Воспитание является многофакторным процессом. На него оказывают влияние природная среда, жизненный мир и иерархия общественных ценностей; семья, школа и вуз, детские и молодежные организации; повседневная и профессиональная деятельность, искусство и средства массовой информации.
Существует две основные группы воспитательных факторов.
Объективные факторы:
· генетическая наследственность и состояние здоровья человека;
· социальная и культурная принадлежность семьи, оказывающая влияние на его непосредственное окружение;
· обстоятельства биографии;
· культурная традиция, профессиональный и социальный статус;
· особенности страны и исторической эпохи.
Субъективные факторы:
· психические особенности, мировоззрение, ценностные ориентации, внутренние потребности и интересы как воспитателя, так и воспитуемого;
· система отношений с социумом;
· организованные воспитательные воздействия на человека со стороны отдельных людей, групп, объединений и всего сообщества.