Дореволюционный период развития возрастной психологии в России

В 19 веке начал формироваться собственный взгляд на человека и его роль в обществе. Стала формироваться отечественная психология, начался поиск путей ее построения, ее методологии и собственного предмета, ее отличий от других наук и различий с европейской психологией. Распространение генетического принципа в науке создало возможность изучения основных ступеней развития человека, начиная с раннего детства. Изучение детства привлекло к целому ряду причин: описывая процесс психического развития человека в первые годы жизни, ученые пытались понять тенденции его биологического и социального созревания, историю его умственного развития, разобраться в психологии взрослого человека.

Без знания закономерностей детского развития невозможно совершенствовать педагогическую практику. В России стал заметно расти выпуск книг по проблемам обучения, воспитания, детского развития. В это период появились первые педагогические журналы: «Журнал для воспитания», «Учитель», «Семья и школа», «Воспитание и обучение» и др. В качестве наиболее важных проблем психолого-педагогической науки были выделены следующие: получает ли человек при рождении в готовом виде способности познавать окружающий мир, желать, чувствовать и действовать; каковы факторы, влияющие на общее психическое развитие; одинаковы ли закономерности развития всех людей, и какое значение они имеют для организации обучения и воспитания. Без изучения закономерностей психического развития ребенка нельзя было ответить на эти вопросы. Наибольший вклад в решение обозначенных проблем внесли выдающиеся теоретики отечественной педагогики: Н.И.Пирогов, К.Д.Ушинский, Н.Х.Вессель, П.Д.Юркевич.

Основоположником отечественной психолого-педагогической науки считается К.Д. Ушинский. Он полагал, что психическое развитие ребенка имеет свои закономерности. Согласно его представлениям, человеческой природе свойственны два внутренних свойства - стремление к деятельности и стремление к совершенству. Стремление к деятельности есть основа всех человеческих действий и свершений. Стремление к совершенству составляет предпосылку нравственного воспитания человека. Внутренние свойства составляют предпосылки воспитания: на что будет направлена деятельность человека, и к какому идеалу он будет стремиться, зависит от общественных условий его жизни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: