Прогнозирование способов удовлетворения потребностей. Особенности удовлетворения биологических и социальных потребностей.
Методические рекомендации:
Как известно, в психологии существует понятие ментализации потребностей, под которым трактуется процесс осознания содержания этих потребностей. Процесс осознания позволяет личности отбирать требуемые в данной ситуации способы удовлетворения потребностей. При этом может изменяться динамика деятельности, влекущая за собой удовлетворение потребности. Так порождаются новые способы удовлетворения потребностей. Кроме процесса преобразования одних потребностей в другие, существует явление вытеснения потребностей. Примером такого вытеснения потребностей может стать тот факт, что увлеченность идеей, делом «стирает» в памяти любые мысли, не относящиеся к предмету увлечения – забывается голод, жажда, сон. Объяснить такую ситуацию можно наличием интенсивного напряжения в центральной нервной системе. Такой очаг интенсивного напряжения способен «подчинить» своим целям всю психическую активность. Примером может служить потребность в еде, когда человек испытывает мучительный голод и все его мысли сосредотачиваются вокруг одной проблемы – добыть еду.
Следует учитывать, что потребность личности — «это отражение в сознании нужды (нужности, желанности чего-либо в данный момент), часто переживаемое как внутреннее напряжение (потребностное состояние) и побуждающее психическую активность, связанную с целеполаганием».
Потребность не рассматривается только как отрицательное состояние (нужды), оно может быть и положительным (сопровождается положительными эмоциями). Потребность – это побуждение к психической активности, вместе с тем, потребность не является непосредственным побуждением к деятельности, действиям или поступкам. Побуждаемая потребностью психическая активность позволяет осознать данную потребность (нужду в чем-либо), понять ее сущность. На основании такого осознания потребности формируется цель действий, деятельности, поступков, которые могут привести к удовлетворению данной потребности.
Таким образом, для объяснения творческой, познавательной и деятельностной активности людей необходимо соотнести понятия потребностей и мотивов. Не вызывает сомнений утверждение, что эти понятия не идентичны. Наиболее приемлемым здесь представляется функциональный подход к толкованию потребностей и мотивов. Движение начинается от потребности к мотивам, а затем, к последующим действиям. Это движение от возможности к действительности, от общего к конкретному, от потенциального к актуальному, от генетического к фенотипическому.
Вопросы для самостоятельной работы:
1. Как охарактеризовать потребность в сфере деятельностной теории?
2. Что такое целеполагание?
3. Каковы сроки удовлетворения биологических и социальных потребностей?
4. Как соотносятся понятия «потребности» и «мотива»?
5. Что такое «потребность личности»?
Литература: основная (1 – 3), дополнительная.