•Ф. Абрамов «Потомок Джима».
•Ю. Яковлев «Девочка с Васильевского острова».
В. Быков: Его батальон, Знак беды, Круглянский мост, Обелиск, Облава, Пойти и не вернуться, Сотников
1. Между жизнью и смертью (тема нравственного выбора на войне)
2. Тема любви в произведениях о Великой Отечественной войне
3. Дети и война
4. 891 день мужества ленинградцев
5. Мемориал - памятник с особым значением (В. Быков «Обелиск»)
6. "По ком звонит колокол"
7. Художественное произведение о войне: есть ли место вымыслу?
8. Значение войн для государства и для человека
9. Правда о войне
10. «Война с чрезвычайной быстротой образует новые характеры людей и ускоряет процесс жизни…» (А.П. Платонов)
11. «Ах, война, что ты сделала, подлая?..» (Б. Окуджава)
12. «У войны не женское лицо» (Светлана Алексиевич)
13. Тема военного детства в русской прозе.
14. «Я ушла из детства в грязную теплушку» (Юлия Друнина)
15. «Мы были высоки, русоволосы» (Н.П. Майоров)
16. «Война такое зло, что не бывает совсем не пострадавших на войне»
|
|
17. Человек на войне
18. «Твой подвиг вовек не забудут в народе»
19. «От героев былых времен не осталось порой имен» (Евгений Агранович)
20. «Ко всему привыкший сорок первый год» (Ю. Друнина)
21. «ПОДНИМАЛИСЬ МАЛЬЧИКИ ПО СВИСТКУ В АТАКУ» (И. Карпов)
22. «Не сможет позабыться страх» (Б. Пастернак)
23. «Призвал нас к бою воинский закон» (К. Симонов)
24. «Не выпускай, боец, винтовки, пока не отомстишь врагу» (С. Маршак)
25. «Нам в сорок третьем выдали медали, и только в сорок пятом — паспорта» (Ю. Воронов)
26. «В ярости рыдала мать- земля (Муса Джалиль)
27. «Солдаты помнят все бои» (Юлич)
28. «Война людьми забудется, землею - никогда!» (М. Алигер)
29. «Недаром помнит вся Россия про день Бородина» (по М.Ю. Лермонтову, Л.Н. Толстому)
30. Трагическое и героическое в литературе XIX (XX) века о войне
III. Человек и природа в отечественной и мировой литературе
Есть ли душа у природы или она бездушное материальное начало? Если так, то между человеком и природой возведена непреодолимая стена. Но почему мы в минуту трудную обращаемся к силам природы, очевидно, что человек и природа едины, они наделены душой, чувствами и языком. В произведениях русских и европейских писателей изображение природы выполняет разные функции: она может быть фоном действия, местом действия, отражением психологии героя. Природа и её существование становятся источником для решения вечных вопросов бытия. Кто есть человек, и какова его сущность; человек и высшее надмирное начало, что есть жизнь и смерть. Изменения в природе – источник переживаний человеком эстетических эмоций. Миги красоты, в природе изменчивы, и могут быть соотнесены с душевными движениями.
|
|
Роль пейзажа в литературном произведении:
1. Пейзаж как место действия. И.С. Тургенев «Лес и степь», «Отцы и дети», И.А. Гончаров «Обломов» (описание Обломовки), С. Есенин (красота русской природы).
2. Пейзаж как отражение внутреннего состояния героя. Психологический параллелизм (Л.Н. Толстой р. «Война и мир»: встреча кн. Андрея с дубом. Наташа весенней ночью в Отрадном. Сцена охоты. Святки., М. Лермонтов иносказательные пейзажи «Тучи», «Утёс», «На севере диком», «Горные вершины»). М. Лермонтов п. «Мцыри». Описание бури «как эквивалент душевных движений человека». Пейзаж в романтизме.
3. Пейзаж как средство решения вечных вопросов. Философские размышления над законами бытия. Картины мироздания (М.Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива», «Горные вершины», «Выхожу один я на дорогу», п. Песня про купца Калашникова», р. «Герой нашего времени» («Фаталист»). И.С. Тургенев р. «Отцы и дети». Лирика Ф.И. Тютчева «День ночь», «Весенняя гроза», И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско»
4. Социальная функция пейзажа. Пейзаж как средство постановки социальных вопросов Тургенев «Отцы и дети» (описание им. Марьино)
5. Изображение красот природы как неповторимых явлений жизни.
Воспевание природы И.С. Тургенев «Отцы и дети»
Любование природой. Запечатлённый миг красоты (А.А. Фет «Шепот, робкое дыханье»,
2. драматический разлад с природой (А.С. Пушкин «Медный всадник», Ф.И. Тютчев «Певучесть есть в морских волнах»).
7. постмодернисткое отчуждение от природы (А.Иванов «Комьюнити»)
Типы пейзажа: аллегорический, философский,
Виды пейзажа
1.Сентиментальный пейзаж, романтический, реалистический, сюрреалистический пейзаж
2.Городской, сельский, лирический, динамический, статичный, вымышленный, экзотический, фантастический, пейзаж-символ.
3. Роль пейзажа:
фон действия,
отражение психологии героя,
лирическое отступление,
пейзаж-символ (И. Бунин «Антоновские яблоки», А. Блок «Стихи о Прекрасной даме», п. «Двенадцать»)
(Темы, сформулированные на основе указанной проблематики, позволяют поразмышлять над эстетическими, экологическими, социальными и др. аспектами взаимодействия человека и природы)
Общие тезисы по теме:
Русская классическая литература представляет благодатный материал для воспитания в человеке любовного отношения к природе. Трудно найти в мире другую национальную литературу, в которой уделялось бы столько внимания теме «Природа и человек». Описания природы в русской классической литературе – это не просто фон, на котором разворачивается действие, они имеют важное значение в общей структуре произведения, в характеристике персонажа, ибо в отношении к природе раскрывается и внутренний облик человека, его духовно-нравственная сущность.
Английский писатель Ч.Сноу, говоря об отличии английской литературы от русской, заметил: «Почти во всех произведениях русской литературы и прежде всего Толстого английский читатель ощущает дыхание необъятных пространств, бескрайних русских равнин».
1.Тезис: «Человек и природа - единое целое. Все мы - порождение природы, ее часть»