Комплекс неполноценности

В статье Адлер утверждал, что почти каждый человек имеет какие-то психические, чаще всего характерологические, недостатки, что формирует у него комплекс неполноценности.

Автор сделал вывод, что чувство неполноценности наряду с негативным может оказывать и позитивное влияние на личность, так как нередко является стимулом для достижения цели. В этих случаях комплекс неполноценности формирует устойчивое стремление быть не хуже, а лучше других, побуждает индивидуума к усилиям, делает его более упорным в достижении цели, благодаря чему он добивается очень многого.

«Чувство неполноценности, — писал Адлер, — само по себе не является ненормальным. Оно — причина всех улучшений в положении человека»[19]

Педагогические ошибки.

Альфред Адлер в этой статье отметил, что при реальной компенсации ощущение недостаточности выступает движущей силой развития индивида. Чувство несостоятельности толкает нас к тому, чтобы преодолеть собственную слабость, развить свои возможности и добиться в чём-нибудь совершенства.

В педагогических целях это можно использовать следующим образом: необходимо активизировать в детях самокритику, помочь критически взглянуть на себя со стороны. С другой стороны, автор статьи призывает учитывать и то, что «пружина» недостаточности будет способствовать саморазвитию детей только в атмосфере группового принятия, в которой ребёнок не будет бояться сделать ошибку. Он должен ощущать, что он сам является безусловной ценностью. Критике должны подвергаться его поступки и другие проявления, а не его личность в целом. В противном случае, в обстановке конкурентности и взаимных «уколов», чувство недостаточности, скорее всего, может вылиться в комплекс неполноценности, а «уверенность в своей неспособности решить проблему приводит к псевдокомпенсации».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: