Как соотносятся понятия «социализация», «образование» «воспитание» и «обучение»?

ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ

ЛЕКЦИЯ 1.

ВОСПИТАНИЕ: СУЩНОСТЬ, ЗАКОНОМЕРНОСТИ, ПРИНЦИПЫ

РАЗДЕЛ 1. СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВОСПИТАНИЯ

Что такое воспитание как педагогическая и социальная категория?

Известный отечественный педагог Х.И. Лийметс, рассматривал воспитание как целенаправленное управление процессом развития личности через создание условий, благоприятных для этого. Это определение воспитания можно рассматривать как наиболее обобщенное с функциональной точки зрения, то есть с точки зрения, раскрывающей сущность воспитания как процесса

В широком социальном смысле – воспитание – это процесс создания условий для освоения и творческого применения личностью накопленного человечеством социального опыта. Под опытом понимаются известные людям знания, умения, способы мышления, нравственные, этические, правовые нормы, словом, все созданное в процессе исторического развития духовное наследие человечества. Освоение социального опыта – это основное условие развития и формирования личности.

В узком социальном смысле под воспитанием понимается направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов и личности с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни.

Почему возникло воспитание?

Оно возникло потому, что возможности стихийной социализации не обеспечивали достаточного уровня подготовленности человека к выполнению сложных социальных ролей в сфере управления государством, духовно-религиозной, политической и военной сферах, а также в сфере экономики. Воспитание не дает человеку ничего такого, чего он сам по себе не мог бы достигнуть, но оно достигает всего скорее и легче. (Готхольд Эфраим Лессинг немецкий философ, поэт, драматург, теоретик искусства 18 века)

Воспитание имеет исторический характер. Оно возникло вместе с человеческим обществом, став органичной частью его жизни и развития, и будет существовать, пока существует общество. Именно поэтому воспитание – это общая и вечная категория. Чем сложнее человеческий социум и человеческая жизнь в целом, тем важнее роль воспитания в жизни общества и отдельной личности

Как соотносятся понятия «социализация», «образование» «воспитание» и «обучение»?

Социализация – это процесс и включения человека в общество благодаря усвоению и воспроизводству им социального опыта. Результатом социализации является становление, то есть формирование и развитие личности. В процессе социализации человек осваивает и творчески применяет накопленного человечеством. Под опытом понимается все, созданное в процессе исторического развития духовное наследие человечества:

1. Знания о природе, обществе, и человеке,

2. Умения интеллектуальной и практической деятельности;

3. Ценности и ценностно-смысловые ориентации (моральные, эстетические правовые и др. нормы и требования, предъявляемые обществом к человеку) и определяющие его отношение к миру, природе, обществу, другим людям и самому себе;

4. Социально одобряемые модели поведения

Социализация может быть стихийной и относительно управляемой.

Относительно управляемая социализация в современной педагогике понимается как образование.

Образование – это процесс воспитания и обучения, осуществляемый в интересах личности, общества и государства.

Образование осуществляется в целостном педагогическом процессе, который представляет собой упорядоченное взаимодействие учителя и учащихся (воспитателя и воспитанников) осуществляемое в специально организованной среде и направленное на решение педагогических задач, то есть сна создание условий для формирования и развития личности

В процессе обучения человек осваивает в основном 1 и 2 компоненты социального опыта.

В процессе воспитания – в основном 3и 4 компоненты.

Таким образом, воспитание можно рассматривать как часть целостного педагогического процесса, направленного на создание условий, обеспечивающих формирование и развитее ценностно-смысловой, эмоционально-волевой и поведенческой сфер личности.

Ответьте на вопросы:

1. Назовите ценности, которые в считаете преобладающими, наиболее распространенными и признанными в современном обществе?

2. Какие факторы влияют на формирование системы ценностей в обществе и сознании людей?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow