Причины и пути возникновения гос-ва

Государство возникает для того, чтобы организационно обеспечить функционирование производящей экономики, создать условия «замиренной» среды. Государство и право находятся в диалектической взаимосвязи и не могут существовать друг без друга.

«Первичные» государства возникают в благоприятных для земледелия природно-климатических условиях и начинают свою экспансию на территории, где образуются «вторичные» государства. Государство не является силой, извне навязанной обществу, оно возникает как образование обусловленное преимущественно внутренними причинами. Появление государства обуславливается: 1)экономическими причинами, связанными с регулированием присваивающей экономики, правовой регламентацией частной собственности, необходимостью организации крупных общественных работ и объединения для этого больших масс людей;2)социальным расслоением общества на антагонические классы, стремлением экономически господствующего меньшинства сохранить и приумножить частную собственность, закрепить экономическое влияние внешнеэкономическими способами, держать в повиновении эксплуатируемое большинство, поддерживать общественный порядок;3)потестарная власть, характерная для первобытного общества, в новых социально-экономических условиях потребовала политического, государственного решения вопросов. Экономически господствующий класс только благодаря государству становился политически и юридически господствующим классом (В.И. Ленин);3)решение не только классовых, но и общесоциальных интересов породило необходимость в особой силе государства, умеряющем столкновения, солидаризирующем, обеспечивающем компромисс частного и общественного, индивидуального и коллективного. Традиционно выделяют (противопоставляют ) восточный и западный, а также синтезный путь формирования государства. К восточному (азиатскому) типу возникновения государства относят наиболее древние государства: Египетское, Шумерское, Ассирийское, Хеттское и др.. Таким путем образовались древние государства не только в Азии, но и Восточной Европе, Африке, доколумбовой Америке. Для данного типа государства характерен длительный плавный переход родоплеменной организации в государственную. В результате объединения племен происходит захват власти родоплеменной знатью, из среды которой выделяется правитель – деспот. Западный путь формирования государства был обусловлен прежде всего социально-экономическими причинами: совершенствованием орудий труда, ростом производительности труда, появлением прибавочного продукта, частной собственности, классов с противоположными интересами и классовых антагонизмов. Это было средство «спасения» общества, гармонизации, сбалансирования, выражения классовых и общесоциальных интересов. Так формировались государства Древней Греции и Древнего Рима.


29.Признаки гос-ва. Гос-во как соц.-ый институт. Ведущую роль в политической системе общества играет государство. Обладая властными полномочиями, официально представляя все общество, государство характеризуется рядом признаков:1)наличие аппарата публичной власти;2)территориальное деление населения;3)суверенитет;4)единая система прав и обязанностей, охраняемых государством. Кроме названных, отдельные авторы выделяют единое экономическое, информационное, энергетическое, транспортное пространство, единую оборону, внешнюю политику, язык, налоги, особенности культуры и др. «Государство в целом представляет собой единство трех элементов: государство существует постольку, поскольку существуют 1) население государства (нация, государственно-организованный народ), 2) государственная территория и 3) государственная власть». Символы государства: герб, флаг и гимн. Государство – это не столько аппарат политической власти, сколько политико-административно-социально-структурно-территориально организованное общество. Государство является универсальной организацией для всех проживающих на его территории людей, которая носит властный, политический характер, имеет в своем распоряжении аппарат принуждения, выполняет функцию управления обществом в целях достижения мира, согласия и социального прогресса. Традиционно, в сущности государства выделяют два аспекта: классовый и общесоциальный. Классовый – связан с защитой интересов экономически господствующего класса. Общесоциальный касается всего населения, либо его большинства и направлен на организацию, порядок, охрану, стабильность, общее благополучие. Сущность государства зависит от социально-экономических, политических, культурных предпосылок и традиций, исторических внутренних и внешних факторов, но главное от политического режима. Уровень цивилизованности, прогрессивности государства проявляется в состоянии политической и экономической свободы индивидов, уровне их материального и культурного благосостояния.

