Вопрос №4. Истина - адекватное отражение действительности субъектом, воспроизведение ее такой, какова она есть вне и независимо от сознания.Существует две традиции в

Истина - адекватное отражение действительности субъектом, воспроизведение ее такой, какова она есть вне и независимо от сознания.Существует две традиции в понимании истины в философии:

1) Онтологическая (от Платона).

2) Гносеологическая (от Аристотеля).

Платон: истина - нечто принадлежащее самому бытию, Аристотель: истинность и ложность не свойства самого бытия, а характеристика знания. Аристотель сформулировал классическое определение истины: суждение истинно, когда оно утверждает то, что есть или отрицает то, чего нет; суждение ложно, когда оно отрицает то, что есть и утверждает то, чего нет. В развернутом виде это определение предполагает:

1) Внешняя действительность как объект познания существует до познания и не зависит от наличия или отсутствия знания.

2) Понятие истины не совпадает с понятием о бытии и относится не к бытию, а к суждению.

3) Истинность / ложность суждения выявляются в его соотнесенности с предметом.

Мур назвал эту теорию истины корреспондентской (соответствие). Существуют также так называемые Прагматическая теория истины: истинная идея - та, которая выполняет свою функцию и когерентная теория истины - истинное положение, которое можно вывести из аксиом данной системы. Кант: трансцендентальная теория истины критерий истины только формален - истина состоит в согласии знания с самим собой. Прагматизм: критерий истины - субъективная уверенность. Классическое определение истины постепенно размывается, образуется две тенденции:

1) Абсолютизирующая субъективную сторону: онтологизация истины.

а) акцент на созерцании => к абстрактной всеобщности. (Декарт, Гегель). b) акцент на деятельности: субъект конкретный индивид => абсолютизация единичного (Философия жизни, Хайдеггер)

2) Абсолютизация объективного гносеологизация истины: истина - только теоретическое значение.Но истина есть взаимосвязанный процесс. Помимо идеи и предмета включает в себя намерения познающего и возможности реализации в предметной сфере. Истина - такое содержание сознания, которая соответствует реальности и является основанием для изменения реальности в виду субъективных целей. Граница меры, достигнув которой теоретическое знание становится практическим действием. Истина во времени, но как процесс она вечна.

Вопрос №5


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: