Личность и старение. Теоретические осмысления проблемы смерти и умирания

Старость: мудрость против отчаянья. Стремление к развитию, передать свой опыт.

Человек пытается компенсировать свою немощь: адекватно: уходом в творчество, мудрость; неадекватно-неестественная моложавость.

2 стратегии адаптации к старости. Выбор стратегии происходит на уровне бессознательного – всей своей предыдущей жизнью.

А)сохранение себя как индивида, как биологического существо. Такие люди маниакально следят за своим здоровьем.

Б)сохранение себя как личность. Попытка создать что то новое, сохраняет предыдущие соц.связи и создает новые.

Психологическое время личности.

все зависит от выбранной стратеги. Если выбрано поддержание себя как индивида – будущее короткое, пугающее, опасное. Настоящее кажется болезненным тревожным и не создающим комфорта. Прошлое как лучший период жизни. Если выбрана вторая стратегия, то будущее рассматривается как область задач, короткое. В настоящем так же новые задачи и дела. Отношение к прошлому как к положительному, большому периоду жизни.

На этой стадии развития к человеку приходит мудрость, которую Э.Эриксон определяет как отстраненный интерес к жизни перед лицом смерти. В каком-то из возрастов он должен разрешить для себя проблему примирения с окончанием жизни, попытаться осмыслить свой конец, преодолеть страх перед тем, что, не осмысляя начало, он должен непременно знать, что именно его жизнь как способ индивидуального существования кончится, и подвести итог прожитому. Фактически отношение человека к смерти мечется между двумя полюсами - страхом перед абсолютным небытием и надеждой на второе рождение. Большинство известных истории, философии и науке попыток проникновения в феномен смерти также движутся в этих направлениях.

Смерть с точки зрения буддизма. В буддизме главная цель - освобождение от страданий, и смерть, помогающую человеку в этом, он рассматривает как оптимальный финал жизни. Смерть не просто естественна, она желанна. Смерть с точки зрения христианства. В Псалмах и книгах пророков смерть определяется такими понятиями, как «тишина», «молчание», «страна забвения», «прах», «бездна». В этих понятиях очень характерно проявление ветхозаветное отношение к смерти как к уничтожению возможности любого действия. Но все же есть и надежда на воскресение. Для христиан понятие смерти не исчерпывается чисто физическим смыслом, возвращением в прах. Смерть с точки зрения философии. Уже античные философы задумывались о природе, характере смерти. Например, Платон говорил, что естественная смерть безболезненна и сопровождается скорее удовольствием, чем страданием. Последователи Аристотеля держались веры в божественное начало мира, дозволившее формам бытия развиваться и умирать по собственным законам.

Христианская философия активно противопоставляла смерть жизни, причем не в пользу второй. Желая смерти, христианинтем не менее не должен был относиться к ней свысока, и Блаженный Августин критиковал стоиков за их пренебрежение к страху перед смертью. Христианство не отрицало необходимости избавляться от страха перед смертью, но этот страх должен был трансформироваться в торжественный ужас перед Божьим судом.
В европейское средневековье к страху смерти примешивался страх перед миром мертвых, который присутствовал в сознании людей столь же реально, как и мир живых. Персонификация «того света», их активное вмешательство» в существование живущих, «явления» мертвецов, с одной стороны, усиливали ужас перед загробным миром, а с другой - придавали ему знакомые черты, психологически сближая два измерения бытия. Смерть с точки зрения этики. В ранних этических системах смерть рассматривается как результат, связанный с моральной оценкой личности умершего, его отношениями с окружающими людьми и «высшими силами». Поскольку по мере развития цивилизации парадигма мышления менялась, то и нравственные аспекты отношения к смерти перестраивались и обновлялись. Современные исследователи считают, что с развитием человеческого самосознания смерть в силу духовного ее неприятия все чаще понимается не как конец личного бытия, а как момент радикального его изменения, за которым жизнь приобретает в таинстве смерти новую сущность и продолжается в иных формах: переселение в «страну мертвых», отделение бессмертной души от смертного тела и приобщение ее к бытию божественного универсума или переход к загробному личному существованию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: