Чем можно заняться с отрядом, если дети НЕ хотят идти на дискотеку:
Посмотреть видеофильм;
Провести турнир по теннису, шахматам, морскому бою и т.д.;
Пойти на отрядный костер;
Устроить конкурс рисунков;
Почитать увлекательную книгу.
Как вожатому вести себя на дискотеке:
На дискотеку идет только весь отряд, если большая часть не хочет идти на дискотеку, то отряд занимается чем-то другим;
Вожатый на дискотеке держит во внимании всех детей отряда, контролирует состояние их здоровья и эмоций;
Вожатый танцует в кругу детей, показывая элементы танца, которые они повторяют. Можно избрать такую тактику: 2 танца с детьми, 1 – с вожатыми (как образец).
Как танцевать всем отрядом:
v Все встают в круг;
v Вожатый выходит в центр и начинает показывать танцевальные движения, все повторяют;
v Вожатый предлагает какому-нибудь ребенку принять эстафету - выйти в центр круга и показать свои движения;
v Ребенок выбирает следующего «ведущего» и т.д.
В арсенале вожатого всегда найдутся универсальные средства, которые помогут в трудную минуту. Поднять настроение детей, занять свободную минуту, сменить вид деятельности, настроить на предстоящее дело. Всего этого можно добиться, используя игры и песни. В лагере часто возникают ситуации, когда вам могут помочь только игра или песня. Например, в ожидании начала приема пищи, в транспорте, во время костра, во время совещания жюри или перед началом мероприятия. Очень часто проведение игр или пение песен не достигает должного результата, это связано с невыполнением ряда условий, на которые мы предлагаем обратить внимание.
Как играть с детьми в игры:
· Выбор игры обусловлен: возрастными особенностями детей, особенностями коллектива (этап развития коллектива, любимые игры отряда), временем суток, территорией.
· Успех игры зависит от того, как вы предложите игру. Чем неожиданнее представление, чем оригинальнее условия игры и она больше соответствует настроению детей, тем игра вызовет больший интерес в отряде.
· Если кто-то не хочет играть, не тратьте все свои силы на привлечение внимания этого ребенка, потому что остальные могут разбежаться. Скорее всего, в ходе игры он сам присоединится.
· Лучше всего, если в ходе организуемой игры вы будете таким же участником, как и дети, только чуть-чуть активнее.
· Каждая игра имеет свои правила. Четко объясните их. Эффективнее это можно сделать, если одновременно с рассказом вы показываете действия. Пусть кто-то из ребят повторит за вами то, что требует особого внимания в игре.
· В ходе игры будьте эмоциональны и непосредственны. Подбадривайте ребят. Возможен и шуточный репортаж о происходящем.
· Следите за соблюдением правил.
· Каждая игра имеет свою динамику. Определите, какой темп у предложенной игры.
· Однотипная игра быстро надоедает, поэтому, играя в одну игру, думайте, какая будет следующей.
· Игра завершается на эмоциональном пике, чтобы потом в нее захотелось поиграть снова.
Как с детьми петь песни:
· Выбор песни обусловлен теми же особенностями, что и игра.
· Особое внимание при пении песни необходимо уделять тому, как располагается отряд. Необходимо, чтобы вас, каждого
· ребенка было видно и слышно, например, в кругу. В любом случае вам и детям должно быть удобно.
· Ваши музыкальные вкусы могут не совпадать с детьми. Не стоит навязывать детям свою песню, отнеситесь к этому с пониманием.
· Предлагая детям песню, вы должны знать ее наизусть и уметь исполнить, в противном случае даже самая хорошая песня может не понравиться.
· Если петь не хочется, то лучше себя не заставлять. И никогда не заставляйте петь детей. Ни к чему хорошему это не приведет. Не все песни сразу нравятся, старайтесь такие песни петь вечером или днем в свободное время. Может это поможет детям понять и полюбить новые песни.
· Исполняя песню, вкладывайте в нее душу.
· В вашем песенном арсенале должно быть более 40 песен на любой вкус. Тогда и у вас, и у детей будет возможность выбрать.
· Все песни по своему характеру можно разделить на:
Ø мажорные («Синий краб», «Про бегемотика Вову», «Моль», «В доме 8 на Тверском бульваре» и т.д.);
Ø лирические («Знаешь», «Ветер», «Облака», «Чудо», «Тополя и клены», «Перевал» и т.д.);
Ø прощальные («Круг друзей», «5 Минут», «Расстоянья», «Уплывает пароход» и т.д.);
Ø на повтор («Алые паруса», «Кони», «Голубые паруса», «Доброе утро, здравствуйте», «Я люблю тебя» и т.д.).