Эффективность воспитательного влияния зависит от условий, при которых реализуется воспитательное действие:
– место и время протекания ситуации;
– актуальное (то есть существующее в настоящий момент) эмоционально-психологическое состояние воспитателя и воспитанника;
– особенности их взаимоотношений, в частности, насколько воспитатель как личность значим /референтен/ для воспитанника); испытывает ли они друг другу чувства любви (или хотя бы привязанности), уважения;
– наличие внутренни х (жизненный опыт, убеждения, интересы, актуальные потребности, направленность личности) и внешних (воздействие факторов социальной среды – друзей, родственников, СМИ, общественных организаций и пр.) воздействий которые могут усиливать, или ослаблять воспитательное влияние.
В зависимости от уровня развития, интересов и общей направленности личности информация, содержащаяся в воспитательном действии для, воспитанника может быть интересной или неинтересной, согласованной с его внутренним миром и несогласованной, приемлемой и неприемлемой.
|
|
Что является результатом воспитательного действия?
Результатом воспитательного влияния является то или иное ответное действие воспитанника. Внешне наблюдаемое действие проявляется в слове, взгляде, мимике, жесте или поступке. Однако, для того чтобы оценить результат воспитательного действия, воспитателю необходимо знать истинные мотивы ответной реакции воспитанника, что не всегда легко (а иногда и невозможно) объективно установить.
Осуществляя воспитательное действие, воспитатель должен помнить:
– результат воспитательного действия может быть отсроченным, то есть проявиться далеко не сразу;
– единичное воспитательное действие, как правило, не приносит желаемого результата – необходима система воспитательных действий;
– ни одно воспитательное действие не обладает 100% эффективностью;
Процесс воспитания это саморазвивающаяся система. Развиваются не только воспитанники, не только воспитательная деятельность и сам воспитатель, не только его взаимодействие с воспитанниками, но и вся воспитательная система в целом.