№
| Перечень вопросов
| Оцениваемые компетенции
|
1.
| Сущность образования как социального феномена. Основные теории происхождения образования. Образование как процесс система и результат. Состояние и тенденции развития системы образования в России.
| ОПК 1
|
2.
| Парадигмальный подход к образованию. Я.А.Коменский как основоположник традиционной парадигмы образования. Современные парадигмы образования.
| ОК 14
ОК 1
|
3.
| Сущность и структура педагогической деятельности. Основные виды, функции педагогической деятельности.
| ОПК 1
|
4.
| Профессиональная компетентность и ее структура. Истоки компетентностного подхода (М.Монтень, Дж.Дьюи). Содержание теоретической готовности педагога: аналитические, прогностические, проективные и рефлексивные умения
| ПК 3
ОПК 2
|
5.
| Содержание практической готовности педагога: организаторские, коммуникативные, информационные, мобилизационные, развивающие, ориентационные, перцептивные и прикладные умения
| ПК 3
ОПК 2
ПК 6
|
6.
| Особенности педагогической профессии. Функции учителя. Гуманистическая и творческая природа педагогической профессии. Великие педагоги прошлого о деятельности учителя
| ОПК 1
|
7.
| Общая и профессиональная культура учителя. Сущность и компоненты педагогической культуры
| ОК 14
ОК 1
|
8.
| Педагогика как наука, ее объект и функции. К.Д.Ушинский как основоположник научной педагогики в России
| ОК14 ОПК 2
|
9.
| Структура педагогической науки. Категориально-понятийный аппарат современной педагогики
| ОПК 2
|
10.
| Методология педагогической науки и деятельности. Функции методологии педагогики
| ПК 13
|
11.
| Место методологии педагогики в общей системе методологического знания. Уровни методологических знаний и их характеристика: философский, общенаучный, конкретно-научный, технологический
| ПК 13
|
12.
| Педагогический процесс как основная категория педагогики. Сущностные характеристики педагогического процесса. Движущие силы педагогического процесса
| ОПК 2
|
13.
| Педагогический процесс как система, его структура и основные компоненты: цели, содержание, способы, формы организации и результаты педагогического процесса. Функции педагогического процесса
| ОПК 2
|
14.
| Основные закономерности и принципы педагогического процесса. Становление и развитие педагогических принципов в истории педагогики
| ОПК 2
ОК 14
|
15.
| Характеристика воспитания как части педагогического процесса. Факторы воспитания личности. Педагоги прошлого о факторах воспитания
| ОК 14
ПК 13
|
16.
| Основные теории воспитания в истории педагогики (Д.Локк, Ж.Ж.Руссо, И.Г.Песталоции, И.Ф.Гербарт, К.Д.Ушинский, А.С.Макаренко). Современные подходы к воспитанию
| ОК 14
|
17.
| Проблема взаимосвязи личности и коллектива. Развитие идей о детских коллективах, об их структуре, закономерностях развития, механизмах влияния на личность. Теория воспитания в коллективе и через коллектив А.С.Макаренко.
| ОК 14
ПК 6
|
18.
| Современные теоретические положения о взаимосвязи коллектива и личности в воспитательном процессе. Интегративные характеристики коллектива: психологический климат, ценности коллектива, социальные нормы, традиции. Структура коллектива. Этапы (стадии) развития коллектива
| ПК 6
ПК 12
|
19.
| Характеристика дидактики как науки. Категориально - понятийный аппарат дидактики. Дидактика воспитывающего обучения И.Ф. Гербарта.
| ОК 14
ОПК 2
|
20.
| Понятие о цели, целепологании, таксономия учебных целей. Конкретизация целей в дидактическом процессе.
| ПК 4
ПК 5
|
21.
| Содержание образования и научные основы его совершенствования. Различные подходы к конструированию содержания образования. Становление и развитие теорий формального и материального подходов к содержанию образования и истории педагогики
| ОПК 2
|
22.
| Методы и организационные формы обучения, критерии их выбора. Обоснование Я.А.Коменским классно-урочной системы обучения.
| ОК 14
ПК 3
|
23.
| Становление и развитие идей развивающего и воспитывающего обучения. Современные модели и технологии обучения
| ОК 14
ПК 12
|
24.
| Сущность образования. Образование как условие развития цивилизации, культуры и общества. Современные концепции образования личности
| ОПК 1
ОК 14
|
25.
| Государственный образовательный стандарт и образовательные программы. Многообразие образовательных программ.
| ПК 5
|
26.
| Качество образования. Педагогический мониторинг как системная диагностика качества образовательного процесса.
| ПК 3
|
27.
| Диагностика образовательного процесса и его результатов. Технологии диагностирования уровня обученности, воспитанности и развития личности ребенка.
| ПК 3
|
28.
| Самоопределение как фактор профессионального развития педагога. Роль ценностных ориентаций в профессиональном самоопределении педагога.
| ОПК 1
|
29.
| Инновации в образовании.Типы педагогических инноваций. Критерии педагогических инноваций. Инновации в педагогической деятельности В.А.Сухомлинского.
| ОК 14
ПК 12
|
30.
| Индивидуальное и коллективное творчество педагогов. Деятельность различных профессиональных объединений педагогов, их назначение и роль в профессиональном развитии.К.Д.Ушинский как «учитель всех учителей».
| ОК 14
ОК 7
|
Практические задания
|
1.
| Разработайте модель конкурентоспособного специалиста по избранной Вами специальности. Рекомендуем использовать Госстандарт по вашей специальности.
| ПК 4
ПК 5
|
2.
| Проследите взаимосвязь понятий образование, обучение, развитие личности и воспитание. Составьте схему и аргументируйте ее.
| ОПК 2
|
3.
| Попытайтесь выстроить «дерево целей» (по существу – систему задач) для психолого-педагогического исследования на тему «Пути преодоления перегрузки старшеклассников учебной работой» (тему можно изменить).
| ОПК 2
ПК 4
|
4.
| Выберите одну тему любого школьного предмета (по Вашему выбору). Разработайте воспитательные цели урока, фрагмент конспекта урока.
| ПК 3
|
5.
| Проанализировать структуру педагогического процесса, объяснить сущность и назначение каждого компонента. Составить логико-смысловую модель.
| ПК 3
|
6.
| Составьте таблицу взаимосвязи закономерностей, принципов и правил реализации педагогического процесса.
| ОПК 2
|
7.
| Провести сравнительный анализ компонентов процесса обучения, обоснованных Ю.К.Бабанским и В.В.Краевским, указать отличия.
| ОПК 2
|
8.
| Выбрав метод обучения, представьте адекватные ему средства обучения. Составьте схему-таблицу с методами и средствами обучения.
| ПК 12
|
9.
| Определив признаки сравнения самостоятельно, сравните и охарактеризуйте одну из технологий личностно-ориентированного обучения.
| ПК 12
|
10.
| Представьте классификацию диагностических методик. Охарактеризуйте методику диагностики, направленную на изучение личности ребенка.
| ПК 3
|
11.
| Представьте классификацию диагностических методик. Охарактеризуйте методику диагностики методики, направленную на изучение коллектива и коллективных отношений.
| ПК 3
|
12.
| Сформулируйте цель и определите задачи воспитательной работы с коллективом.
| ПК 4
|
13.
| Сформулируйте цель и определите задачи воспитательной работы педагога с личностью.
| ПК 4
|
14.
| Составьте план воспитательной работы классного руководителя на четверть.
| ПК 3
ПК 4
|
15.
| Выберите одну из форм воспитательной работы (классный час, беседа, конкурс, КТД и др.), и определите цель воспитательного мероприятия и разработайте его фрагмент.
| ПК 6
|
16.
| Разработайте творческий проект (тему определить самостоятельно). Составьте план-конспект.
| ПК 12
|
17.
| Разработайте социально-значимый проект (тему определить самостоятельно). Составьте план-конспект.
| ПК 12
|
18.
| Разработайте проект по одному из направлений содержания воспитания.
| ПК 12
|
19.
| Составьте тестовые задания открытой и закрытой формы по вашей специальности с учетом требований к структуре тестового задания.
| ПК 3
|
20.
| Разработать перспективный план воспитательной работы класса на год.
| ПК 3
ПК 4
|
21.
| Опишите педагогическую ситуацию по изменению отношения к учебе. Определите педагогические задачи и представьте алгоритм решения.
| ПК 6
|
22.
| Опишите конфликтную ситуацию («учитель-ученик», «учитель- родитель», «учитель – администратор школы»). Предложите алгоритм решения конфликтной ситуации.
| ПК 6
ОК 7
|
23.
| Сформулируйте педагогические задачи и предложите решения педагогической ситуации: «После серии социометрических тестов и тестов-рисунков, классный руководитель окончательно убедился, что один из ее шестиклассников не вписывается в систему коллективных отношений класса. Что делать?».
| ПК 6
ОК 7
|
24.
| Сформулируйте педагогические задачи и предложите решения педагогической ситуации: «Проверяя сочинение отъявленного двоечника, учительница не верит своим глазам: оно написано грамотно, интересно по содержанию. Налицо подлог – двоечник так написать не мог. Как поступить?».
| ПК 6
ОК 7
|
25.
| Сформулируйте педагогические задачи и предложите решения педагогической ситуации: «После сделанного классным руководителем замечания подросток вышел из класса, демонстративно хлопнув дверью. Как быть?».
| ПК 6
|
26.
| Представьте в виде кластера основные понятия педагогики.
| ОПК 2
|
27.
| Проанализируйте и сравните парадигмы в образовании.
| ПК 13
|
28.
| Составьте программу Вашего самообразования как педагога на ближайшие пять лет.
| ОПК 1
|
29.
| Проанализируйте план-конспект воспитательного мероприятия по предложенной схеме.
| ПК 4
ПК 5
|
30.
| Проанализируйте план-конспект урока по предложенной схеме.
| ПК 4
ПК 5
|