Товарные рынки

Товарный рынок - это сфера товарного обмена, где с помощью купли-продажи товаров реализуются общественные потребности Основным объектом коммерчески-хозяйственных взаимоотношений между субъектами товарного рынка выступает т товар в виде конкретного изделия, материала, услуги, идеи.

Товар - это продукт труда, предназначенный для определенных потребителей, то есть изготовлен для продажи тем, кто в нем нуждается.

Субъектами товарного рынка выступают:

1) продавцы - производители; торговые посредники; государственные и социально-бытовые учреждения; общественные учреждения и ассоциации, население;

2) покупатели - производственные потребители, в частности те, которые перерабатывают товары на другой продукт; торговые посредники; конечные массовые потребители товара - социально-бытовые учреждения и учреждения культуры, грома адских учреждения и ассоциации, государственные учреждения, индивидуальные конечные потребители - население.

Необходимо различать две категории продавцов и покупателей индивидуальные и массовые:

• индивидуальные продавцы, к которым относятся отдельные индивидуумы и их семьи, не создали зарегистрированного производственного или торгового предприятия;

• массовые продавцы которыми являются любые предприятия и фирмы, которые сбывают товар собственного производства, перепродают товар, предоставляют платные услуги;

• индивидуальные покупатели, к которым относятся отдельные индивидуумы и семьи, которые покупают товар для последующей перепродажи или собственного потребления;

• массовые покупатели, т.е. любые предприятия, фирмы, организации и учреждения, которые покупают товар для перепродажи или потребления.

Товарный рынок является совокупностью процессов, в результате которых осуществляется купля-продажа и обмен товаров, и потребитель получает то, чего он требует. В основу этих процессов положена модель товарного рынка, основным компонентами которой являются: потребность, спрос, предложение, продукт (товар), цена, операция, обмен.

2.1. Рынок и отрасль.

Рынок - это совокупность экономических условий, при которых покупатели и продавцы взаимодействуют для осуществления взаимовыгодных торговых сделок.

Отраслевой рынок - это рынок взаимозаменяемой товарной продукции, который, как правило, рассматривается в пределах государственного социально-экономического комплекса, обладающего законченным циклом воспроизводства.

Экономика отраслевых рынков изучает функционирование рыночных структур на основе практического опыта и построения теоретических моделей, изучение стратегий конкурентного взаимодействия фирм (позиционирование продукции, рекламу, НИОКР и т.д.).

Отрасль - это совокупность предприятий со схожими ресурсами и технологиями производства. В этом и состоит отличие рынка от отрасли.

Чем больше совпадение признаков, характеризующих отрасль, тем она «чище». В статистике «чистой» называется отрасль, в рамках которой сосредоточены предприятия наиболее однородной по экономическому предназначению продукции (например, производство насосов). Если же признаки экономического назначения продукции расширяются, то их организационное единство характеризуется термином «крупная отрасль» (например, машиностроение для легкой промышленности, транспортное машиностроение). Совокупность крупных отраслей образует отраслевые комплексы (например, агропромышленный комплекс, металлургический комплекс) или комплексные отрасли (машиностроение, химическая промышленность, транспортная отрасль, строительство и т.д.).

Совокупность «чистых» и крупных комплексных отраслей образует отраслевую структуру народного хозяйства. Управление отраслевой структурой народного хозяйства должно обеспечиваться государством в целях сбережения ресурсов от нерационального использования, повышения степени удовлетворения потребностей населения, повышения выгоды изготовителя от производства продуктов труда и выгоды потребителя от использования этих продуктов.

Различия между рынком и отраслью основаны на том, что рынок объединен удовлетворяемой потребностью, а отрасль характером используемых технологий. Понятие отрасли значительно шире понятия рынка. Например, химическая промышленность как отрасль может обслуживать ряд рынков, на которых имеется спрос на продукцию разного типа.

2.2. Типы рыночных структур.

Под рыночной структурой принято понимать совокупность множества специфических признаков и черт, отражающих особенности организации и функционирования того или иного отраслевого рынка. Понятие рыночной структуры отражает все аспекты рыночной среды, в рамках которой действует фирма, — это количество фирм в отрасли, число покупателей на рынке, особенности отраслевого продукта, соотношение ценовой и неценовой конкуренции, рыночная власть отдельного покупателя или продавца и т. п. Теоретически рыночных структур может быть большое количество. Тем не менее многие экономисты считают возможным упростить анализ, прибегнув к типологии рыночных структур исходя из нескольких базовых параметров — признаков отраслевого рынка.

Типы рыночных структур:

совершенная конкуренция — модель рынка, для которой характерна ценовая конкуренция между не способными повлиять на рыночное равновесие и рыночную цену производителям стандартизирован ной продукции. Рыночная структура, для которой не выполняется хотя бы одно из условий совершенной конкуренции, является рынком несовершенной конкуренции. Рынки несовершенной конкуренции, в свою очередь, представлены рынками чистой монополии, монополистической конкуренции, олигополистическими рынками;

чистая монополия — тип рыночной структуры, характеризующийся отсутствием конкуренции, что предполагает господство на закрытом входными барьерами рынке одной фирмы, выпускающей уникальный продукт и контролирующей цену;

монополистическая конкуренция — тип рыночной структуры, в рамках которой продавцы дифференцируемой продукции конкурируют между собой за объемы продаж, а в качестве главного резерва достижения конкурентного преимущества на рынке выступает неценовая конкуренция;

олигополия — тип рыночной структуры, в рамках которой несколько взаимозависимых и зачастую взаимодействующих фирм конкурируют между собой за долю рынка (объемы продаж).

Каждая из этих рыночных структур отличается разной степенью рыночной власти отдельного производителя, которая находится в обратной зависимости от степени развития отношений конкуренции на рынке. Рыночная власть — способность производителя или потребителя оказывать влияние на ситуацию на рынке, в первую очередь на рыночную цену. Если рыночная власть будет проявляться со стороны спроса, то речь следует вести о рыночной власти покупателя. Рыночная власть производителя заключается в наличие или отсутствие у него возможности влиять на отраслевую (рыночную) цену производимой продукции за счет изменения объемов выпуска. Рыночная власть отдельного продавца будет обусловлена особенностями организации рыночной структуры и зависима от следующих факторов:

• доли данной фирмы в общеотраслевом предложении. Чем больше доля данной фирмы в рыночном предложении, тем больше у нее возможности, меняя собственное предложение, повлиять на общеотраслевое (рыночное) предложение, а значит, и на рыночную цену;

• степени ценовой эластичности спроса на продукцию фирмы. Чем менее эластичным является спрос, тем меньше фирма опасается отрицательной реакции со стороны потребителей своей продукции, тем больше у нее возможности для ценового маневра, тем выше ее рыночная власть;

• наличия у данного товара заменителей, так как чем больше у товара заменителей, тем выше степень эластичности спроса по цене. А высокая эластичность будет ограничивать рыночную власть данной фирмы;

• особенностей взаимодействия фирм, функционирующих в отрасли, которые могут послужить причиной возникновения рыночной власти у функционирующих в отрасли производителей. Такая ситуация возможна, если фирмы могут вступить в сговор и достичь соглашения о разделе рынка и о рыночной цене.

2.3. Критерии классификации рынков.

Современная рыночная экономика есть система рынков. Целесообразно выделить следующие критерии классификации рынков:

1. По объектам рыночных сделок:

· Товаров и услуг личного потребления. Товар - любая вещь, которая участвует в свободном обмене на другие вещи, продукт труда, способный удовлетворить человеческую потребность и специально произведённый для обмена. Услуга - экономическая деятельность, приносящая удовлетворение личных потребностей населения и общества в целом.

· Средств производства - то совокупность предметов и средств труда, с помощью которых производится сельскохозяйственная продукция.

· Рабочей силы - это совокупность физических и интеллектуальных способностей человека к труду.

· Информации - это сведения, которые можно собирать, хранить, передавать, обрабатывать, использовать.

· Денег - посредники в обмене товара.

· Ценных бумаг - документы, удостоверяющие, с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов, имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении.

2. По субъектам рыночных сделок:

· Покупателей - физические или юридическое лица, осуществляющие оплату деньгами и являющееся приобретателями товара или услуги.

· Продавцов - это человек или организация, которая продает товар или оказывает услуги.

· Посредников - это компании или частные предприниматели, которые приобретают товары для перепродажи (не для собственного потребления) или выступают организаторами сделки между продавцом и покупателем за вознаграждение.

· Государственных закупок - это покупка товаров, работ и услуг для нужд государства за счет бюджетных средств. Закупки могут охватывать все сферы рынка, это может быть и приобретение медикаментов, и покупка автомобилей, и строительство. Чтобы в закупках не было места коррупции, их принято осуществлять по определенной схеме.

3. По территориальному охвату:

· Местный рынок - это система экономических отношений, находящаяся в пределах определенного места и характеризующаяся наличием определенных границ.

· Региональный рынок - это совокупность рынков различного типа, расположенных на определенной территории.

· Национальный рынок - это такой внутренний рынок, часть которого ориентирована на иностранных продавцов и покупателей.

· Мировой рынок - составная часть всемирного хозяйства, представляющая сферу спроса и предложения, а также коммерческого обмена товаров и услуг.

4. По уровню насыщения:

· Избыточный - товаров более, чем достаточно.

· Равновесный - товаров достаточно.

· Дефицитный - товаров недостаточно.

5. По степени зрелости:

· Неразвитый - характеризуется тем, что рыночные отношения носят случайный, чаще всего товарный характер.

· Развитый - это система товарно-денежных отношений, которые являются определяющей формой связи между субъектами хозяйственной деятельности, покупателями и продавцами, которое осуществляется на основе экономической самостоятельности, равноправия и конкуренции товаропроизводителей и потребителей.

· Деформированный - характеризуется чрезмерным вмешательством государства в рыночные отношения.

· Формирующийся. Под формирующимся рынком понимают финансовый рынок, находящийся в процессе трансформации, роста и усложнения его структуры.

6. По характеру продаж:

· Оптовый - форма торговой деятельности, когда каждый покупатель идентифицируется.

· Розничный - продажа товаров конечному потребителю.

7. По соответствию закону:

· Легальный - законность, соответствие действий, поступков, документов действующим законам.

· Нелегальный - это отказ предпринимателей от использования в организации повседневной деятельности норм закона и использование неписаного права.

8. По отраслям:

· Автомобильный - отрасль промышленности, осуществляющая производство безрельсовых транспортных средств (автомобилей), преимущественно с двигателями внутреннего сгорания (ДВС).

· Сельскохозяйственная отрасль (и т.д.) - отрасль экономики, направленная на обеспечение населения продовольствием (пищей, едой) и получение сырья для ряда отраслей промышленности.

9. По типу конкуренции:

· Совершенной конкуренции - экономическая модель, идеализированное состояние рынка, когда отдельные покупатели и продавцы не могут влиять на цену, но формируют её своим вкладом спроса и предложения.

· Несовершенной конкуренции - понимается рынок, на котором отсутствует хотя бы одно из условий чистой конкуренции.

2.4. Рынок олигополии.

Олигополия - это рыночная структура, при которой в реализации какого-либо товара доминируют очень немного продавцов, а появление новых продавцов затруднено или невозможно. Продукт у разных продавцов может быть и стандартизирован (например, алюминий), и дифференцирован (например, автомобили).

На олигополистических рынках господствует, как правило, от двух до десяти фирм, на которые приходится половина и более общих продаж продукта. Продавцы на олигополистическом рынке знают, что когда они либо их соперники изменят цены или выпускаемый объем продаж, то последствия скажутся на прибылях всех фирм на рынке. Продавцы осознают свою взаимозависимость. Предполагается, что каждая фирма в отрасли признает, что изменение ее цены или выпуска вызовет реакцию со стороны других фирм. Реакция, которую какой-либо продавец ожидает от соперничающих фирм в ответ на изменения установленных им цены, объема выпуска или изменения деятельности в области маркетинга, является основным фактором, определяющим его решения. Естественная олигополия существует, когда несколько фирм могут поставлять продукцию для всего рынка при более низких долгосрочных издержках, чем были бы у множества фирм.

Олигополистические рынки обладают следующими признаками:

· малое число фирм и большое число покупателей. Это означает, что объем рыночного предложения находится в руках нескольких крупных фирм, которые реализуют продукт многим мелким покупателям;

· дифференцированная или стандартизированная продукция. В теории удобнее рассматривать однородную олигополию, однако если отрасль производит дифференцированную продукцию и имеется множество субститутов, то это множество субститутов можно анализировать как однородный агрегированный продукт;

· наличие существенных препятствий входа на рынок, т. е. высокие барьеры входа на рынок;

· фирмы в отрасли сознают свою взаимозависимость, поэтому контроль за ценами ограничен.

Только фирмы, обладающие большими долями в общем объеме продаж, могут влиять на цену товара. Поведение фирм на олигополистических рынках уподобляется поведению армий на войне. Фирмы - соперники, а трофеем выступает прибыль. Их оружием является контроль над ценами, реклама и объем выпуска.

Отсутствие рынка и конкуренции, политика гигантомании, бюрократические перекосы в управлении экономикой, развитие ведомственности приводят к формированию сверх монополизированной системы.

Можно выделить следующие черты олигополистических рынков:

1. Всего несколько фирм снабжают весь рынок. Продукт может быть как дифференцированным, так и стандартизированным.

2. По крайней мере, некоторые фирмы в олигополистической отрасли обладают крупными рыночными долями. Следовательно, некоторые фирмы на рынке способны влиять на цену товара, варьируя его наличие на рынке.

3. Фирмы в отрасли сознают свою взаимозависимость.

2.5. Типы олигополистического поведения.

Можно выделить следующие типы олигополистического поведения.

1. Картельное соглашение.

Тайный сговор – форма олигопольного поведения, ведущая к образованию картелей.

Картель – группа фирм, согласующая решения по поводу объемов выпуска и цен так, как если бы они были единой монополией.

Установление единой цены увеличивает выручку всех участников картеля, но рост цены сопровождается обязательным снижением объема продаж.

При данном соглашении каждая фирма, стремясь максимизировать свою прибыль, часто нарушает договор, снижая цены в тайне от других. Это разрушает картель.

Препятствия для тайного сговора:

· Различия в спросе и издержках.

· Число фирм в отрасли.

· Внезапный спад деловой активности.

· Возможное вступление в отрасль других фирм.

· Мошенничество, основанное на скрытом снижении цен по принципу ценовой дискриминации.

2. Лидерство в ценах.

Лидерство в ценах (молчаливый сговор) – это соглашение между олигополистами о ценах на свою продукцию. Смысл в том, что фирмы отрасли ориентируются на цены, установленные одной компанией-лидером. Как правило, в качестве лидера выступает фирма, являющаяся крупнейшей в рамках своей отрасли.

Тактика лидера при корректировке цен:

· Корректировка цен редка и проводится в случае значительных изменений в издержках.

· О надвигающемся пересмотре цен сообщается часто через СМИ.

· Ценовой лидер выбирает не обязательно максимальную цену.

3. Практика сдерживания цен.

Это практика назначения самой низкой цены, которая препятствует входу на рынок других фирм. При этом фирмы временно отказываются от текущей прибыли, чтобы не допустить в отрасль конкурента.

Механизм такой практики – фирмы оценивают возможные минимальные средние издержки потенциального конкурента и устанавливают цену ниже этого уровня.

4. Ценообразование по принципу «издержки плюс».

Такое ценообразование означает, что при определении цены олигополист сначала оценивает свои средние переменные издержки при некотором плановом уровне производства, а затем добавляет к ним «накидку» в размере определенного процента прибыли.

2.6. Количественные показатели структуры товарного рынка.

Структура рынка – это основные характерные черты рынка, в них входят количество и размеры фирм, степень сходства или отличия товаров разных фирм, легкость входа и выхода с конкретного рынка, доступность рыночной информации.

Количественными показателями, характеризующими структуру товарного рынка, являются:

· Численность продавцов, действующих на данном товарном рынке - не позволяет сделать полных и достоверных выводов о наличии (отсутствии) и характере конкуренции между ними, за исключением случаев, когда их количество очень мало. Для более полной картины рынка необходимо знание долей фирм, действующих на рынке.

· Доли, занимаемые продавцами на данном товарном рынке - рыночная доля отражает наиболее важные результаты конкурентной борьбы и показывает степень доминирования организации на рынке. Исследование рыночных долей конкурентов позволяет выявить распределение сил в конкурентной борьбе.

Концентрация продавцов (фирм, действующих на рынке) характеризуется их числом и долей, занимаемой ими на рынке. При сравнении концентрации в различных отраслях последняя выше там, где меньшее число фирм, либо, при равенстве фирм, там, где выше неравномерность распределения долей фирм.

· Показатели рыночной концентрации - характеризуют степень неравномерности распределения объемов производства или продаж товара между хозяйствующими субъектами, а также возможность воздействия каждого из них на общие условия обращения товаров на соответствующем рынке.

Показатели концентрации имеют ряд общих черт. Так, прежде всего они в той или иной степени учитывают концентрацию продавцов на рынке либо дополняют эту характеристику. В основе их расчета лежит показатель доли предприятия на рынке. К числу основных недостатков рассмотренных показателей можно отнести: сложность расчетов, связанную с необходимостью наличия полной информации обо всех предприятиях – участниках рынка, либо невозможность ряда показателей учитывать общее число фирм или их относительный размер. В то же время большинство показателей не имеют точных границ определения, что затрудняет интерпретацию полученных результатов расчета.

Показатели рыночной концентрации дают возможность сделать предварительную оценку степени монополизации рынка, равномерности (или неравномерности) присутствия на нем хозяйствующих субъектов.

2.7. Качественные показатели структуры товарного рынка (барьеры входа на рынок).

Качественные показатели структуры рынка характеризуют:

· наличие или отсутствие (сила) барьеров входа на рынок для потенциальных конкурентов, степень их преодолимости;

· открытость рынка для межрегиональной и международной торговли.

Потенциальными конкурентами, которые могут быть соперниками в проникновении на рынок, являются:

a) хозяйствующие субъекты, которые имеют материально-техническую базу, кадры, технологии для изготовления данного товара, но по разным причинам не реализуют эти возможности;

b) хозяйствующие субъекты, которые изготовляют данный товар, но не продают его на территории исследуемого товарного рынка;

c) новые хозяйствующие субъекты, входящие на данный товарный рынок.

Одним из существенных факторов, влияющих на уровень концентрации на рынке и на поведение предприятий отрасли, является наличие и высота барьеров входа.

Под барьерами входа на рынок понимают любые факторы и обстоятельства правового, организационного, технологического, экономического, финансового характера, препятствующие новым хозяйствующим субъектам вступить на данный товарный рынок и на равных конкурировать с уже действующими на нем хозяйствующими субъектами.

Барьеры входа могут быть обусловлены особенностями данной отрасли и рынка (технология производства, стартовые и текущие затраты, объем спроса, зрелость и развитость рынка, тип конкуренции) либо поведением хозяйствующих субъектов, уже действующих на данном рынке (включая антиконкурентные действия и соглашения). Важное значение имеют также барьеры входа, связанные с действием таких факторов, как сужение географических границ рынка вследствие роста транспортных.

Для анализа возможностей преодоления барьеров входа на рынок необходимо осуществить экспертную оценку влияния на силу барьера каждого показателя (фактора) из совокупности показателей, определяющих силу барьера.

2.8. Понятие и показатели рыночной власти.

Рыночная власть - способность производителя или потребителя оказывать влияние на ситуацию на рынке, в первую очередь на рыночную цену. Если рыночная власть будет проявляться со стороны спроса, то речь следует вести о рыночной власти покупателя. Рыночная власть производителя заключается в наличие или отсутствие у него возможности влиять на отраслевую (рыночную) цену производимой продукции за счет изменения объемов выпуска.

Показатели (индексы) рыночной власти:

· Коэффициент Бейна - показывает экономическую прибыль, получаемую на единицу инвестированного капитала. условиях совершенной конкуренции на товарном рынке и эффективного финансового рынка норма прибыли будет одинаковой (нулевой) для всех видов активов. Если норма прибыли какого-либо актива фирмы выше конкурентной нормы, то этот вид инвестирования становится более предпочтительным, а рынок не конкурентным.

Нормальная прибыль представляет собой разницу между бухгалтерской и экономической прибылью. Для акционерных обществ нормальная прибыль равна максимальному доходу, который бы получили акционеры, инвестировав свои средства в другие проекты с тем же уровнем риска. Для определения уровня риска принято сравнивать возможные проекты инвестирования с вложением денег в государственные ценные бумаги, имеющие нулевой уровень риска.

· Индекс (коэффициент) Лернера - является показателем степени конкурентности рынка. Его применение базируется на использовании данных о предельных издержках фирмы и эластичности спроса.

При условии максимизации прибыли цена и предельные издержки связаны друг с другом через показатель эластичности спроса по цене. Исходя из этого положения, Лернер предложил индекс, определяющий монопольную власть.

Если эластичность спроса не зависит от цены, то индекс Лернера постоянен. Интервал значений индекса находятся от нуля до единицы. Чем выше значение индекса, тем выше монопольная власть фирмы. Следовательно, индекс, равный нулю, характеризует рынок совершенной конкуренции, а равный единице — монополии.

· Коэффициент Тобина - основан на сравнении рыночной стоимости активов фирмы (рыночная цена ее акций) с восстановительной стоимостью активов, равной сумме расходов, необходимых для приобретения активов в текущий момент времени.

Преимущество этого индекса в том, что он прост в расчетах, т.к. не использует параметры норм доходности и предельных издержек. Индекс Тобина принимает значение выше единицы в том случае, если оценка активов фирмы фондовым рынком выше их восстановительной стоимости. В этом случае фирма получила, либо ожидает получить положительную экономическую прибыль. Как показывают следования, фирмы с высоким значением индекса обладают монопольной рентой: т.е. или выпускают уникальные товары или используют уникальное оборудование.

· Коэффициент монопольной власти Папандреу (коэффициент проникновения) - показывает в процентном отношении изменение объема продаж данной фирмы при изменении цен конкурентов на аналогичную продукцию на один процент

Коэффициент Папандреу характеризует наличие товаров-заменителей на рынке и ограничения по мощности конкурентов и основывается на концепции перекрестной эластичности остаточного спроса на товар фирмы. При наличии монопольной власти влияние на объем продаж фирмы изменений цены других конкурентов весьма низкое. В то же время показатель перекрестной эластичности остаточного спроса не является показателем монопольной власти, т.к. его величина зависит от двух факторов, противоположно влияющих на монопольную власть: от числа фирм, действующих на рынке и от уровня заменяемости товара. Чем выше число фирм, действующих на рынке, тем ниже их взаимозависимость и ниже показатель перекрестной эластичности. На рынке совершенной конкуренции и на рынке монополии перекрестная эластичность спроса стремится к нулю. В то же время влияние ценовой политики других фирм зависит от ограничения по производственной мощности, т.е. от возможности увеличить объем своих продаж.

3. Трудовые ресурсы.

Трудовые ресурсы - это население, обладающее физическими и интеллектуальными способностями, необходимыми для участия в трудовой деятельности.

Большая часть трудовых ресурсов – это население в трудоспособном возрасте. В соответствии с законодательством Российской Федерации трудоспособным возрастом считается:

· возраст от 16 до 54 лет для женщин;

· возраст от 16 до 59 лет для мужчин.

К трудовым ресурсам также относятся:

· работающие лица пенсионного возраста;

· работающие подростки в возрасте до 16 лет.

Исключаются из состава трудовых ресурсов следующие категории граждан трудоспособного возраста:

· неработающие инвалиды I и II групп;

· пенсионеры, получающие пенсии по старости на льготных условиях.

Отличие трудовых ресурсов от других видов ресурсов предприятия заключается в том, что каждый наемный работник может отказаться от предложенных ему условий и потребовать изменения условий труда, может, наконец, уволиться с предприятия по собственному желанию.

Трудовые ресурсы - важнейший элемент производительных сил. Демографические факторы выступают функцией социально-экономического развития и оказывают большое влияние на экономический рост. При оценке воздействия динамики народонаселения важное значение имеют не только общая численность и прирост населения, но и его возрастная структура, отраслевая занятость, уровень образования и профессиональной подготовки, т. е. качество рабочей силы.

Качество трудовых ресурсов существенно влияет на темпы и качество экономического роста. Производительный потенциал рабочей силы, помимо психологических и физических качеств работников, включает ряд параметров, определяющих его пригодность и способность к высокопроизводительному труду. Это уровень общего и специального образования, накопленные и передаваемые из поколения в поколение производственный опыт и нормы культуры поведения. Понятно, что производительный потенциал трудовых ресурсов той или иной страны во многом определяется социально-экономической политикой государства.

3.1. Трудовые ресурсы отрасли: состав, особенности структуры.

Процесс производства и реализации продукции и товаров связан с затратами не только овеществленного труда, но и живого труда. Труд является важнейшим элементом любого хозяйственного процесса (снабжение, производство и продажа).

В торговле занята большая часть трудоспособного населения страны, поэтому рациональное использование трудовых ресурсов относится к числу важных задач.

К трудовым ресурсам относится та часть населения, которая обладает необходимыми физическими данными, знаниями и навыками труда в соответствующей отрасли. Достаточная обеспеченность предприятий нужными трудовыми ресурсами, их рациональное использование, высокий уровень производительности труда имеют большое значение для увеличения объемов продукции и повышения эффективности производства.

В списочный состав трудовых ресурсов предприятия включаются все работники, принятые на постоянную, сезонную, а также временную работу на срок один день и более со дня зачисления их на работу.

Не включаются в списочный состав работники: не состоящие в штате предприятия, принятые на работу по совместительству.

Прежде всего анализируется выполнение плана по составу работающих с точки зрения не только количества, но и качества изменений. В ходе анализа по каждой категории работающих выявляются отклонения фактической численности от плановой и прошлого года, изучаются профессиональный и квалификационный состав работающих.

Анализ состава, структуры, движения и эффективности использования персонала предприятия начинается с изучения количества работников, их состава по группам и движения внутри предприятия.

Для характеристики кадровых ресурсов торгового предприятия используется целая система показателей.

Количественная характеристика персонала измеряется в первую очередь такими показателями, как списочная, явочная и среднесписочная численность работников.

· Списочная численность - это количество работников списочного состава на определенную дату с учетом принятых и выбывших за этот день работников.

· Явочная численность включает лишь работников, явившихся на работу.

Для определения численности работников за определенный период используется показатель среднесписочной численности. Среднесписочная численность работников за месяц определяется как частное от деления суммы всех списочных данных за каждый день на календарное число дней в месяце.

В целях эффективности управления процессами формирования и использования персонала на предприятиях торговли применяется классификация по следующим основным признакам:

По категориям. В составе предприятий торговли выделяют три категории работников:

1. Персонал управления

2. Торгово-операционный персонал

3. Вспомогательный персонал

Деление персонала торгового предприятия по категориям работников представляет собой наиболее общую форму функционального разделения их труда.

· По должностям и профессиям. На предприятиях торговли в составе персонала управления выделяют руководителей (менеджеров), специалистов; в составе торгово-операционного персонала - должности (профессии) продавцов, кассиров, контролеров-кассиров; в составе вспомогательного персонала - профессии фасовщиков, грузчиков, уборщиков.

· По специальностям. В составе должностей специалистов выделяют экономистов, финансистов, товароведов, бухгалтеров; в составе продавцов выделяют специальности продавцов продовольственных товаров, продавцов непродовольственных товаров.

· По уровню квалификации. Работники основных должностей, профессий и специальностей в зависимости от уровня знаний, умения и трудовых навыков подразделены на ряд квалификационных категорий.

· По полу и возрасту. В соответствии с действующим порядком учета на предприятиях торговли выделяются мужчины в возрасте до 30 лет, от 30 до 60 лет, свыше 60 лет; а женщины соответственно до 30 лет, от 30 до 55 лет, свыше 55 лет. В целях эффективного управления движением персонала на крупных предприятиях торговли может быть принята и более детальная группировка работников по возрасту.

· По стажу работы в торговле. Действующей практикой учета предусматривается группировка работников торговых предприятий со стажем работы в торговле до 1 года; от 1 года до 3 лет; от 3 до 10 лет; свыше 10 лет. В конкретных целях управления персоналом эта группировка также может быть детализирована.

· По отношению к собственности. В зависимости от этого признака на предприятиях торговли выделяют работников - собственников его имущества и наемных работников.

· По характеру трудовых отношений. По этому признаку работники торговых предприятий подразделяются на постоянных и временных.

Структура трудовых ресурсов предприятия - это процентное соотношение различных категорий работников в их общей численности. В структуре персонала сельскохозяйственных предприятий работники, занятые в сельскохозяйственном производстве, занимают 85 - 90 %, в том числе постоянные рабочие 70 - 75 % (из них трактористы-машинисты - 13 -18 %), сезонные и временные рабочие 5 - 8 %, руководители и специалисты 8 -12 %. Эта структура определяется многими факторами: размерами и специализацией предприятия, степенью участия в интеграционных процессах, природными условиями и т. д. Она может рассчитываться и по таким признакам, как возраст, пол, уровень образования, стаж работы, квалификация и т. п.

3.2. Показатели эффективности использования трудовых ресурсов.

Для оценки уровня производительности труда применяется система обобщающих, частных и вспомогательных показателей.

Обобщающие показатели: среднегодовая, среднедневная и среднечасовая выработка продукции одним рабочим, среднегодовая выработка на одного работающего в стоимостном выражении.

Частные показатели: трудоемкость продукции определенного вида в натуральном выражении за 1 человеко-день или человеко-час.

Вспомогательные показатели: затраты времени на выполнение единицы определённого вида работ или объём выполненных работ за единицу времени.

Наиболее обобщающим показателем производительности труда является среднегодовая выработка продукции одним работающим.

Снижение трудоёмкости продукции – важнейший фактор повышения производительности труда. Рост производительности труда происходит в первую очередь за счёт снижения трудоёмкости продукции. Достигнуть снижения трудоёмкости возможно за счёт внедрения мероприятий НТП, механизации и автоматизации производства и труда, а также увеличения кооперированных поставок, пересмотра норм выработки и т. д.

В процессе анализа изучают динамику трудоёмкости, выполнение плана по её уровню, причины её изменения и влияния на уровень производительности труда. Если возможно, следует сравнить удельную трудоёмкость продукции по другим предприятиям отрасли, что позволит выявить передовой опыт и разработать мероприятия.

Изменение в уровне трудоёмкости не всегда оценивается однозначно. Трудоёмкость может возрастать при значительном удельном весе вновь осваиваемой продукции или улучшении её качества. Чтобы добиться повышения качества, надёжности и конкурентоспособности продукции, требуются дополнительные затраты средств и труда. Однако выигрыш от увеличения объёма продаж, более высоких цен, как правило, перекрывает проигрыш от повышения трудоёмкости изделий. Поэтому взаимосвязь трудоёмкости продукции и её качества, себестоимости, объема продаж и прибыли должна находиться в центре внимания аналитиков.

Для анализа эффективности использования трудовых ресурсов также применяется показатель рентабельности персонала.

3.3. Производительность труда и ее показатели.

Производительность труда - это экономическая категория, выражающая степень плодотворности целесообразной деятельности людей по производству материальных и духовных благ.

Производительность труда определяется количеством продукции (объемом работ), произведенной работником в единицу времени (час, смену, квартал, год) или количеством времени, затраченным на производство единицы продукции (на выполнение определенной работы).

Показателями производительности труда являются выработка и трудоемкость. Оба показателя при одних и тех же методах измерения продукции и затрат труда находятся между собой в обратно пропорциональной зависимости.

Выработка (прямой показатель) – это количество продукции, произведенное в единицу рабочего времени или приходящееся на одного среднесписочного работника или рабочего в месяц, квартал, год.

Выработка определяется отношением количества произведенной продукции к затратам рабочего времени на производство этой продукции или к среднесписочной численности промышленно-производственного персонала.

Трудоемкость (обратный показатель) представляет собой затраты времени на производство единицы продукции.

Трудоемкость единицы продукции определяется как отношение трудозатрат к объему произведенной продукции.

К показателям производительности труда предъявляются следующие требования, они должны:

· полностью учитывать все затраты труда на производство учтенного объема производства или выполненного объема работ;

· устранять искажающее влияние изменения ассортимента продукции, ее трудоемкости, материалоемкости;

· не допускать повторного счета при учете продукции;

· позволять соизмерять количество и качество затраченного труда с размерами его оплаты;

· обеспечивать сравнимость показателей производительности труда на участках, цехах, предприятиях с разными условиями труда и производства;

· давать возможность получать точные сводные показатели производительности труда в целом по предприятию, отрасли и всему народному хозяйству.

Иначе говоря, показатели производительности труда должны быть сквозными, сводимыми, сопоставимыми, обладать высокой степенью обобщения, гибкостью, универсальностью применения.

3.4. Формы и системы заработной платы.

Формы и системы заработной платы являются третьим элементом организации оплаты труда и определяют порядок начисления заработной платы. С их помощью осуществляется связь оплаты труда с его количественными и качественными результатами.

Существуют две формы оплаты труда – повременная и сдельная.

Повременная форма оплаты труда имеет незначительную область применения, поскольку у нее слабо выражена стимулирующая функция. В основном она используется при определении тарифных заработков работников в бригадах с оплатой по единому наряду.

При применении повременной формы оплаты труда необходимо соблюдать следующие условия:

· строгий учет и контроль за фактически отработанным временем каждым работником с обязательным отражением времени простоя;

· правильное присвоение рабочим-повременщикам тарифных разрядов в соответствии с их квалификацией и с учетом действительной сложности выполняемых ими работ;

· разработку и правильное применение обоснованных норм обслуживания, нормированных заданий и нормативов численности по каждой категории работающих, исключающих различную степень загрузки, а следовательно, и различный уровень затрат труда в течение рабочего дня;

· оптимальную организацию труда на каждом рабочем месте, обеспечивающую эффективное использование рабочего времени.

На базе повременной формы оплаты труда разработаны следующие системы: простая повременная, повременно-премиальная и повременно-премиальная с нормированным заданием.

Сдельная форма оплаты труда позволяет установить размер заработной платы работника в зависимости от объема выполненной работы, который может быть измерен в количестве операций, изделий.

При сдельной оплате мерой труда является выработанная рабочим продукция (выполненный объем работ), поэтому его заработок прямо зависит от количества и качества произведенной продукции, т. е. начисляется за каждую единицу продукции – штуку, килограмм, метр и т.д., исходя из установленной сдельной расценки.

Применение сдельной формы оплаты труда целесообразно в следующих условиях:

· при наличии количественных показателей выработки или работы, правильно отражающих затраты труда работников;

· наличие реальных возможностей увеличения выработки продукции при сокращении затрат времени на единицу продукции;

· при потребности производства в увеличении выпуска продукции на данном участке (рабочем месте);

· при наличии возможности у рабочих (бригад) увеличивать выпуск продукции против установленных норм выработки при стабильной технологии и соответствующем качестве продукции;

· при отсутствии отрицательного влияния сдельной оплаты на уровень качества продукции (работ), степень соблюдения технологических режимов и требований техники безопасности, рациональности расходования сырья, материалов и энергии.

Сдельную форму оплаты труда лучше применять, если выработка зависит в основном от работника, т.е. работы ручные, механизированно-ручные и механизированные, а также есть необходимость заинтересовать работника в увеличении количества выпускаемой продукции.

На базе сдельной формы заработной платы разработаны следующие системы: прямая сдельная, сдельно-премиальная, сдельно-прогрессивная, косвенная сдельная, аккордная сдельная, коллективная сдельная система заработной платы (при коллективной (бригадной) организации труда).

4. Основные фонды.

Основные фонды - это совокупность средств труда, функционирующих в неизменной натуральной форме в течение длительного времени и переносящих свою стоимость на готовый продукт частями, по мере износа. Не относятся к основным средствам и учитываются в составе оборотных средств предметы, используемые в течение периода менее 12 месяцев, независимо от их стоимости, а также предметы стоимостью не более стократного размера минимальной месячной оплаты труда за единицу независимо от срока их полезного использования; при этом стоимость указанных предметов принимается в расчет на дату их приобретения.

Для учета и анализа основных фондов принята их единая группировка:

1. Земельные участки и объекты природопользования.

2. Здания.

3. Сооружения.

4. Передаточные устройства.

5. Машины и оборудование, в том числе:

· Силовые машины и оборудование;

· Рабочие машины и оборудование;

· Измерительные и регулирующие приборы, устройства и лабораторное оборудование;

· Вычислительная техника;

· Прочие машины и оборудование.

6. Транспортные средства.

7. Производственный и хозяйственный инвентарь.

8. Рабочий скот.

9. Продуктивный скот.

10. Многолетние насаждения.

11. Другие виды основных средств.

По своему назначению основные фонды подразделяются на производственные, т.е. предназначенные для использования в производственном процессе, и непроизводственные, используемые для удовлетворения культурно-бытовых и иных нужд работников (основные средства жилищно-коммунального хозяйства, находящегося на балансе предприятия, медицинские пункты и т.п.). По степени участия в производственном процессе основные фонды делятся на активные и пассивные. Активная часть (машины, оборудование) непосредственно влияет на производство, количество и качество продукции (услуг). Пассивные элементы (здания, сооружения) создают необходимые условия для производственного процесса.

Основные производственные фонды предприятий совершают хозяйственный кругооборот, который состоит из следующих стадий: износ основных фондов, амортизация, накопление средств для полного восстановления основных фондов, их замена путем осуществления капитальных вложений.

Любые объекты основных фондов подвержены физическому и моральному износу, т.е. под влиянием физических сил, технических и экономических факторов они постепенно утрачивают свои свойства, приходят в негодность и не могут далее выполнять свои функции. Физический износ частично восстанавливается путем ремонта, реконструкции и модернизации основных фондов. Моральный износ проявляется в том, что устаревшие фонды по своей конструкции, производительности, экономичности, качеству выпускаемой продукции отстают от новейших образцов. Поэтому периодически возникает необходимость замены основных фондов, особенно их активной части. При этом в современной экономике главным фактором, определяющим необходимость замены, является моральный износ.

4.1. Основные фонды: сущность, состав, особенности структуры в различных отраслях.

Сущность основных фондов:

· они вещественно воплощены в средствах труда;

· их стоимость по частям переносится на продукцию;

· они сохраняют натуральную форму длительное время по мере износа;

· возмещаются на основе амортизационных отчислений по истечении срока службы.

Основные фонды делятся на материальные и нематериальные. К материальным основным фондам относятся: здания, сооружения, машины и оборудование, жилища, транспортные средства, многолетние насаждения, продуктивный скот и т. д. Не относятся к основным фондам временные сооружения, приспособления и устройства, затраты по возведению которых относятся на себестоимость строительно-монтажных работ в составе общепроизводственных расходов.

Основные фонды подразделяются на производственные и не производственные фонды. Производственные фонды участвуют в процессе изготовления продукции или оказания услуг. К ним относятся: станки, машины, приборы и т.п. Основные фонды (без машин и оборудования) — составная часть недвижимости, но это понятие является более узким, поскольку в составе основных фондов не учитывается земля.

Непроизводственные основные фонды не участвуют в процессе создания продукции. К ним относятся: жилые здания, детские сады, клубы, стадионы, больницы и т.п. Несмотря на то, что непроизводственные основные фонды не оказывают какого - либо непосредственного влияния на объем производства, рост производительности труда, постоянное увеличение этих фондов связано с улучшением благосостояния работников предприятия, повышением материального и культурного уровня их жизни, что, в конечном счете, сказывается на результате деятельности предприятия.

Для учета основных фондов, определения их состава и структуры необходима их классификация. Существуют следующие группы основных производственных фондов:

1. Здания (корпуса цехов складские помещения, производственные лаборатории и т.п.);

2. Сооружения (инженерно-строительные объекты, создающие условия для осуществления процесса производства: эстакады, автомобильные дороги, туннели);

3. Передаточные устройства (электросети, теплосети, газовые сети);

4. Машины и оборудование, в том числе:

· Силовые машины и оборудование (генераторы, электродвигатели, паровые машины, турбины и т.п.).

· Рабочие машины и оборудование (металлорежущие станки, прессы, электропечи и т.п.).

Структура основных фондов может рассматриваться в виде отраслевой, т.е. с распределением их по отраслям экономики. Группа рабочих машин и оборудования изучается в виде возрастной структуры путем разбивки её по возрастным группам: до 5 лет, свыше 5 – до 10, свыше 10 – до 20 и более 20 лет службы.

Состав и структура основных фондов могут рассматриваться в виде соотношения пассивной и активной частей. Под пассивной понимаются те составляющие основные фонды, которые не оказывают существенного значения на процесс производства(здания и сооружения). Активная часть – те составляющие основных фондов, которые являются исполнителями производственного процесса. В обрабатывающих отраслях – рабочие машины и оборудование, в добывающих – сооружения и передаточные устройства, в энергетике – силовые машины и оборудование, а также передаточные устройства.

Общими направлениями совершенствования структуры основных фондов являются:

· уменьшение пассивной части (зданий);

· увеличение активной части;

· увеличение доли измерительных и регулирующих приборов и устройств, а также вычислительной техники;

· сокращение доли оборудования старших возрастных групп и соответственно увеличение доли более молодого (до 10 лет).

4.2. Система обобщающих и частных показателей использования основных производственных фондов.

Конечная эффективность использования основных производственных фондов характеризуется рядом показателей, различных по экономическим признакам и единицам измерения. В зависимости от экономической природы они подразделяются на обобщающие (синтетические) и частные (аналитические), а по измерителям - на стоимостные и натуральные.

К обобщающим относятся следующие показатели: фондоотдача, фондоемкость, реализованная продукция, рентабельность, относительная экономия основных средств, повышение объема продукции, повышение производительности труда, снижение себестоимости продукции и затрат на воспроизводство основных фондов, увеличение сроков службы средств труда.

Однако на основе обобщающего показателя невозможно анализировать степень использования элементов основных средств, имеющих различное значение в производственном процессе. Поэтому на практике применяют частные (аналитические показатели), к которым относятся в первую очередь технико-экономические показатели использования производственного оборудования. К ним относятся коэффициенты:

· износа основных фондов;

· выбытия основных производственных фондов;

· обновления;

· использования инвентарного парка оборудования;

· использования производственной мощности предприятия; сменности оборудования;

· экстенсивной и интенсивной загрузки оборудования и др.

Для всестороннего анализа и выявления резервов повышения эффективности использования основных фондов применяют систему общих (обобщающих) и частных (дополнительных) показателей.

Обобщающие показатели характеризуют использование всей совокупности основных производственных фондов. К ним относится:

· фондоотдача - выпуск продукции на 1 руб. среднегодовой стоимости основных производственных средств;

· фондорентабельность - сумма прибыли на 1 руб. среднегодовой стоимости основных производственных средств;

· степень использования производственной мощности.

Общие (обобщающие) показатели предназначены для общей оценки использования всей совокупности основных фондов. Дополнительные показатели характеризуют использование главным образом активной части основных средств (оборудования) или использование основных средств отдельных подразделений предприятия.

К частным показателям, характеризующим эффективность использования основных фондов, относятся показатели использования машин и оборудования во времени и по производительности.

Частные показатели использования основных производственных фондов можно разделить на две категории: показатели экстенсивного использования основных производственных фондов и показатели интенсивного использования основных фондов.

К первой группе показателей относятся: коэффициент экстенсивного использования оборудования (коэффициент использования оборудования во времени), коэффициент сменности работы оборудования коэффициент загрузки оборудования.

· Коэффициент экстенсивного использования оборудования определяется делением фактического времени работы оборудования на нормативное (плановое время работы) в течение расчетного периода.

· Коэффициент сменности работы оборудования определяется как отношение общего количества отработанных оборудованием данного вида в течение дня станко-смен к количеству станков, работавших в наибольшую смену.

· Коэффициент загрузки оборудования устанавливается для всего парка машин, находящихся в основном производстве. Рассчитывается как отношение трудоёмкости изготовления всех изделий на данном виде оборудования к фонду времени его работы. Таким образом, коэффициент загрузки оборудования в отличие от коэффициента сменности учитывает данные о трудоёмкости изделий.

4.3. Пути улучшения использования основных фондов в промышленности.

Повышение уровня использования основных фондов является одной из важнейших задач экономического развития страны. Эффективное использование основных фондов промышленности оказывает непосредственное воздействие на все стороны расширенного воспроизводства. Уровень использования основных фондов оказывает непосредственное влияние на:

a. объем капитальных вложений;

b. соотношение между национальным доходом и фондом накопления;

c. темпы развития производства средств производства и производства предметов потребления;

d. степень использования трудовых ресурсов страны и производительность их труда;

e. качество выпускаемой продукции;

f. рост материального благосостояния трудящихся.

Повышение эффективности использования основных фондов оказывает существенное влияние на основные технико-экономические показатели работы промышленных предприятий (объем производства, прибыль, рентабельность).

Критерий экономической эффективности использования основных фондов определяют как получение какого-либо вида эффекта (например, роста производительности общественного труда, увеличения национального дохода) либо той или иной формы отношения данного эффекта к основным фондам.

Критерием эффективности использования основных фондов на перспективный период является повышение производительности труда. На текущий период критерием служит отношение национального дохода к стоимости основных фондов. Критерием эффективности использования основных фондов на предприятии является рентабельность производства, которая рассчитывается как отношение прибыли к среднегодовой стоимости основных фондов и нормируемых оборотных средств.

Пути улучшения использования ОФ в промышленности. Главным можно назвать путь немедленного налаживания традиционных кооперированных связей и установления новых как с ближним, так и с дальним зарубежьем.

Одним из основных путей улучшения использования основных фондов и повышения фондоотдачи является техническое совершенствование и модернизация оборудования.

Важным резервом роста фондоотдачи является увеличение количества и удельного веса действующего оборудования в составе всего оборудования, имеющегося на предприятиях, и повышение интенсивности его работы. Показателем интенсивности использования оборудования является количество продукции или выполняемой работы в единицу времени (час, смена, сутки) на единицу оборудования.

Более интенсивное использование оборудования в единицу времени достигается путем:

a) совершенствования технологии и обеспечения непрерывно-поточного производства;

b) увеличения разовой загрузки оборудования (например, веса слитка, прокатываемого на блюминге);

c) увеличения скорости обработки материала (например, скорости резания металла);

d) тщательной подготовки и обеспечения соответствия качества сырья, полуфабрикатов и материалов требованиям технологического процесса и качеству изготовляемой продукции;

e) обеспечения устойчивой и равномерной работы по графику, без простоев, рывков и штурмовщины, на высоком уровне производительности.

В комплексе мер, способствующих улучшению использования основных фондов, существенное значение имеет правильное применение экономических рычагов и стимулов. На это же направлены совершенствование оперативного планирования, автоматизированный учет работы и всесторонний анализ использования средств труда. Повышению фондоотдачи, несомненно, способствуют повышение квалификации работников, а также материальное и моральное поощрение работающих за бережное и эффективное использование техники.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: