Обычно одаренностью считают развитость способностей человека. Базовых признаков одаренности два: увлеченность какой-либо деятельностью, проявляющаяся в готовности тратить длительное время, силы, энергию на нее без каких-либо существенных поощрений, благ; и относительно высокий уровень проявления умственных процессов (внимания, памяти, мышления, воображения) именно в этой деятельности в сравнении с другими. Эти признаки и могут быть основанием для выделения одаренных ребят. Чтобы решить вопрос с одаренностью, воспитатель должен ответить:
- Есть ли у школьника успешная (!) деятельность, занятия, на которых он готов по собственной инициативе тратить большое время и силы?
- Происходит ли в этой деятельности скачок в проявлении умственных способностей (особенно это характерно для внимания и памяти)?
Таких деятельностей может быть множество (общая одаренность) или какая-то одна, узкая (специальная одаренность). Они могут быть внутри ученика (тогда учебная успешность - неспешность ничего не скажет об одаренности). Ребята с общей одаренностью, как правило, более гармоничны и чаще успешны в учении. Ребята со специальной одаренностью чаще негармоничны, проблемы, трудны для педагога, для себя, а то и для одноклассников. Но уровень специальной одаренности может быть у них весьма высок.
|
|
Есть еще один, особый тип_одаренности - творческостъ, креативность. Это способность к необычным, оригинальным, новым, неожиданным результатам и способам деятельности. Творческая одаренность может существовать и сама по себе, относительно независимо от общей и специальной, а может сочетаться с ними.
Классному воспитателю, работающему с проблемой одаренности, стоит устраивать периодические общения с учителями и родителями по названным выше вопросам и темам. А может имеет смысл раз в год (полугодие) проводить малый педсовет на эту тему.
- Отношение к одаренным, работа с одаренными.
Если одаренный школьник гармоничен, можно ничего особенного и не делать, кроме общей поддержки такого же плана, как и для других ребят. В восприятии одноклассников одаренного его образ можно поддерживать как «Наша гордость», «Наша сила» или «Одна из наших звезд». Какой ход позволит лучше «вписать» вашего героя в класс, зависит как от особенностей класса, так и от особенностей самого одаренного школьника.
Работа со «специальными» одаренными, особенно если у них проблемы с одноклассниками, требует более тонкой педагогической тактики. Полезны здесь следующие ходы: подчеркивание вклада способного школьника в общую деятельность и работа с самим школьником в плане некоторого размышления его «специализации». (Можно в этом случае в общении с подростком использовать образ «человека», как звезды с разноцветными лучами»: познанием, искусством, спортом, ремеслом; с предложением выращивать все лучи, чтобы звезда не оказалась «косой» и некрасивой.) Но перебарщивать в этом деле нельзя. «Специально» одаренной иногда по своей пату-ре, сути - одиночка, и слишком сильно его тянуть в коллектив - опасно.
|
|
3. Тема «специальной» одаренности пересекается с более широкой темой - ребят с отклонениями от нормы.
Полезно различать два_типа отклонений: подростков с повышенной, заостренной развитостью каких-либо обычных форм поведения (повышенно возбудимых, необщительных, плаксивых, чрезвычайно общительных и т.п.) и странных школьников с формами поведения, не вписывающимися ни в общие, ни в групповые, ни в классные нормы {мальчик, который постоянно без повода хихикает; девочка, которая плачет, когда на нее кто-нибудь смотрит; мальчик, пугающийся любых животных и т.п.).
Первый случай - предмет работы педагога, психолога и психотерапевта. Второй - поле для деятельности психотерапевта, невропатолога, психиатра. Главное, что должен сделать педагог в этом случае - довести подростка (вместе с родителями) до специалистов, а потом использовать их рекомендации.
Остановимся на первом типе отклонений. Психология использует для его характеристики понятие акцентуации. Главные акцентуации в подростковом возрасте таковы:
- Экстравртная акцентуация (близкий тип - гирептимная) - эмоциональная взвинченность; жажда общения и совместной деятельности, независимая от ее необходимости и ценности; непостоянство, поверхностность увлечений; стремление к неформальному лидерству. Благополучная ситуация для экстраверта-гипертимника - недлительная, интересующая его полезная деятельность, где он может разрядить свою энергию и ситуативно проявить инициативу и лидерские стремления. Придание через оценку авторитетного педагога и оценку сверстников значимости его проявления в такой деятельности.
- Интровертная акцентуация (в ее заостренном варианте - шизоидный тип). Ее проявления - замкнутость, затрудненность в общении, недоверчивость, эмоциональная холодность. Эта акцентуация иногда сочетается со «специальной» одаренностью в умственной сфере. Тащить интроверта в гущу коллективной жизни не стоит. Лучше поддержать его в индивидуальной деятельности. Но результат, продукты этой деятельности использовать в общих делах, подчеркивая его вклад в общее свершение. Неплохой путь поддержки — интеллектуальные разговоры педагога с этим учеником.
- Демонстративная акцентуация. Проявляется в жажде постоянного внимания, восхищения, сочувствия; такие ребята хорошо чувствуют возникающие общие настроения и первыми их выражают («герои первого шага»). Они склонны к фантазиям, но не для себя, а ради внимания других, не любят конкуренции. Педагогика работы с демонстративными ребятами - не только создание условий для публичных успешных проявлений, но и организация обратной связи - мнения, оценки ребят о их действиях и поступках (учить смотреть на себя со стороны).
- Неустойчивая акцентуация. Ее черты - нелюбовь к усилиям, неспособность к настойчивым действиям; стремление к развлечениям, следование за лидерами, за общими настроениями, легкость перескакивания с положительного к отрицательному в поведении; в компании такие ребята способны и на хорошее и на дурное.
Если в классе сложился хороший коллектив, держать неустойчивых в поле коллектива - главное для педагога. Вторая идея - необходимость повышенного родительского и учительского контроля, пусть ненавязчивого, но постоянного.
|
|
О других акцентуациях можно прочитать во многих книгах, самая обстоятельная из которых Е.А.Личко «Акцентуация характера». Но следует учесть, взгляд Е.А.Личко на акцентуации - психиатрические.
Акцентуация - это слабое место подростка. Ухудшение отношений, обстоятельств, здоровья превращает соответствующие особенности школьников в болезненные проявления: экстравертность - в агрессивную психическую неустойчивость, интровертность - в шизоидные проявления, демонстративность - в асоциальную истеричность, неустойчивость -к алкоголизму и наркомании и т.д.
4. Особая, проблема, когда учитель своими действиями ухудшает психическое состояние и учебное поведение, «добивает» ученика.
В этой ситуации классный воспитатель, во-первых, должен понять, или хотя бы предположить, причины таких действий учителя; во-вторых, попытаться все-таки выработать совместно с учителем конструктивную позицию (обычно это получается, если воспитатель дает учителю богатую и глубокую информацию об ученике); в-третьих, возможны и «заговоры» с учеником, совместная проработка с подростком планов действий и поведения, улучшающих учебную ситуацию. (Реализация этих планов, конечно, требует эмоциональной, а может быть, и учебной поддержки воспитателем школьника. Неплохо бы смягчить серьезность ситуации - предложить школьнику свои действия на уроке как эксперимент над учителем, как немножко игру.)