Тема 2.5. Отечественные психологические теории мотивации

Социальные ситуации развития личности и ее статус. Общественные функции — роли и ценностные ориентации личности. Структура личности. Структура субъекта деятельности. Подступы к проблеме человеческой индивидуальности.

Методические рекомендации:

Важно понимать, что среди психологических исследований, направленных на выявление объективных и субъективных факторов, обусловливающих эффективность профессиональной деятельности, особое место занимают работы, посвященные изучению мотивационной сферы. Значимость работ этого рода определяется, прежде всего, тем, что мотивация является движущей силой человеческого поведения, играет главную роль в профессиональном самоопределении, является непременным условием формирования индивидуального стиля деятельности и других способов компенсации профессионально значимых свойств.

В структуре личности мотивация занимает особое место. Вопрос о силах, побуждающих человека к совершению поступков, действий, детерминирующих, направляющих и регулирующих в дальнейшем его поведение и деятельность, интересовал людей во все времена. Ответы на него давались и даются различными авторами разные. Комплекс положений, относящихся к этой области познания, получил наименование проблемы мотивации. Изучение мотивации деятельности людей чрезвычайно трудная задача. Во-первых, потому что сложные виды активности личности (например, трудовая) вызваны к жизни не одним, а несколькими факторами (потребностями). Во-вторых, потому, что мотивы могут быть не только осознанными, но и неосознанными.

Проблема мотивов как движущих сил всегда занимала центральное место в психологии личности: к сфере мотивов обращались в попытке понять, в чем же состоит единство психической жизни индивида, представители самых различных философских и психологических направлений. Джеймс, Мак-Дауголл, Дриш, Бергсон, представители персонализма исследовали проблему с идеалистических позиций, так же как и психоаналитики (фрейдизм, неофрейдизм). В основе естественнонаучных экспериментальных исследований представителей функциональной психологии лежало объективное изучение поведения (Пьерон, Клапаред). В бихевиоризме это направление достигло своего апогея (на базе работ К.Левина и его школы). Таким образом, очевидно, что проблема мотивации деятельности, рассматриваемая как философско-психологическая, в работах представителей различных школ и направлений получает совершенно разную трактовку, приобретая многообразный спектр оттенков. После выделения социологии, социальной психологии в отдельные науки проблема мотивации исследуется еще более интенсивно, особенно французскими учеными, для которых вопрос о социальной природе психики Человеке – центральный: Дюркгейм, Леви-Брюлль, Галъбшисс, Блондель, Жане и Пиаже. Хотя проблему мотивации не оставил без внимания практически ни один крупный зарубежный ученый, обобщающих исследований имеется сравнительно немного, причем, как правило, и в них проблема рассматривается только в границах какой-либо одной науки: например, в функциональной работе Хекхаузена проблема анализируется только в рамках когнитивной психологии.

Длительное время разработка проблематики активности субъекта в отечественной психологии не поощрялась, и исследования по этой проблеме в основном проводились за рубежом. Лишь в последнее время через категорию деятельности проблема начинает более энергично исследоваться представителями нашей науки. В отечественной науке проблему мотивов затрагивали многие исследователи, но даже наиболее видные из них в большей степени лишь очерчивают круг явлений, которые должны быть, по их мнению, предметом теории мотивации: С.Л. Рубинштейн (потребности, интересы, идеалы), А.Л. Леонтьев (предмет потребности, материальный или идеальный), Д.Н. Узнадзе (установка), И.С. Кон, И.Я Ядов (социальная установка), П.В. Симонов (потребности, влечение на основе специфического морфофизиологического субстрата), П.И. Анохин (функциональные потребности на основе гормональных и метаболических процессов), В.Л. Мясищев (высшие социальные потребности как интериоризированные общественные отношения).

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Что в науке понимают под «мотивом» и «мотивацией»?

2. Как мотивация связана с мотивом и потребностями в научных теориях?

3. Как мотив может выступать средством удовлетворения потребности?

4. Каковы идеи отечественных психологических теорий мотивации?

5. Каковы критерии классификации мотивов?

Литература: основная (1 – 3), дополнительная.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: