Общая теория права – это юридическая дисциплина, изучающая общество в его государственно-правовом разрезе. Она занимает центральное место в правоведении, являясь его основой и фундаментом. Ее часто называют «математикой, таблицей умножения права, азбукой правоведения», так как с нее начинается освоение юриспруденции. Предметом общей теории права являются общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права как целостных социальных институтов в их диалектической взаимосвязи. Общая теория права изучает государственно-правовые явления в их закономерных связях, вскрывает сущность, содержание, форму, внутреннюю организацию, условия функционирования государства и права в юридическом аспекте. Предмет теории государства и права включает:1.) сущность и социальное назначение государственных и правовых явлений;2)закономерности и случайности возникновения, функционирования и развития государства и права;3)систему понятий и категорий, используемых в юриспруденции (право, государство, их сущность, функции, формы, нормы права, правоотношения, реализация права, правопорядок и т.д.);4)правовые принципы, аксиомы, презумпции, фикции, выработанные и используемые юридической теорией и практикой;4)теоретические модели правотворческой, правоприменительной и интерпретационной практики;5)прогнозы и практические рекомендации по совершенствованию и развитию права и государства. Общая теория права изучает закономерности:1)возрастания роли государства и права в жизни общества; 2)повышения значения субъективного фактора в деятельности государства;3)увеличения объема общесоциальных дел;4)возрастания роли международного права, его норм и принципов;5)унификации законодательств;6)повышения значения естественного права в качестве ориентира, критерия права позитивного;7)правового регулирования построения и функционирования гражданского общества;8)возрастания опасности и определение путей борьбы с мировыми катастрофогенными факторами: ядерным, энергетическим, экологическим, террористическим и др. Функции общей теории права: методологическая, мировоззренческая, идеологическая, аналитическая, прогностическая, воспитательная, прикладная. Основными разделами курса являются: 1)пути возникновения государства и права, их содержание и сущность;2)проблема познания права и его источников (форм);3)проблема структуры, строения системы права и системы законодательства;4)функционирование, действие права, его реализация и механизм правового регулирования;5)проблема правотворчества, юридической техники, систематизации и толкования норм права;6)проблема юридической ответственности, законности, правопорядка, правовой культуры, правового государства.
2.Методология общей теории права. Учение о методах научного познания называется методологией. Общей теории права свойственно наличие не одного какого-либо приема или способа исследования права и государства, а их системы, совокупности. Многие из них достаточно широко используются в других отраслях науки. Под методом научного исследования понимаются те приемы и способы, которые используются в науке для познания ее предмета и получения научного результата. Если предмет науки определяет, что исследуется, то метод науки показывает, как исследуется, с помощью каких научных приемов и средств. Методы общей теории права – это совокупность приемов и способов, с помощью которых осуществляется процесс получения объективных знаний об общих закономерностях и сущности правовых и государственных явлений. Только постоянный поиск новых приемов и способов исследования в области юриспруденции обеспечивает развитие науки общей теории права. Основные методы общей теории права: общенаучные методы; частнонаучные методы; специальные методы. Общенаучные методы, используемые общей теорией права в познании государственно-правовых явлений — это философские методы познания, это приемы, с помощью которых исследуются общие закономерности возникновения и развития государства и права. К ним относятся: диалектико-материалистический, методологического плюрализма, исторический, логический, системный, структурно-функциональный, социологический и др. Частнонаучные методы познания представляют собой комплекс однородных приемов, выражающих своеобразие конкретного изучения правовых и государственных явлений. К ним относятся метод конкретно-социологических исследований, статистический, метод комплексного исследования. Среди частнонаучных способов особо следует выделить метод конкретно-социологических исследований. включает в себя ряд приемов: анализ статистических данных; обобщение архивных данных; обобщение прокурорского надзора, судебной практики и другие. Частнонаучным методом исследования права и государства является статистический метод: сбор статистического материала; сведение его к единству по определенному критерию; обработка данных. Метод комплексного исследования требует при изучении государственно-правовых явлений рассматривать их как целостное образование, в совокупности как внутренних, так и внешних взаимосвязей. Специальные методы исследования представляют такие приемы и способы решения научной задачи, которые выработаны самой наукой теории права и другими юридическими науками и используются в основном в пределах этих наук. К ним относятся: метод сравнительного правоведения состоит в том, что происходит сопоставление различных правовых и государственных систем, отдельных институтов и категорий в целях выявления черт сходства или различия между ними. Формально-юридический метод. - исследование внутреннего строения правовых норм, анализ источников права, методы систематизации нормативного правового материала, правила юридической техники и т.п. Метод правового моделирования. -суть его заключается в том, что между различными правовыми и государственными явлениями имеется определенное сходство, а потому, зная свойства и признаки одного из них (модели), можно с достаточной степенью точности судить о других.
3.Правовые и моральные нормы. Правовые и моральные нормы тесно взаимосвязаны между собой. Мораль – это система норм, принципов, регулирующих поведение людей с помощью понятий добра и зла, справедливости и несправедливости. Общие черты права и морали: 1)важные регуляторы общественных отношений;2)реализуются в большинстве случаев добровольно;3)основаны на общности социально-экономических и политических интересов;4)имеют в основном нормативное содержание;5)внутренний гарант их реализации – совесть и общественное мнение. Отличия: 1)право возникает и действует вместе с государством, мораль появляется – раньше государства и существует в любом обществе;2)право состоит из норм, правил поведения, а мораль имеет более сложную структуру;3)право характеризуется конкретностью, формализованностью, мораль – менее определенна;4)право обеспечивается государственным принуждением, а мораль опирается на совесть, личный пример, общественное мнение;5)право существует в объективированном, письменном виде, в форме Конституции, Кодекса, Закона, Декрета, Указа и т.д., мораль как правило - в устном виде;6) в праве заранее регламентированы конкретные формы и меры принуждения, морали – формы и меры принуждения заранее не регламентированы;7)право дает оценку только юридически значимого (правомерного и противоправного) с точки зрения поведения, мораль – оценивает любое поведение (юридически значимое и безразличное с точки зрения права);8)право – институционально, так как создается особым правотворческим институтом, мораль – неинституциональна, она анонимна, формируется всем обществом;9)право – вступает в силу с официально установленного времени, мораль – постепенно, по мере овладения массами. Мораль является необходимой нравственной основой для права. Без должного морального уровня общества право на практике реализоваться не может. Наиболее важные моральные требования, получившие санкцию государства, становятся правовыми. Не зря, некоторые ученые называют право нижним уровнем морали, а в правопонимании даже возникло направление – «моральное право».
4.Соотношение права,политики и религии. Правовые и политические нормы тесно взаимосвязаны друг с другом, т.к. они ближе других находятся к государству и власти в политической системе.Политические нормы регулируют отношение граждан, социальных групп, классов с государственной властью, отношения между государствами. Политические нормы выражаются в Конституциях, политических декларациях, заявлениях, программах политических партий, движений. Политические нормы, выраженные в юридических актах государства становятся правовыми. Выделяют нормы публичного права, имеющие ярко выраженный политический характер: конституционного, административного, уголовного, финансового, избирательного права и нормы частного права: гражданского, трудового, семейного и т.д., не носящие политического характера. Политические нормы не в силах сдержать произвол государственной власти, борьбу политических партий, это в состоянии сделать лишь правовые, опирающиеся на принудительную мощь государства. Правовые и религиозные нормы ведут свое происхождение от единого корня – мононорм. Нет ни одной правовой системы древности на которую не оказала бы влияние религия. Особенно сильное воздействие они испытывали в период средневековья, а также в мусульманской правовой системе.Религиозные предписания включались в Законы Моисея, Законы Хамураппи, древнее право персов, Законы Ману, Законы XII таблиц и т.д Все мировые религии связаны с правовыми системами не только в плане генезиса общечеловеческих норм и принципов, но и духовности, нравственной основы для существования права. Свобода совести, отделение школы от церкви, государства от религии произошедшие после победы буржуазных революций способствовали самостоятельному, независимому развитию права и религии, однако без их противопоставления и обособления друг от друга. В условия нравственной деградации, коммерциализации общества именно право и религия являются сейчас действенными духовными регуляторами.
5.Понятие, сущность,признаки права. С течением времени понятие права менялось. Так, для Аристотеля право - это политическая справедливость, для средневековых ученых - божественное установление, для Ж.Ж. Руссо - общая воля, Р. Иеринга - защищенный интерес, и т.д.Действительно проблема правопонимания в достаточной мере сложна. Ведь в праве находят выражение самые разнообразные отношения и интересы людей, оно имеет различные формы проявления в зависимости от характера экономического развития общества, его социальной структуры, уровня культуры, исторических традиций. Право напрямую связано с природой человека, его жизнедеятельностью, оно непосредственным образом вторгается в сферу поведения и поступков человека, дозирует объем его свободы, воздействует на характер и способы удовлетворения различных потребностей как отдельными индивидами, так и общностями людей. Сущность права - это главная, внутренняя, относительно устойчивая качественная основа права, которая отражает ее истинную природу и назначение в обществе. Марксизм сущность права рассматривает с классовых позиций. Для него характерно понимание права как возведенной в закон воли господствующего класса. В современной западной юридической литературе обоснована мысль о том, что «право есть свободное выражение воли индивидов». Воля, закрепляемая в праве, официально удостоверяется и обеспечивается государственной властью; отвечает требованиям нормативности; имеет специфические формы внешнего выражения (закон, судебный прецедент, нормативный договор, правовой обычай и т.д.); Признаки права - это совокупность основных черт права, придающих ему характер специфической системы нормативного регулирования. Праву присущи такие признаки, как: 1) системность, означающая, что право есть упорядоченная, внутренне согласованная система норм. 2) право есть мера, масштаб свободы и поведения человека. В указанном аспекте право отражает: а) меру полноты (объема), доступности, реальности прав, свобод личности, возможностей для ее инициативного поведения; б) меру допустимых ограничений свобод человека. 3) нормативность права - означающая, что правовому регулированию подлежат те отношения и действия людей, которые в данных условиях типичны, наиболее устойчивы. 4) общеобязательность (государственная обеспеченность), означающая, что создание, реализация, охрана права неразрывно связана с государственной деятельностью. 5) формальная определенность - означающая, что принципы и предписания права характеризуются определенностью, 6) право есть реально действующая система нормативной регуляции. Право существует, напоминает о себе постольку, поскольку оно действует;7) Неперсонифицированность – содержание правовых норм обращено к широкому кругу лиц, подпадающих под действие правовой нормы;
6.Принцепы и функции права. Принципы права - это общеобязательные исходные нормативно-юридические положения, отличающиеся универсальностью, общей значимостью, высшей императивностью, определяющие содержание правового регулирования и выступающие критерием правомерности поведения и деятельности участников регулируемых правом отношений. Принципы права возникают при наличии соответствующих объективных условий, имеют исторический характер или отображают результаты рационального, научного осмысления закономерностей развития объективной действительности. В развитых правовых системах принципы права чаще всего выполняют роль переходного звена от общественных отношений к системе права и правового регулирования.В зависимости от функционального назначения и объекта отображения принципы права подразделяются на социально-правовые и специально - правовые. Социально-правовые принципы отображают систему ценностей, свойственных обществу, и имеют или должны иметь форму выражения и обеспечения. Специально-правовые принципы отражают начала формирования и существования собственно права как специфического социального феномена и в зависимости от сферы действия подразделяются на общеправовые, межотраслевые, отраслевые принципы, внутриотраслевые принципы, или принципы институтов права.
Функции права есть наиболее существенные направления и стороны его воздействия на общественные отношения, в которых раскрывается общечеловеческая и классовая природа и социальное назначение права. По характеру воздействия на общественные отношения у права выступает на первый план главная и определяющая функция – регулятивная. Данная функция воплощение в трех общих основных функциях права:– в регулятивно-статической, регулятивно-динамической и охранительной.
Регулятивно-статическая функция направлена на закрепление в соответствующих нормах и правовых институтах того, что реально достигнуто и составляет экономический, политический, социально-культурный фундамент общества и государства, их последующего развития. Регулятивно-динамическая функция направлена на обеспечение процесса достижения намеченных задач, определенного запрограммированного результата Здесь правовое воздействие оказывает влияние на отношения между людьми, находящиеся в движении, динамике.
Регулятивно-охранительная функция направлена на обеспечение нормального осуществления регулятивно-статической и регулятивно-динамической функций права, на охрану от нарушений права в целом.
7.Харак-ка первобытного общества и потестарной формы власти. Нормы первобытного общества. Первобытный строй, который длился сотни тысяч лет, предшествовал этапу государственности и права человечества. Экономическая основа первобытного общества – коллективная (первообщинная) собственность. Характерная черта – коллективизм, т.к. в условиях низкого уровня развития производительных сил человек в одиночку выжить не смог бы. Коллективным было производство (охота, рыболовство, собирательство), управление (первобытная демократия) и уравнительное распределение продуктов потребления.Существующее разделение труда было обусловлено природными и половозрастными признаками. Характерной чертой первобытного общества являлся синкретизм (слитность, нерасчлененность) человека и общества, индивида и рода, материального и идеального, естественного и сверхъестественного. Социальные нормы первобытного общества были направлены на регулирование присваивающей экономики, сохранение и продолжение рода, освещение сложившихся в течении длительного времени традиций, правил внутреннего общежития и т.д. В нормах закреплялись тотемная система. Нормы регулировали отношения первобытнообщинной собственности, власти, распределения, семьи и брака.
Способами регулирования были запреты, дозволения и позитивное обязывание. Запреты существовали в виде табу на убийство, поедание (каннибализм) соплеменника, членовредительство, воровство, применения оружия на стоянках, инцест (кровосмесительство).Дозволения разрешали определенное время охоты, рыболовства, сбора плодов растений, вступления в брак и т.д. Позитивное обязывание предусматривало необходимое поведение во время войны, охоты, изготовления орудий труда, строительства жилищ, распределения пищи и т.д. Формами выражения социальных норм были мифы, обычаи, обряды, ритуалы. Так как общество основывалось на традициях, то оно называлось – традиционным. Санкциями были: общественное порицание, телесное наказание, телесное повреждение, изгнание из общины (остракизм), предание смерти.
8.Основные причины и пути происхождения права. Среди основных причин возникновения права можно выделить следующие: 1)материальные (избыточный продукт, частная собственность, экономическая свобода, рынок);2)гуманитарные (распад целого на части, выделение личности, появление многообразных личных интересов, требующих согласия и регулирования); 3)политические (появление классов, государства, политической власти, партий, что потребовало позитивного, публичного, обязательного регулирования и охраны); 4)социальные (переход рода, племени к семье, поселению, городу, государству). Появление права – это 2-й революционный скачок (после возникновения социальной нормы) в регулятивной системе, который был исторически неизбежным, закономерным и прогрессивным. Поэтому право – это не только тюрьмы, полиция, суды, наказание, но и в большей степени прогресс, культура, цивилизация, консенсус. При восточном пути образования права, основным способом закрепления (формализации) правовых норм становятся сборники религиозно-нравственных поучений (законы царя Хаммурапи, законы Ману, законы XII таблиц и др.). При западном пути - для защиты прав собственников, привилегий господствующего класса постепенно формируется законодательство, обладающее институциональностью, формализованностью, обязательностью, процедурностью, регулирующее, прежде всего, властные, имущественные и личные неимущественные отношения. Этапы становления права: 1)право сильного («кулачное» право) выполняло грубо-упорядующие, стабилизирующие функции, было основано прежде всего на табу;2)правовой обычай – санкционирование государственными органами, должностными лицами, обычаев, повторяющихся, ставших привычкой правил поведения;3)прецедентное право – решение конкретного дела родовым собранием, старейшиной, судом, государственным органом, главой государства, что приобретало в повторяющихся ситуациях значение образца, нормы;4)договорное право – это результат договора между взаимодействующими субъектами, вырабатывающее общее правило поведения; 5)статутное (позитивное) государственное право в виде определенного законодательства.
9.Нравственная теория права. В основе нравственной концепции права лежат духовные, нравственные факторы.В нее входят естественно-правовая, психологическая, историческая, теологическая школы. Истоки естественно-правовой школы мы находим в Древней Греции и Древнем Риме, где право рассматривалось, как нечто естественное - традиционный (догосударственный) порядок жизни. Бурное развитие нравственная теория получила в Новое время. Это право на жизнь, свободу, равенство, неприкосновенность, определение своей судьбы, частную собственность и другие неотъемлемые права человека. Под флагом этой доктрины совершались буржуазные революции. В ней отмечалось, что законы являются несправедливыми, если они не соответствуют таким нравственным ценностям, как справедливость, свобода, равенство. Положительные моменты теории: -идея естественных, неотчуждаемых прав человека;-критика позитивного права с точки зрения естественного;-признание приоритета естественного права над государственным (позитивным);-отличие права и закона (не правового закона). Отрицательные стороны:-неконкретность понятий справедливости, свободы, добра, достойного уровня жизни у разных классов, слоев, в разные эпохи;-этот идеал, фантазию, трудно, порой невозможно формализовать в нормах позитивного права.Современное понимание естественного права включает в перечень естественных прав человека не только права, отражающие его личную свободу, независимость от государственной власти, но и социально-экономические права, политические свободы. Само естественное право больше не рассматривается как совокупность незыблемых идей претендующих на вечную справедливость. Появилась теория «естественного права с изменяющимся содержанием», где особое место занимают нравственные и другие ценности конкретного общества. Данный подход стал именоваться «возрожденным естественным правом» и «нравственной школой права».
10.Нормативная теория права. Как считают сторонники нормативистской концепции права, право - это совокупность норм, выраженных в законах и других нормативных правовых актах, созданных государством. Данная теория возникает как результат критики естественно-правовых учений, оторванных по их мнению от жизни. Нормативистская теория выразила надежды «среднего класса» на стабильность, устойчивый правопорядок. Идеологами нормативизма были И. Бентам, Д. Остин, Г. Кельзон. В основе теории лежит принцип: «Пусть правят законы, а не люди». Норма – священна, она основа всего. Теория имеет свои сильные и слабые стороны.
Сильные:- выделено определяющее свойство права - его нормативность;-четкая фиксация основных признаков нормы, прав и обязанностей; - конкретность и понятность для индивида;в-озможность для практического применения.
Слабые:- абсолютизация решающей роли государства в правотворчестве; - отказ от духовной наполненности права; - не учитывается ее реализация.
11.Понятие и признаки нормы права. Норма права - это установленное или санкционированное государством общеобязательное правило поведения общего характера, которое рассчитано на неопределенное число однотипных случаев и обращено ко всем и к каждому, оказавшимся в предусмотренной нормой жизненной ситуации. Этим, в частности, норма права отличается от индивидуального распоряжения, отданному конкретному адресату в каждом отдельном случае и исчерпывающее себя однократным (разовым) применением. Общий характер правовой нормы раскрывается через следующие признаки: 1) норма права рассчитана на неоднократное действие (реализацию или применение);2) распространяется на персонально неопределенный круг лиц; 3) направлена на регулирование не единичного случая или отношения, а на определенный вид общественных отношений;4) одинаковая обязательность ее для всех тех, кто находится или может находиться в пределах ее действия. Общий характер правовой нормы означает, что она устанавливает единые рамки, единый масштаб возможного или должного поведения для всех предусмотренных в ней субъектов. Такое свойство нормы права определяется также термином "нормативность"
Норма права может обладать, в зависимости от ее содержания, предмета и роли в регулировании общественных отношений, большей или меньшей степенью абстрактности. Правовую норму отличает и такое качество, как формальная определенность. Это означает, что каждая правовая норма имеет строго определенное официальное словесное выражение, которое не подлежит произвольному изменению кем бы то ни было в процессе ее реализации или применения. Все эти качества позволяют правовой норме быть эффективным и результативным средством регулирования общественных отношений.
12.Структура нормы права. Под структурой правовой нормы понимают ее внутреннее строение, наличие в ней неразрывно связанных друг с другом и предполагающих одна другую составных частей. В логической структуре правовой нормы выделяют гипотезу ("если"), диспозицию ("то) и санкцию ("иначе"). Гипотеза – это структурный элемент нормы права, указывающий на жизненные условия, фактические обстоятельства вступления нормы в действие, реализации диспозиции. В зависимости от строения гипотезы подразделяются на простые и сложные. Простая гипотеза предполагает какое-то одно условие, через которое реализуется юридическая норма. Если гипотеза связывает действие нормы с наличием двух или более условий, то она называется сложной. Другим основанием для классификации гипотез служит форма их выражения. По этому критерию они подразделяются на абстрактные и казустические. Абстрактная гипотеза, указывая на условия действия нормы, акцентирует внимание на их общих, родовых признаках.. Казустическая гипотеза связывает реализацию юридической нормы, возникновение, изменение или прекращение основанных на ней правоотношений с отдельными, строго определенными частными случаями, которые трудно или невозможно отразить с помощью абстрактной гипотезы. Диспозиция – структурный элемент юридической нормы, в котором определяются права и обязанности субъектов права, устанавливаются возможные и должные варианты их поведения. В зависимости от формы выражения диспозиции подразделяются на управомочивающие, обязывающие и запрещающие. Управомочивающие диспозиции предоставляют субъектам право на совершение предусмотренных и них положительных действий, определяют тот или иной вариант их возможного, дозволенного поведения. Запрещающими называются диспозиции, содержащие запрет совершения определенных противоправных действий (или бездействия). Санкция – структурный элемент, предусматривающий последствия (неблагоприятные либо благоприятные) для субъекта права, вытекающие из характера его поведения по отношению к диспозиции правовой нормы. Санкция юридической нормы – это ее третий, заключительный элемент, в котором предусмотрены определенные нежелательные последствия материального, физического, психического и т.п. характера, наступающие для лица, нарушившего диспозицию данной нормы. Санкции юридических норм различаются прежде всего по их отраслевой принадлежности: уголовно-правовые, а дминистративно-правовые,. дисциплинарно-правовые санкции включают в себя замечание, выговор, увольнение. Среди гражданско-правовых санкций, (возмещение убытков, принудительное выполнение невыполненной обязанности,штрафа, пени).По характеру неблагоприятных для нарушителя последствий санкции подразделяются на правовосстановительные (возместительные) и штрафные (карательные). К первым относятся: санкции гражданского, финансового, трудового, процессуального права, ко вторым – уголовного и административного права. В зависимости от степени определенности санкции юридических норм делятся на абсолютно-определенные, относительно-определенные и альтернативные. Абсолютно-определенные санкции точно указывают меру государственного воздействия, которая должна быть применена в случае нарушения данной нормы. Относительно-определенные санкции Например, санкции норм Особенной части уголовного права, выраженные формулами: «наказывается лишением свободы на срок от... до... лет», «наказывается лишением свободы на срок до... лет». Альтернативные санкции Например, модели многих санкций уголовно-правовых норм («наказывается лишением свободы на срок до... лет, или исправительными работами на тот же срок, или увольнением от должности»).