психофизического, психосоциального и т.д. (Василюк, 1996).
5. Экспликация «теории собственной личности» в поле объяснения психического других людей (Г.А.Берулава).
|
|
Методологический статус современной психологии. В настоящее время в психологической науке существует несколько позиций, предлагающих различные варианты интерпретации современного методологического статуса психологии и его перспектив. Эти позиции выстроены на основе апплицирования концепции Т.Куна к реальности психологической науки.
В истории любой науки Кун выделяет фазы или периоды: допарадигмальный, нормальной науки и научной революции. Допарадигмальный период характеризуется множеством противоборствующих внутринаучных школ разного масштаба и направленности (Кун, 1977). Второй фазой в развитии любой науки Т.Кун считает период нормальной науки, которая характеризуется становлением одной из боровшихся ранее парадигм, в качестве общепринятой. Третий этап - фаза научной революции - характеризуется тем, что победившая ранее научная парадигма оказывается в кризисе, связанном с невозможностью разрешения встающих перед ней объективных проблем. В этих условиях включаются в борьбу альтернативные научные направления и в итоге один из этих научных подходов становится новой научной парадигмой.