ХРИСТИАНСКАЯ ПЕДАГОГИКА
ВСТУПЛЕНИЕ
Видели ли вы когда-нибудь человека, по которому можно безошибочно сказать, что он - педагог…. Что это подразумевает под собой, как выглядит педагог в наших глазах, что в нем такого необычного, что отличает его от других людей?
Наша задача в эти дни обучения, видеть во всем, что нас окружает педагогическое воздействие, различные возможности его осуществления. Затем это входит в привычку, но сейчас этому надо учиться. Например, когда мы идем по улице и видим маму с сыном. Она воспитывает его, мы наблюдаем и внутри себя делаем оценку ее педагогическому воздействию на ребенка.
Определение
Педагогика (греч) пайдос – дитя, аго – вести. В древности педагог, это раб, который сопровождал ребенка в школу. В дальнейшем педагогами стали называть специально подготовленных людей, которые занимались обучением и воспитанием детей, и для которых педагогическая деятельность являлась профессией. Отсюда особая наука о воспитании стала называться – педагогикой. Надо сказать, что из Древней Греции ведут своё происхождение и многие другие педагогические понятия и термины, например, школа, что, означает «досуг», гимназия - общественная школа физического воспитания, а впоследствии просто средняя школа, и др.
|
|
ПОДХОДА К ИЗУЧЕНИЮ ПЕДАГОГИКИ
1. Для передачи знаний. Это современная педагогика, основу которой составляет именно процесс передачи знаний. Достаточно вспомнить наше школьное время и тем более обучение в институтах, университетах и пр. Все, что дают педагоги – это знание. К сожалению, в воскресных школах это тоже встречается, когда учитель думает, что все, что от него требуется это только рассказать урок – передать знания, а усвоение зависит либо только от самих учеников, либо от их родителей, или это дело Господа. Он должен обеспечить ученикам усвоение и применение в жизни.
2. Изменения мышления. Если вспомнить историю, а в частности историю педагогики, то можно заметить, что не всегда обучение происходило так, как принято сейчас у нас. Во время древней Греции в Спарте и Афинах были свои школы, которые очень отличались от привычного для нас педагогического процесса. Также в это время были философы, которые осуществляли основной педагогический процесс. Они считались учителями. У них были свои ученики. Например, Демокрит (460 – 370 до н.э.). Демокрит считал, что воспитание ведёт к обладанию трёмя дарами: «хорошо мыслить, хорошо говорить, хорошо делать». Он считал, что хотя воспитатель формирует и изменяет человека, тем не менее, его руками действует природа, а процесс воспитания и обучения – тяжкий, но благодарный труд, который преобразует природу человека, утверждал Демокрит. Он полагал, что главное не количество полученных знаний, а воспитание интеллекта, или умения мыслить. Также другие философы - учителя: Сократ (469 – 399 до н.э.), Платон (427 – 347 до н.э.), Аристотель (384 – 322 до н.э.) и др.. Особенностью обучения, была не передача знаний, а изменение мышления. Ученики не сидели в классах, не записывали материала. Они слушали и начинали думать так, как учитель, при условии их уважения и почитания учителя. Даже сейчас можно заметить, что ученик, который любит своего учителя, становится очень похожим на него. Очень сильно это заметно у музыкантов, когда ученик повторяет даже движения тела учителя. Это очень эффективное обучение, но очень затратное по времени. Это напоминает репетиторство, только времени для обучения уделяется не один час в неделю, а гораздо больше, или постоянно на протяжении нескольких лет. И обучение длится до тех пор, пока ученик не станет независимым от учителя и сможет сам решать сложные жизненные задачи. В истории ученики становились последователями учителя, так как приняли его учение и продвигали его в массы. Т.е. они мыслили точно так же как мыслил их учитель. Меняются времена, изменяются жизненные вопросы, но принципы решения остаются, потому что мышление руководствуется принципами, которыми руководствовался учитель.
|
|
3. Развития взаимоотношений. Был также еще один подход, который не получил широко распространения из-за того, что требовал еще больше времени, чем необходимо для изменения мышления. Это взаимоотношения. Ж.Ж. Руссо (1712 – 1778 г.г). В основе педагогических воззрений Руссо предполагал наличие внешней силы – творца всего сущего. Центральный пункт педагогической программы Руссо – естественное воспитание. Главный педагогический труд – «Эмиль». В нем он выдвинул идею свободного воспитания. Главное и наиболее сложное искусство наставника – уметь ничего не делать с учеником. По Руссо на человека действуют три фактора: природа, люди, общество. Этот подход можно заметить и у Л.Н. Толстого (1828 – 1910 г.г) в Яснополянской школе, а также частично у А. С. Макаренко (1888 – 1939 г.г) в его трудовой школе, деятельность которой описана в «Педагогической поэме». Он проявлялся в том, что учитель вставал на один уровень с учениками. Например, когда в школе Макаренко украли картошку, то и учителя и ученики вместе голодали. Они не имели больше привилегий, чем ученики. И такое положение дают учителю больше авторитета, а также доступность учителя дает ученикам возможность лучше познавать и копировать их поведение. Так было и в школе Иисуса Христа. Он был с ними на одном уровне, он спал с ними, ел с ними и был всегда доступен их взгляду, и они учились от Него, и это было учение не только знаниями. Знаниями за 3 года трудно убедить человека пожертвовать своей жизнью ради учителя. Иисус учил через взаимоотношения, изменяя мышления и передавая знания.
Мы принимаем во внимание все эти подходы - чтоб формировать наших учеников как гармонично развитую личность