Подхода к изучению педагогики

ХРИСТИАНСКАЯ ПЕДАГОГИКА

ВСТУПЛЕНИЕ

Видели ли вы когда-нибудь человека, по которому можно безошибочно сказать, что он - педагог…. Что это подразумевает под собой, как выглядит педагог в наших глазах, что в нем такого необычного, что отличает его от других людей?

Наша задача в эти дни обучения, видеть во всем, что нас окружает педагогическое воздействие, различные возможности его осуществления. Затем это входит в привычку, но сейчас этому надо учиться. Например, когда мы идем по улице и видим маму с сыном. Она воспитывает его, мы наблюдаем и внутри себя делаем оценку ее педагогическому воздействию на ребенка.

Определение

Педагогика (греч) пайдос – дитя, аго – вести. В древности педагог, это раб, который сопровождал ребенка в школу. В дальнейшем педагогами стали называть специально подготовленных людей, которые занимались обучением и воспитанием детей, и для которых педагогическая деятельность являлась профессией. Отсюда особая наука о воспитании стала называться – педагогикой. Надо сказать, что из Древней Греции ведут своё происхождение и многие другие педагогические понятия и термины, например, школа, что, означает «досуг», гимназия - общественная школа физического воспитания, а впоследствии просто средняя школа, и др.

ПОДХОДА К ИЗУЧЕНИЮ ПЕДАГОГИКИ

1. Для передачи знаний. Это современная педагогика, основу которой составляет именно процесс передачи знаний. Достаточно вспомнить наше школьное время и тем более обучение в институтах, университетах и пр. Все, что дают педагоги – это знание. К сожалению, в воскресных школах это тоже встречается, когда учитель думает, что все, что от него требуется это только рассказать урок – передать знания, а усвоение зависит либо только от самих учеников, либо от их родителей, или это дело Господа. Он должен обеспечить ученикам усвоение и применение в жизни.

2. Изменения мышления. Если вспомнить историю, а в частности историю педагогики, то можно заметить, что не всегда обучение происходило так, как принято сейчас у нас. Во время древней Греции в Спарте и Афинах были свои школы, которые очень отличались от привычного для нас педагогического процесса. Также в это время были философы, которые осуществляли основной педагогический процесс. Они считались учителями. У них были свои ученики. Например, Демокрит (460 – 370 до н.э.). Демокрит считал, что воспитание ведёт к обладанию трёмя дарами: «хорошо мыслить, хорошо говорить, хорошо делать». Он считал, что хотя воспитатель формирует и изменяет человека, тем не менее, его руками действует природа, а процесс воспитания и обучения – тяжкий, но благодарный труд, который преобразует природу человека, утверждал Демокрит. Он полагал, что главное не количество полученных знаний, а воспитание интеллекта, или умения мыслить. Также другие философы - учителя: Сократ (469 – 399 до н.э.), Платон (427 – 347 до н.э.), Аристотель (384 – 322 до н.э.) и др.. Особенностью обучения, была не передача знаний, а изменение мышления. Ученики не сидели в классах, не записывали материала. Они слушали и начинали думать так, как учитель, при условии их уважения и почитания учителя. Даже сейчас можно заметить, что ученик, который любит своего учителя, становится очень похожим на него. Очень сильно это заметно у музыкантов, когда ученик повторяет даже движения тела учителя. Это очень эффективное обучение, но очень затратное по времени. Это напоминает репетиторство, только времени для обучения уделяется не один час в неделю, а гораздо больше, или постоянно на протяжении нескольких лет. И обучение длится до тех пор, пока ученик не станет независимым от учителя и сможет сам решать сложные жизненные задачи. В истории ученики становились последователями учителя, так как приняли его учение и продвигали его в массы. Т.е. они мыслили точно так же как мыслил их учитель. Меняются времена, изменяются жизненные вопросы, но принципы решения остаются, потому что мышление руководствуется принципами, которыми руководствовался учитель.

3. Развития взаимоотношений. Был также еще один подход, который не получил широко распространения из-за того, что требовал еще больше времени, чем необходимо для изменения мышления. Это взаимоотношения. Ж.Ж. Руссо (1712 – 1778 г.г). В основе педагогических воззрений Руссо предполагал наличие внешней силы – творца всего сущего. Центральный пункт педагогической программы Руссо – естественное воспитание. Главный педагогический труд – «Эмиль». В нем он выдвинул идею свободного воспитания. Главное и наиболее сложное искусство наставника – уметь ничего не делать с учеником. По Руссо на человека действуют три фактора: природа, люди, общество. Этот подход можно заметить и у Л.Н. Толстого (1828 – 1910 г.г) в Яснополянской школе, а также частично у А. С. Макаренко (1888 – 1939 г.г) в его трудовой школе, деятельность которой описана в «Педагогической поэме». Он проявлялся в том, что учитель вставал на один уровень с учениками. Например, когда в школе Макаренко украли картошку, то и учителя и ученики вместе голодали. Они не имели больше привилегий, чем ученики. И такое положение дают учителю больше авторитета, а также доступность учителя дает ученикам возможность лучше познавать и копировать их поведение. Так было и в школе Иисуса Христа. Он был с ними на одном уровне, он спал с ними, ел с ними и был всегда доступен их взгляду, и они учились от Него, и это было учение не только знаниями. Знаниями за 3 года трудно убедить человека пожертвовать своей жизнью ради учителя. Иисус учил через взаимоотношения, изменяя мышления и передавая знания.

Мы принимаем во внимание все эти подходы - чтоб формировать наших учеников как гармонично развитую личность


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: