Женевская школа генетической психологии

Женевская школа генетической психологии, созданная Ж.Пиаже, изучает происхождение интеллекта и стадии его развития, формирование у ребенка базовых понятий об окружающем мире (понятие объекта, пространства, времени и т.п.). Ж.Пиаже полагал, что основой психического развития является развитие интеллекта, определяющее развитие восприятия и памяти, усвоение норм взаимоотношений с другими, становление эмоций и чувств и т.д.

Свою теорию развития детского мышления Ж.Пиаже строил на основе биологии и логики. Он рассматривал развитие познавательной деятельности ребенка в контексте общих законов развития органической жизни. Основные процессы: адаптация, ассимиляция, аккомодация и уравновешивание. По Ж.Пиаже, познание есть взаимодействие организма со средой, направленное на адаптацию (приспособление) к среде. Адаптация состоит из равновесия процессов ассимиляции и аккомодации. Аккомодация - это пассивное приспособление к среде, а ассимиляция - активное. Важнейшее понятие в концепции Ж.Пиаже - «схема действия». Весь приобретенный индивидом опыт оформляется в схемы действия. Схема действия - это то общее (инвариантное), что сохраняется в действии при его многократном повторении в разных обстоятельствах, это ментальная структура на определенном уровне умственного развития, мыслительная система или целостность, воспроизводящая логику предметных действий. В течение всего развития основные функции (адаптация, ассимиляция, аккомодация) неизменны, наследственно закреплены, не зависят от содержания опыта. Структуры складываются в процессе жизнедеятельности, зависят от содержания опыта и качественно различаются на разных стадиях развития.

Ж.Пиаже выделял 3 стадии, в основе которых лежит смена господствующих интеллектуальных структур. Стадии — это ступени, или уровни, развития, последовательно сменяющие друг друга, причем на каждом уровне достигается относительно стабильное равновесие организма и среды. Начальная стадия развития интеллекта — сенсомоторная (от рождения до 1,5 — 2 лет); на этой стадии ребенок действует с материальными предметами, познает мир посредством различных действий — хватания, ударения, бросания, перемещения в пространстве и т.п. Период развития мышления (от 2 до 7 лет) Ж.Пиаже обозначает как дооперационный и переходный, не составляющий самостоятельной стадии развития. Дети познают мир через свои собственные действия. Их мышление имеет тенденцию к чрезмерной конкретности, необратимости и эгоцентризму. Стадия конкретных операций (от 7 до 11—12 лет) — характеризуется способностью ребенка выполнять системы действий с предметами в уме, но с опорой на конкретный материал. Дети начинают мыслить логически, используют понятия относительно конкретных объектов или событий. Они могут классифицировать предметы, строить иерархию понятий (родовидовые зависимости), осмысливать закономерности сохранения. Заключительную стадию составляет формальный интеллект; его становление происходит в подростковом возрасте (от 11—12 до 15 лет). Подростки могут исследовать все логические варианты решения задачи, мыслить условногипотетически, строить предположения и приводить цепь логических доказательств. Формальное мышление позволяет понять точку зрения другого человека, принимать в расчет его статус и идеалы. С образованием формальных операций достигается наивысший уровень развития мышления человека.

Согласно представлениям Ж.Пиаже, порядок стадий развития интеллекта соответствует определенным возрастам, он неизменен. Взрослые могут повлиять на процесс психического развития, но изменить его логику они не в состоянии — обучение следует за развитием. Обучение призвано активизировать функционирование познавательных структур, которыми ребенок уже владеет. Основой обучения является собственный, стихийно сложившийся опыт ребенка. Именно в этом пункте теория Ж.Пиаже вызывает возражения и выступает предметом теоретического и экспериментального опровержения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: