Три направления

1Общие проблемы экс пси: культурно-исторический подход к пониманию стресса

Пси пост травматического стреса

системный подход к исследованию страха.

Пси защиты личноти.

Деятельностью-смысловой подход

Пси последствия экс сит

2 проблема личности и группы в эс.

3 психология деятельности в эп. (про специалистов)

Гипотеза технико- гуманитарного баланса.

История развития психологии в нашей стране имеет культурно-детерминированный характер, а часть социальной психологии (изучение стихийного поведения) плохо разработана. Было несколько аспектов, которые изучались во время 1-ой и 2-ой мировой войны, которые связывали с массовой паникой в войсках. Но это очень сильно связано с военной тематикой.

Открытое изучение массового поведения началось с 90 –ых годов.

Первые зачатки психологических служб закладывались в 20-30-ые гг. после 36 года большинство лабораторий были закрыты, кроме авиционных. Авиционная психология выжила и в этих условиях.

В Европе используется система аутсорсинга (оказание психологической помощи специально приглашенными специалистами). Цель профессионального отбора определить соответствие особенностей кандидата тем соответствия, которые предъявляются кандидату. Для этого необходимо иметь профессиограмму, психограмму, батарею методик психодиагностических с нормами именно для этой профессии. Х У нас этим занимает службы при самих ведомостях.

В Европе психологическое обследования при приема на работу (например, пожарных) не проводится. Если и отбор проводиться для отбора на особо сложные должности, то специально приглашенными специалистами.

В Европе психолог получает сертификат, но специальных государственных психологических служб для оказания экстренной психологической помощи нет. А у нас есть))).

В Италии, например, добровольцы не получает денег, что работают в экстренных ситуациях, но получают другие преференцы

В США никогда не прекращались исследования не прекращались исследования со стихийным массовым движением. Там есть штатные психологи, которые занимаются псих. подготовкой в силовых ведомастях. США безусловные лидеры в тестовых методик, но практика помощи в ЭС отличается от нас.

Есть 3 системы организаций, поэтому интегрального понятия ЭП нет.

Сейчас разрабатываются вопросы, связанные с прогнозисрование ЭС и оказанием помощи в острый период.

В острый период используются разные комплекты методик, которые подобраны для большей эффективности и безопасности. Могут использоваться телесно-ориентированной терапии, арт терапии, элементы суггестивных технолгии (косвенное внушение) и т.д.

Работа в более длительные сроки (отдаленный период), который может быть длительным (например, 26 лет после Чернобыльской АЭС).

Популятивный компонет.

Кадровый состав науки, разделение функций и т.д.

Сейчас есть две кафедры и 1 факультет, занимающиеся проблематикой ЭП (СПбГУ и МГУ, МППГУ).

В составе любого силового ведомста есть своя психологическая служба, которая занимается проблема ЭП (психологическая служба МЧС, федеральной службы безопасноти, федеральные службы охраны, таможенная служба и т.д.).специалисты занимающиеся это проблематикой (Магомед-Эминов, Субботина и т.д.) имеют соответсвующие научные степени. Соотношение между докторами наук и кандидатами (или кто не имеет степеней) говорит о нужде в теоретическом обосновании, необходимо появления все больше и больше теоретических работ.

В рамках ЭП решаются масштабные проблемы. Исследования в области ЭП отмечались общественно-профессиональными наградами, государственными награждениями.

Ряд деятелей ЭП входят в состав комиссий по разработке федеральных законов, что свидетельствует о соц. значимости данного направления.

Коммуникативный компонент.

Описывает те средства, через которые транслируется научные достижения. Нет определенного журнала на эту тему, что говорит о недостаточности теоретических исследований, хотя интерес большой. В других психологических журналах есть статьи про ЭП.

Проблемы ЭП раскрываются на конференциях и круглых столах космической медицинской психологии и т.д., своих конференций нет. Это говорит о том, что границы ЭП не определены, нет такого ядра, куда бы эти работы стремились и концентрировались. Поэтому ЭП – это только область знаний, это еще не дисциплина.

Проблема экстремальной психологии рассматривались по всем психологическим специальностям (психологии личности, педагогической, юридической, социальной, психологии развитии и акмеологии, общей психологии и т.д.). только в коррекционной психологии эти проблемы не рассматривались.

Проблемные поля ЭП:

• Общие проблемы ЭП, в которых рассматривались культурно-историческое понимание стресса и стрессоустойчивости; психология постстрессовых ситуаций; психология исследования страха; структурно-функциональная организация личносии

• Проблемы психологии личности и группы

• Проблема деятельности в экстремальных условиях. Психология деятельности в ЭП (Экзистенциальные проблемы проф. деятельности в ЭС, проблемы психических и психофизиологических состояний в проф. деятельности, проблема профессиографического описания профессий, проблема адаптация к проф. условиям и дезадаптации, проблема проф. деструкций, оценка проф. пригодности, формирование психологической готовности к деятельности, подготовка к проф. деятельности, проблема проф. восстановления специалистов, проблема семейных отношений в процессе выполнения проф. обязанностей в экстремальных условиях и т.д.)

Чем больше разрушительная сила военных технологий, тем сильнее должны включаться социальные регуляторы, способствующие сохранению социума (гипотеза технико-гуманитарного баланса (до появление человека, агрессивность живых существ ограничивалась тем возможностями самого живого объекта. Но когда появился человек, появилось оружие и в итоге, человек может проявить больше агрессии, чем заложено в его физические возможности)).

Проблемы ЭП ставились всегда, разрабатываясь средствами соответствующими определенной эпохи. Например, Спарта – отбор воинов (краснел или бледнел на экстремальное воздействие, если краснел, то брали), т.е. была система для составления определенного прогноза реакция человека на экстремальное воздействие. Византийские труды: Псевдомаврикий описывал психологические каества людей, которые могут служить в тех или иных войсках, также описывал какие действия должен делать полководец, чтобы защитить свои войска от противника. Ибн-сина: 2 барана содержали в одинаковых условиях, но напротив одного сидел злой волк, который не мог до него дотянуться, в итоге этот баран умирал. Сам Ибн-сина никак не интерпретировал последствия своего эксперимента. Так, в рамках монастырской медицины разрабатывалась монастырская психиатрия.

В России развитие этих было связано со следующими явлениями: отмена крепостного права (отсюда начала развиваться земская медицина, а значит и развивалась и земская психиатрия), развитие промышленности сопровождалось массовой травматичностью событий, железнодорожные несчастные случаи, введение нового вида вооружений, который по иному воздействовали на психику (массовость поражения).

События первой мировой войны также повлияли на развитие идей ЭП. Революция немного затормозила развитие идей ЭП. Но после революции были проделаны первые попытки психологической помощи и профотбора.

Во второй мировой войне продолжала развиваться авиационная психология.

После второй мировой войны идеи ЭП стали активно развиваться, но психологов среди специалистов было очень мало (в основном врачи общей практики и психиатров). Не рассматривался вопрос психологической помощи пострадавшим, была только психиатрическая.

80-е гг разработку проблем ЭП массового включились психологи, создавались первые психологические службы, проводились первые конференции по специализированным тематикам. Вв 80-ые гг. вопросы оказания помощи пострадавшим в ЭС не рассматривались, рассматривались только вопросы помощи ликвидаторам.

В 1986 году Чернобыльская АЭС; 1988 год – землетрясения в Армении; Землетрясение в Пятигорске, распад СССР, сопровождающийся военными действиями. Появилась проблема массовой эмиграции, вопросы как помогать людям, пребывавшим в условиях военных действий и др., как прогнозировать воздействие на людей стрессовых ситуаций. Это все обусловило развитие ЭП.

18.02. 2014

Шойгу Юлия Сергеевна

Одна контрольная на 4-ой лекции

Вторая контрольная – на последней встрече, предварительный зачет по группам.

При наличии двух работ с положительной оценкой – автомат.

Стресс.

Стресс одно из первых и основных понятий в ЭП.

1936 году Селье вводит понятие стресс – неспецифическая реакция организма в ответ на предъявляемые ему требования окружающей среды. Селье говорил про любые требования, организм полностью свободен от стресса в состоянии смерти.

3 стадии неспецифической реакции:

1. Стадия тревоги – стрессовое воздействия вызывает общую мобилизацию, в этой ситуации организм реагирует неизбирательно. Для организма важнее всего в максимально короткое время дать максимально больше энергии, чтобы справиться с изменяющимися условиями.

2. Стадия сопротивление и резистентности – когда можем достаточно долго сопротивляться стрессовому воздействию. Может длиться от нескольких минут до нескольких недель. Чувствие: мало спим, отступают хронические заболевания, не болеем, чувство активности, бодрости. Эмоционально это комфортная ситуация.

3. Стадия истощения. Ресурсы, которые были, уже не хватает, чтобы сопротивляться стрессорам. Эмоциональный фон сниженный, процессы торможения будут преобладать над процессами возбуждениями, хронические заболевания возвращаются, обостряются.

Психофизиология стресса.

Через органы чувств стрессовое воздействие поступает в кору головного мозга, дальше сигнал идет в гипоталамус и гипофиз. Самую большую роль играет кортизол (надпочечники) и тироксин (щитовидная железа). Активируется симпатическая нервная система (ощущение серцебиения, повышения давления и т.д.).

Реакция ответа на стресс страшно важно для выживания.

ЭП изучает механизмы и закономерности того, как реагирует человек, когда стресс бывает либо слишком сильным, либо слишком долгим.

Травматический стресс (слишком сильное воздействие).

Силу стрессора не можем измерить в физиологических единицах. В обычных человеческих условиях стрессовая реакция есть, а механизмов потратить имеющееся энергию некуда (мы не можем побить или убежать от начальника). Сверхсильный стресс – события, которые не входят в повседневную жизнь человека (то, что было до стресса и что стало после – значительные различия).

Дисстресс – отрицательный стресс

Эустресс – положительный стресс

Закономерности развития реакции на сильный стресс будет другим:

1. Острая стрессовая реакция – транзиторное расстройство, значительной степени тяжести, возникающее в ответ на сверхсильное травматическое событие. Длиться очень коротко – до 48 часов. Это обычно длиться несколько дней.

2. Расстройства адаптации – человек учится жить в новых для себя условиях. Поэтому адаптация будет страдать, пока человек не приспособился

3. Посттравматическое стрессовое расстройство (тревожно-фобические, депрессивные) – травматическое событие не было пережито и интегрировано в прожитый опыт.

Оказание экстренной психологической помощи:

Виды острой стрессовой реакции:

Истероидная реакция – кричит, плачет, машет руками и т.д. Это реакция очень энергозатратная и очень заразительна для окружающих. Истеоридная реакция всегда демонстративна и происходит среди зрителей.

При истероидной реакции человек кричит, машет руками и спрашивает, что делать. При агрессивной реакции человек вербально ругается, дерется, рушит что-нибудь. Истероидная реакция может переходить в агрессивную.

Оцениваем реакции по:

Насколько человек осознает то, что произошло.

Насколько человек активен

Истероидная реакция:

1. Человек осознает, что произошло

2. Он достаточно активен

Что нужно сделать:

1. Удалить зрителей. Можно попробовать увести самого человека, можем попробовать заставить обращать внимание на другое (то, что они считают важным и полезным). Для смелых: дать пощечину или полить водой (на незнакомых людях не нужно этого делать), лучше не применять. Для умных: надо стать самым внимательным слушателем (киваем, говорим угу, ищем зрительный контакт, потихоньку сокращаем дистанцию).

2. Постараться не давать никакой вербальной подпитки, потому что любые слова, которые будут сказаны, они будут раскалять ситуацию.

3. После того как реакция утихнет нужно начать разговаривать про человека и его чувства. Нужно начинать разговаривать с личных обращений. Дальше будем говорить с ним о нем (как зовут, сколько лет, как себя чувствуешь). Сначала нужно говорить короткими фразами, постепенно переходя к ситуации, которая произошла.

4. Нужно помочь найти ресурсы для переживания этой ситуации.

5. Простроить некие ближайшие перспективы. При стрессе у человека появляется эмоциональная реакция, угнетается когнитивная сфера и человек живет здесь и сейчас, не представляет свое будущее

Агрессивная реакция.

Активная, агрессия может быть направлена как на себя, так и на других, может быть вербальной и невербальной. Самое сложное при работе с агрессией – справиться со страхом не вызвать гнев на себя.

1. Снизить пик эмоциональной реакции. Агрессивная реакция может быстро превратиться в массовое.

2. Говорить нужно тише и медленнее, обращаться по имени. Постепенно нужно включать когнитивную переменную: нужно задавать вопросы, которые будут требовать развернутых ответов. Важно не пытаться переубедить человека.

Неконтролируемая двигательная реакция, поведенческая активность, психомоторная реакция.

Человек не осознает, что происходит. Встречается реже. Может не осознавать ситуацию или осознавать определенные фрагменты реальности. Человек в стрессовой ситуации осознать все не может. Часто встречается при масштабных крушениях. Очень страшная реакция.

Что нужно делать:

1. Постараться установить контакт. Нужно спросить как человека зовут. Начинаем обращаться к нему персонефицированно. Короткие вопросы в повелительном наклонении. Нужно попытаться запустить ситуацию отреагирования, переживания.

2. Начинаем говорить с человек о нем, начинаем делать так, чтобы человек осознал, что произошло. Сначала задаем банальные вопросы: сколько тебе лет? Что сегодня делал? Где ты работаешь? Где ты учишься? Пил сегодня? И т.д.

3. Нужно говорить только про те элементы ситуации, которые он воспринимает.

Реакция психогенного ступора.

Если человеку можно обеспечить медицинскую помощь, то нужно это делать. Встречается очень редко. Человек полностью не контактен, статичен, активность находится на нуле. Осознание того, что произошло не происходит.

Ступор не лечится более эмоциональными воздействиями. Ступор – это психологический наркоз, когда человек ничего не чувствует и не осознает. Это происходит потому, что психике необходимо время, чтобы справиться со стрессом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: