Признаки одаренности

Обычно одаренностью считают развитость способностей человека. Ба­зовых признаков одаренности два: увлеченность какой-либо деятельностью, проявляющаяся в готовности тратить длительное время, силы, энергию на нее без каких-либо существенных поощрений, благ; и относительно высокий уровень проявления умственных процессов (внимания, памяти, мышления, воображения) именно в этой деятельности в сравнении с другими. Эти признаки и могут быть основанием для выделения одаренных ребят. Что­бы решить вопрос с одаренностью, воспитатель должен ответить:

  • Есть ли у школьника успешная (!) деятельность, занятия, на которых он готов по собственной инициативе тратить большое время и силы?
  • Происходит ли в этой деятельности скачок в проявлении умственных способностей (особенно это характерно для внимания и памяти)?

Таких деятельностей может быть множество (общая одаренность) или какая-то одна, узкая (специальная одаренность). Они могут быть внутри ученика (тогда учебная успешность - неспешность ничего не скажет об одаренности). Ребята с общей одаренностью, как правило, бо­лее гармоничны и чаще успешны в учении. Ребята со специальной ода­ренностью чаще негармоничны, проблемы, трудны для педагога, для себя, а то и для одноклассников. Но уровень специальной одаренности может быть у них весьма высок.

Есть еще один, особый тип_одаренности - творческостъ, креа­тивность. Это способность к необычным, оригинальным, новым, неожи­данным результатам и способам деятельности. Творческая одаренность может существовать и сама по себе, относительно независимо от общей и специальной, а может сочетаться с ними.

Классному воспитателю, работающему с проблемой одаренности, стоит устраивать периодические общения с учителями и родителями по названным выше вопросам и темам. А может имеет смысл раз в год (по­лугодие) проводить малый педсовет на эту тему.

  1. Отношение к одаренным, работа с одаренными.

Если одаренный школьник гармоничен, можно ничего особенного и не делать, кроме общей поддержки такого же плана, как и для других ребят. В восприятии одноклассников одаренного его образ можно поддерживать как «Наша гордость», «Наша сила» или «Одна из наших звезд». Какой ход позволит лучше «вписать» вашего героя в класс, зависит как от особенно­стей класса, так и от особенностей самого одаренного школьника.

Работа со «специальными» одаренными, особенно если у них про­блемы с одноклассниками, требует более тонкой педагогической тактики. Полезны здесь следующие ходы: подчеркивание вклада способного школь­ника в общую деятельность и работа с самим школьником в плане некото­рого размышления его «специализации». (Можно в этом случае в общении с подростком использовать образ «человека», как звезды с разноцветными лу­чами»: познанием, искусством, спортом, ремеслом; с предложением выращи­вать все лучи, чтобы звезда не оказалась «косой» и некрасивой.) Но перебарщивать в этом деле нельзя. «Специально» одаренной иногда по своей пату-ре, сути - одиночка, и слишком сильно его тянуть в коллектив - опасно.

3. Тема «специальной» одаренности пересекается с более широкой темой - ребят с отклонениями от нормы.

Полезно различать два_типа отклонений: подростков с повышенной, заостренной развитостью каких-либо обычных форм поведения (повы­шенно возбудимых, необщительных, плаксивых, чрезвычайно общитель­ных и т.п.) и странных школьников с формами поведения, не вписывающи­мися ни в общие, ни в групповые, ни в классные нормы {мальчик, который постоянно без повода хихикает; девочка, которая плачет, когда на нее кто-нибудь смотрит; мальчик, пугающийся любых животных и т.п.).

Первый случай - предмет работы педагога, психолога и психотерапевта. Второй - поле для деятельности психотерапевта, невропатолога, психиатра. Главное, что должен сделать педагог в этом случае - довести подростка (вме­сте с родителями) до специалистов, а потом использовать их рекомендации.

Остановимся на первом типе отклонений. Психология использует для его характеристики понятие акцентуации. Главные акцентуации в подростковом возрасте таковы:

  • Экстравртная акцентуация (близкий тип - гирептимная) - эмоцио­нальная взвинченность; жажда общения и совместной деятельности, независимая от ее необходимости и ценности; непостоянство, поверх­ностность увлечений; стремление к неформальному лидерству. Благо­получная ситуация для экстраверта-гипертимника - недлительная, ин­тересующая его полезная деятельность, где он может разрядить свою энергию и ситуативно проявить инициативу и лидерские стремления. Придание через оценку авторитетного педагога и оценку сверстников значимости его проявления в такой деятельности.
  • Интровертная акцентуация (в ее заостренном варианте - шизоидный тип). Ее проявления - замкнутость, затрудненность в общении, недоверчивость, эмоциональная холодность. Эта акцентуация иногда сочетается со «специальной» одаренностью в умственной сфере. Тащить интроверта в гущу коллективной жизни не стоит. Лучше поддержать его в индивиду­альной деятельности. Но результат, продукты этой деятельности использо­вать в общих делах, подчеркивая его вклад в общее свершение. Неплохой путь поддержки — интеллектуальные разговоры педагога с этим учеником.
  • Демонстративная акцентуация. Проявляется в жажде постоянного внимания, восхищения, сочувствия; такие ребята хорошо чувствуют возникающие общие настроения и первыми их выражают («герои пер­вого шага»). Они склонны к фантазиям, но не для себя, а ради внима­ния других, не любят конкуренции. Педагогика работы с демонстративными ребятами - не только создание условий для публичных ус­пешных проявлений, но и организация обратной связи - мнения, оценки ребят о их действиях и поступках (учить смотреть на себя со стороны).
  • Неустойчивая акцентуация. Ее черты - нелюбовь к усилиям, неспо­собность к настойчивым действиям; стремление к развлечениям, сле­дование за лидерами, за общими настроениями, легкость перескакива­ния с положительного к отрицательному в поведении; в компании та­кие ребята способны и на хорошее и на дурное.

Если в классе сложился хороший коллектив, держать неустойчи­вых в поле коллектива - главное для педагога. Вторая идея - необходи­мость повышенного родительского и учительского контроля, пусть нена­вязчивого, но постоянного.

О других акцентуациях можно прочитать во многих книгах, самая обстоятельная из которых Е.А.Личко «Акцентуация характера». Но сле­дует учесть, взгляд Е.А.Личко на акцентуации - психиатрические.

Акцентуация - это слабое место подростка. Ухудшение отноше­ний, обстоятельств, здоровья превращает соответствующие особенности школьников в болезненные проявления: экстравертность - в агрессивную психическую неустойчивость, интровертность - в шизоидные проявле­ния, демонстративность - в асоциальную истеричность, неустойчивость -к алкоголизму и наркомании и т.д.

4. Особая, проблема, когда учитель своими действиями ухудша­ет психическое состояние и учебное поведение, «добивает» ученика.

В этой ситуации классный воспитатель, во-первых, должен понять, или хотя бы предположить, причины таких действий учителя; во-вторых, попытаться все-таки выработать совместно с учителем конструктивную по­зицию (обычно это получается, если воспитатель дает учителю богатую и глубокую информацию об ученике); в-третьих, возможны и «заговоры» с учеником, совместная проработка с подростком планов действий и поведе­ния, улучшающих учебную ситуацию. (Реализация этих планов, конечно, требует эмоциональной, а может быть, и учебной поддержки воспитателем школьника. Неплохо бы смягчить серьезность ситуации - предложить школьнику свои действия на уроке как эксперимент над учителем, как не­множко игру.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: