Эффекты восприятия

Социальному восприятию присущи некоторые особенные проявления неточности восприятия, называемые законами, эффектами или ошибками восприятия.

· Эффекты стереотипизации:

· Галоэффект (эффект ореола, эффект нимба или рога) — общее благоприятное или неблагоприятное мнение о человеке переносится на его неизвестные черты.

· Эффекты последовательности:

· Эффект первичности (эффект первого впечатления, эффект знакомства) — первая информация переоценивается по отношению к последующей.

· Эффект новизны — новой информации о неожиданном поведении хорошо знакомого, близкого человека придаётся большее значение, чем всей информации, полученной о нём ранее.

· Эффект роли — поведение, определяемое ролевыми функциями, принимается за личностную особенность.

· Эффект присутствия — чем лучше человек чем-то владеет, тем лучше он делает это на глазах у окружающих, чем в одиночестве.

· Эффект авансирования — к разочарованию приводит отсутствие приписываемых ранее несуществующих достоинств.

· Эффект снисходительности — руководитель гипертрофирует позитивные черты подчинённых и недооценивает негативные (характерно для руководителя попустительского и, в какой-то мере, демократического стиля).

· Эффект гипервзыскательности — руководитель гипертрофирует негативные черты подчинённых и недооценивает позитивные (характерно для руководителя авторитарного стиля).

· Эффект физиогномической редукции — вывод о присутствии психологической характеристики делается на основе черт внешности.

· Эффект красоты — внешне более привлекательному человеку приписывается больше положительных черт.

· Эффект ожидания — ожидая от человека определённой реакции, мы провоцируем его на неё.

· Внутригрупповой фаворитизм — «свои» кажутся лучше.

· Эффект отрицательной асимметрии начальной самооценки — во времени есть тенденция к противоположному внутригрупповому фаворитизму.

· Презумпция взаимности — человек считает, что «другой» относится к нему так, как он относится к «другому».

· Феномен предположения о сходстве — человек считает, что «свои» относятся к остальным людям так же, как он.

· Эффект проекции — человек исходит из того, что другие обладают такими же качествами, как он.

· Феномен игнорирования информационной ценности не случившегося — информация о том, что могло бы произойти, но не произошло, игнорируется.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: