Учащиеся должны знать: значение профессионального самоопределения, требования к составлению личного профессионального плана; правила выбора профессии; понятие о профессиях и профессиональной деятельности; понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии; понятие о темпераменте, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сфере, интеллектуальных способностях, стилях общения; значение творческого потенциала человека, карьеры.
Учащиеся должны иметь представления: о смысле и значении труда в жизни человека и общества; о современных формах и методах организации труда; о сущности хозяйственного механизма в условиях рыночных отношений; о предпринимательстве; о рынке труда.
Учащиеся должны уметь: соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии; составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его; использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности; анализировать профессиограммы, информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка; пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.
Календарно-тематический план курса
«Твоя профессиональная карьера»
| Учебная неделя | Тема | Количество часов | |
| на теоретические занятия | на профессиональные пробы | ||
| VIII класс | |||
| 1. Вводное занятие | |||
| 2. Внутренний мир человека и возможности его познания | |||
| 3. Многообразие мира профессий | |||
| 4. Представление о себе и проблема выбора профессии | |||
| 5. «Секреты» выбора профессии («хочу» — «могу» — «надо») | |||
| 6. Склонности и интересы в профессиональном выборе («хочу») | |||
| Профессиональные пробы по профессиям типа «человек — человек» (торговое дело, работа с детьми) | |||
| То же | |||
| То же | |||
| 7. Возможности личности в профессиональной деятельности («могу») | |||
| Профессиональные пробы по профессиям типа «человек — человек» | |||
| То же | |||
| То же | |||
| 8. Социальные проблемы труда («надо») 8.1. Разделение труда (1 ч) | |||
| Профессиональные пробы по профессиям типа «человек — техника» (деревообработка, швейное дело) | |||
| 8.2. Содержание и характер труда (1 ч) | |||
| Профессиональные пробы по профессиям типа «человек — техника» | |||
| 8.3. Процесс и условия труда (1 ч) | |||
| Профессиональные пробы по профессиям типа «человек — техника» | |||
| То же | |||
| То же | |||
| То же | |||
| 9. Социально-психологический портрет современного профессионала | |||
| Профессиональные пробы по профессиям типа «человек — природа» (растениеводство) | |||
| То же | |||
| То же | |||
| 10. Анализ профессий 10.1. Основные признаки профессиональной деятельности (1 ч) | |||
| Профессиональные пробы по профессиям типа «человек — природа» | |||
| 10.2. Классификация профессий (1 ч) | |||
| Профессиональные пробы по профессиям типа «человек — природа» | |||
| То же | |||
| 11. Здоровье и выбор профессии (1 ч) | |||
| Профессиональные пробы по профессиям типа «человек — знаковая система» (выполнение канцелярских работ) | |||
| То же | |||
| То же | |||
| 12. Свойства нервной системы в профессиональной деятельности | |||
| Профессиональные пробы по профессиям типа «человек — знаковая система» | |||
| То же | |||
| 13. Темперамент в профессиональном становлении личности | |||
| Профессиональные пробы по профессиям типа «человек — знаковая система» | |||
| То же | |||
| 14. Ведущие отношения личности и типы профессий | |||
| Профессиональные пробы по профессиям типа «человек — художественный образ» (ремесла и народное творчество) | |||
| То же | |||
| То же | |||
| 15. Эмоциональные состояния личности | |||
| Профессиональные пробы по профессиям типа «человек — художественный образ» | |||
| То же | |||
| 16. Волевые качества личности | |||
| Профессиональные пробы по профессиям типа «человек — художественный образ» | |||
| То же | |||
| Итого | |||
| Всего | |||
| IX класс | |||
| 17. Интеллектуальные способности и успешность профессионального труда 17.1. Способность к запоминанию (2 ч) | |||
| Профессиональные пробы по профессиям типа «человек — техника» (металлообработка, транспорт) | |||
| То же | |||
| То же | |||
| 17.2. Способность быть внимательным (1 ч) | |||
| Профессиональные пробы по профессиям типа «человек — техника» | |||
| 17.3. Способность быть внимательным (1 ч) | |||
| Профессиональные пробы по профессиям типа «человек — техника» | |||
| То же | |||
| 17.4. Способность устанавливать связи и закономерности между понятиями (2 ч) | |||
| Профессиональные пробы по профессиям типа «человек — знаковая система» (работа с вычислительной техникой) | |||
| То же | |||
| То же | |||
| 17.5. Способность изменять способы интеллектуальной деятельности (1 ч) | |||
| Профессиональные пробы по профессиям типа «человек — знаковая система» | |||
| То же | |||
| То же | |||
| 17.6. Индивидуальные стили кодирования информации (1 ч) | |||
| Профессиональные пробы по профессиям типа «человек — художественный образ» (творческая деятельность) | |||
| То же | |||
| То же | |||
| 17.7. Индивидуальные стили переработки информации (1 ч) | |||
| Профессиональные пробы по профессиям типа «человек — художественный образ» | |||
| То же | |||
| То же | |||
| 18. Неисчерпаемость человеческих ресурсов | |||
| Профессиональные пробы по профессиям «человек — природа» (животноводство) | |||
| То же | |||
| То же | |||
| 19. Человек в новых социально-экономических условиях | |||
| Профессиональные пробы по профессиям типа «человек — природа» | |||
| Человек в новых социально-экономических условиях (окончание) | |||
| Профессиональные пробы по профессиям типа «человек — природа» | |||
| То же | |||
| 20. Человек среди людей | |||
| Профессиональные пробы по профессиям типа «человек — человек» (медицина, предпринимательство) | |||
| То же | |||
| 21. Современный рынок труда и его требования к профессионалу | |||
| Профессиональные пробы по профессиям типа «человек — человек» | |||
| То же | |||
| Современный рынок труда и его требования к профессионалу (окончание) | |||
| 22. Пути получения профессии | |||
| Профессиональные пробы по профессиям типа «человек — человек» | |||
| 23. Моя профессиональная карьера | |||
| Профессиональные пробы по профессиям типа «человек — человек» | |||
| Моя профессиональная карьера (окончание) | |||
| Профессиональные пробы по профессиям типа «человек — человек» | |||
| 24. Оценка способности школьников к выбору профессии | |||
| 25. Профконсультационные услуги | |||
| Итого | |||
| Всего |