30. Теория происхождения гос-ва. Государство – это особая политическая организация общества, официально его представляющая, обладающая публичной властью и защищающая как классовые, так и общесоциальные интересы. В отличие от первобытного общества, где власть была потестарной, не отделенной от самого общества, государственная власть носила политический, публичный характер и состояла из особой категории людей, отделенной от общества и профессионально занимающейся управлением. Существует множество теорий происхождения государства:1) теологическая концепция -подчеркивает особую роль религии и идеи божественного происхождения государства, выделяя концепцию «двух мечей», где религиозная власть имеет приоритет над светской; 2)патриархальная теория -выделяет ведущую роль большой семьи во главе с отцом-патриархом;3) договорная -рассматривает государство как результат договора между народом и властью, когда народ отдает государству часть своих прав, требуя взамен защиту, порядок, процветание;4) теория насилия -абсолютизирует роль войны, захват других народов и чужих территорий путем насилия;5) ирригационная концепция -выделяет особенности возведения ирригационных сооружений в восточных обществах; 6)историко-материалистическая трактовка -подчеркивает главную роль частной собственности, и антагонических классов с противоположными интересами;7) психологическая -абсолютизирует психологический аспект в образовании государства;8) органическая– рассматривает функционирование государства по аналогии с живым биологическим организмом.В последнее время появилось множество новых теорий, ждущих своего анализа и объяснения. Абсолютизация, как известно, неизбежно ведет к догматизму и искажает реальную действительность. Только учет всех факторов, анализ исторических особенностей позволяют создать объективную картину данного сложного процесса.


31.Функции гос-ва. Функции государства - это основные направления деятельности государства, в которых выражается и конкретизируется его классовая и общечеловеческая сущность и социальное назначение. Государство выполняет множество функций» содержание которых весьма разнообразно. В зависимости от того, в какой сфере общественной жизни – внутренней или внешней – осуществляются те или иные функции государства, разрешению каких задач они служат – внутриполитических или внешнеполитических – они подразделяются на внутренние и внешние. Внутренние функции государства – это, например, экономическая, экологическая, функция развития культуры, науки и образования. К внешним функциям относятся: оборона страны, обеспечение мира и поддержка мирового порядка и т.д. Среди внутренних и внешних функций государства различаются функции основные и неосновные. Основные функции – это наиболее общие, важнейшие направления деятельности государства по осуществлению коренных стратегических задач и целей, стоящих перед ним в определенный исторический период. Необходимо помнить, что термин «неосновные функции» условный. Его употребление не имеет в виду умалить значение данной разновидности функций и правомерно лишь постольку, поскольку помогает выделить из множества различных государственных функций более широкие по объему и общие по содержанию основные функции государства. Функции классового государства: Внутренние: основные храна собственности и системы эксплуата­ции;-подавление эксплуа­ти­руемых; -Идеологическая. Неосновные ( Экологическая;-Демографическая;-Коммуникацион­ная;-Социальная). Внешние: -Развязывание захватни­ческих войн;-Экономическая и поли­тичес­кая экспансии;-Создание военно-поли­тиче­ских и экономиче­ских сою­зов;-Оборона от нападения. Функции социально ориентированного государства: Внутренние:( Обеспечение и защита прав человека в соответствии с идеей свободы и спра­ведли­вости;-Властно-организационная;-Экологическая;-Демографическая; -Охрана конституционного строя, закон­ности и правопо­рядка). Внешние: (Предотвращение войн;-Обеспечение мирного сосуществования наций, народов, государств;-Защита прав человека на международ­ной арене;-Международное экономическое, поли­тическое, интеллектуальное сотруд­ничество;-Оборона от нападения;-Охрана международного правопорядка). Основными формами осуществления функций государства являются: 1) законодательная; 2) управленческая (исполнительная); 3) судебная; 4) контрольно-надзорная.


32.Понятие формы гос-ва. Форма правления. Важнейшей характеристикой государства выступает его форма. Форма государства – это совокупность его сущностных сторон: формы правления, формы государственного устройства и государственного (политического) режима. Форма государства – это способ, организации, устройства и осуществления государственной власти. Совокупность различных факторов влияет на форму государства: тип государства, соотношение классовых, социальных сил, исторические, национальные, культурные, религиозные традиции, государственная идеология, экологический, географический факторы и т.д. Форма государства включает в себя: 1)определенный порядок образования, организации и деятельности органов государственной власти; 2)способ территориального устройства государства, порядок взаимоотношений центральной, региональной и местной власти;3)способы, приемы и методы осуществления государственной политики. Форма правления – это совокупность способов организации государственной власти. Она включает в себя порядок ее образования, структуру, характеристику полномочий, компетенцию.Выделяют две формы правления: монархию и республику. Монархия – это форма правления, где верховная власть принадлежит одному лицу и передается как правило по наследству. Признаки монархии:1) бессрочность правления (ограниченная временем жизни);2)передача власти как правило по наследству;3)во внутренней и внешней политике монарх выступает как глава государства, представитель и «лицо» государства;3)его власть верховна и суверенна, в ряде случаев объявляется священной и наделяется религиозным ореолом («помазанник божий»);4)монарх обладает определенным титулом, содержится на средства государственной казны и имеет право на особый церемониал. Виды монархий: абсолютные и ограниченные. Абсолютная – власть монарха никем не ограничена. Он сосредотачивает в своих руках всю полноту власти. Ограниченные монархии делятся на парламентские (парламентарные) и дуалистические. Парламентская монархия – это форма правления, где власть монарха ограничена парламентом, монарх «царствует, но не правит» выполняя представительские функции. Конституционная монархия – это форма правления, где согласно Конституции происходит распределение власти между монархом и парламентом. Парламент принимает законы, а монарх сохраняет контроль над правительством. Республика (от лат.respublica – общественное дело, дело народа) – это такая форма правления, при которой государственная власть осуществляется на определенный срок выборными органами. Признаки республики:1) отсутствие института правящей династии; 2) выборность органов власти; 3) деятельность органов государства ограничена определенным сроком пребывания у власти; 4) разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную; 5) защита интересов граждан, взаимная ответственность личности и государства. В зависимости от того, кто формирует правительство и кому оно подотчетно выделяют парламентскую, президентскую и смешанную республику. Парламентская республика – это форма правления, где верховная власть принадлежит парламенту. Президентская республика – это форма правления, при которой президент наделен реальной властью. Смешанная республика – это форма правления, которая сочетает признаки парламентской и президентской.Примерами смешанных республик являются: Украина, Франция, Беларусь, РФ.


33. Форма гос-го устройства. Форма государственного устройства – это способ территориальной организации государства, его территориально-политическое деление, обуславливающее взаимодействие органов государства с органами его собственных частей. Формы государственного устройства делятся на простые и сложные. Простые включают в себя унитарное государство с государственными автономными, с административно-автономными единицами. Сложные включают: федерацию, конфедерацию, протекторат, империю, унию, фузию, инкорпорацию. Унитарное государство (от лат. unus – один) – это единое государство, состоящее из административно-территориальных единиц не обладающими признаками государственного суверенитета, на территории которого действует единая система государственной власти. Признаки унитарного государства: 1)единство и однородность территории;2)деление страны по административно-территориальному признаку, где административные единицы не обладают политической самостоятельностью;3)единая Конституция;4)единая система высших органов власти и управления;5)единое законодательство;6)единая судебная система;7)единое гражданство8)единая денежная, налоговая система.Большинство государств мира являются унитарными. Федерация -это сложное союзное государство, состоящее из ряда государств или государственных образований. Признаки федеративного государства: 1)территорию федерации составляют территории ее субъектов;2)субъекты федерации обладают признаками государства – имеют свою конституцию, высшие органы государственной власти, символику;3)разделение полномочий федерации и субъектов федерации;4)наличие как правило двух систем законодательной, исполнительной и судебной власти – федеративных и субъектов федерации;5)двойная система налогов;6)двойное гражданство;7)парламент, как правило двухпалатный – нижняя палата представляет интересы всех граждан, верхняя – субъектов федерации.

В настоящее время в мире существует 24 федеративных государства, большинство из которых – крупные и средние по территории и численности населения. Конфедерация – это союз суверенных государств, созданный для совместного решения политических, экономических, военных и других задач. Государства создающие конфедерацию сохраняют свой собственный суверенитет на всем протяжении существования конфедерации.«Суверенные государства имеют все признаки государства, включая собст­венные денежные системы, вооруженные силы, гражданство. Материальная база конфедера­ции создается за счет добровольных взносов ее членов. Армия кон­федерации состоит из воинских контингентов, направляемых по ре­шению ее членов в распоряжение общего командования. Примеры конфедерации: Ганзейская лига (1367 – 1669), Швейцарский союз (1815 – 1848), Нидерланды (1579 – 1795), США (1781 – 1787),Австро-Венгрия, Европейский Союз, СНГ и т.д. Протекторат – это союз двух государств, основанный на договоре, в соответствии с которым более сильное в военном, экономическом плане государство покровительствует более слабому, защищая его интересы. Уния – объединение государств различного характера (путем федерации, конфедерации, империи, фузии, инкорпорации). Империя – сложное государство, созданное насильственным либо мирным путем. Она состоит из метрополии и колоний (Римская, Османская, Британская, Французская, Испанская, Российская империи). Фузия – воссоединения государств (ГДР и ФРГ). Инкорпорация – это государство, созданное путем присоединения одного к другому (1939 г. - Западная Украина и Западная Белоруссия к СССР,


34.Политический(гос-ый) режим. Политический режим – это совокупность приемов и методов осуществления государственной власти. Это самая подвижная часть формы государства. Он бывает демократический и антидемократический. Это зависит от степени участия народа в управлении, порядка формирования органов государственной власти, их компетенции, роли права, степени реализации на практике прав и свобод граждан. Демократический режим характеризуется:- выборностью и сменяемостью органов государственной власти;-разделением властей;-наличием у граждан прав и свобод;-верховенством права;-существованием оппозиции;-наличием гражданского общества;-политическим плюрализмом. Виды демократического режима: -рабовладельческая демократия;-феодальная демократия;-буржуазная демократия;-социалистическая демократия;-либерально-демократический (основанный на личной свободе и частной собственности) и др. Черты антидемократического режима: -отсутствие выборов, либо псевдовыборы;-приоритет государства над правом;-массовые нарушения законности и правопорядка;-отсутствие демократических прав и свобод;-опора на карательные органы и принуждение;-агрессивность внешней политики, всеохватывающая милитаризации страны;-отсутствие плюрализма в политической, экономической и идеологической жизни. Виды антидемократических режимов:

-фашистский, основанный на расовой теории, идеологии нацизма, антисемитизма, непререкаемой власти вождя, оболванивании масс, опоре на репрессивные органы власти, терроре и беззаконии;-тоталитарный, рассчитанный на массовые репрессии, страх, связанный с насаждением культа личности, господством одной партии и идеологии, унификацией поведения граждан, тотальным контролем государства над всеми сферами жизни;-авторитарный, представленный в виде диктатуры или хунты, прибегающих к насилию для сохранения господства лидера, где ограничены политические права и свободы, отсутствует разделение властей, а выборы носят недемократический характер.


35.Механизм го-ва. Р.Б. Механизм государства представляет собой систему специальных государственных органов и учреждений, через которую осуществляется государственная власть, обеспечивается государственное руководство обществом и защита его основных интересов. Все государственные органы тесно связаны между собой. Каждый из них выполняет определённые задачи, действуют согласованно, в единой системе. Структура механизма государства включает в себя: государственные органы, государственные организации, государственные учреждения,государственные служащие.Механизм (аппарат) современного правового государства строится и функционирует по принципу разделения государственной власти на три самостоятельные ветви власти — на законодательную, исполнительную и судебную власти. Государственный аппарат представляет собой совокупность всех государственных органов. 0рган государства — это составная часть механизма государства, имеющая в соответствии с законом собственную структуру, строго определённые полномочия по управлению конкретной сферой общественной жизни, органически взаимодействующая с другими частями государственного механизма, образующая единое целое. Государственные органы Республики Беларусь можно подразделить на основные группы: представительные, исполнительные, судебные, а также контрольно-надзорные органы. Согласно статье 79 Конституции Республики Беларусь Президент Республики Беларусь является Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина. Президент олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями. Президент принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти. Президент на основе и в соответствии с Конституцией издает указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь. В случаях, предусмотренных Конституцией, Президент издает декреты, имеющие силу законов. Президент непосредственно или через создаваемые им органы обеспечивает исполнение декретов, указов и распоряжений. Парламент - Национальное собрание Республики Беларусь является представительным и законодательным органом Республики Беларусь. Парламент состоит из двух палат - Палаты представителей и Совета Республики. Состав Палаты представителей - 110 депутатов. Избрание депутатов Палаты представителей осуществляется в соответствии с законом на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Исполнительную власть в Республике Беларусь осуществляет Правительство - Совет Министров Республики Беларусь - центральный орган государственного управления. Правительство в своей деятельности подотчетно Президенту Республики Беларусь и ответственно перед Парламентом Республики Беларусь. Премьер-министр назначается Президентом Республики Беларусь с согласия Палаты представителей. Решение по этому вопросу принимается Палатой представителей не позднее чем в двухнедельный срок со дня внесения предложения по кандидатуре Премьер-министра. Правительство Республики Беларусь издает постановления, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь. Судебная власть в Республике Беларусь принадлежит судам. Судебная власть осуществляется общими, хозяйственными и иными судами, предусмотренными законами Республики Беларусь.


ВОПРОСЫ К ЗАЧЁТУ ПО КУРСУ «ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА»:

1.Понятие и предмет общей теории права. Функции общей теории права.

2.Методология общей теории права.

3.Правовые и моральные нормы.

4.Соотношение права, политики и религии.

5.Понятие, сущность, признаки права.

6.Принципы и функции права.

7.Характеристика первобытного общества и потестарной формы власти. Нормы первобытного общества.

8.Основные причины и пути происхождения права.

9.Нравственная теория права.

10.Нормативная теория права.

11.Понятие и признаки нормы права.

12.Структура нормы права.

13.Соотношение нормы права и статьи нормативного правового акта.

14.Личность и государство. Правовой статус личности.

15.Правоотношение: понятие, виды, структура.

16.Субъекты правоотношений.

17.Объекты правоотношений.

18. Правосубъектность физических и юридических лиц.

19.Содержание правоотношения.

20.Юридические факты: понятие, виды.

21.Юридические презумпции, преюдиции, фикции.

22.Понятие системы права. Элементы системы права.

23.Объективное и субъективное право Материальное и процессуальное право. Публичное и частное право.

24.Система права и система законодательства: структура и соотношение.

25.Романо-германская правовая семья.

26.Англо-саксонская правовая семья.

27.Семья религиозно-традиционного права.

28.Причины и пути возникновения государства.

29.Признаки государства. Государство как социальный институт.

30.Теории происхождения государства

.

31.Функции государства.

32.Понятие формы государства. Форма правления.

33.Форма государственного устройства.

34.Политический (государственный) режим.

35.Механизм государства Республики Беларусь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow