Обучение представлению

Обучение представлению необходимо, чтобы эффективно мыслить. Мышление зависит от того, как человек может представить, сконструировать ситуацию, в которой ему предстоит действовать. Одним из методов обучению представлению является метод визуализации.

Он состоит в последовательном воспроизведении образа представления с последующей проверкой правильности этого образа путем восприятия визуализируемого объекта. Визуализация предусматривает предвосхищение образа, который потом воспринимается. В процессе последующего восприятия происходит корректировка правильности воспроизведения образа в представлении, подкрепление образа представления, что способствует научению ему-

Студенту следует научиться методам визуализации, что в несколько раз ускоряет процесс формирования перцептивного эталона. Обучаемый, не знающий метода визуализации, просто воспринимает нужный объект и пытается его запомнить. При визуализации же он должен сначала воспроизвести его в воображении, представить и лишь потом воспринимать его. Визуализация, следовательно, происходит три стадии: представление, восприятие и корректировка представления.

Зрительная визуализация начинается с того, что учащийся принимает удобную позу, приводит себя в состояние релаксации, отвлекается от действия звуковых раздражителей. Потом он смотрит на объект, стремиться охватить его в полноте существенных свойств, закрывает глаза и представляет объект как можно подробнее. После того как учащийся почувствовал,'что не может воспроизвести некоторые детали, он открывает глаза и вносит поправки в образ и снова закрыв глаза воспроизводит образ представления. Повторение такого рода действий способствует выработке способности ясного представления и обостряет чувства.

Упражнения в визуализации не только способствуют более быстрому усвоению соответствующего перцептивного эталона, но и развивает остроту, объем и полноту восприятия и представления. этот тип упражнений включается в систему аутотренинга в самовоспитании. Поэтому студенты должны научиться методам визуализации, что даст им возможность самостоятельно совершенствовать свою способность восприятия и представления, со всеми вытекающими последствиями для развития мышления и интуиции.

Использование синестезии в обучении восприятию и представлению. Явление синестезии знакомо каждому: например, синий цвет кажется холодным по сравнению с оранжевым.Словесные выражения такие как "острый вкус", "кричащий цвет", "мягкое дыхание", "жесткое дыхание" свидетельствуют о том, что образы, возникшие в работе одного органа чувств дополняются перцептивными категориями других органов чувств. Жесткость - категория тактильная. Однако слуховые симптомы, описанные понятием "жесткое дыхание" точнее описывают их. Поэтому этот эффект следует использовать в обучении, намеренно формируя такого рода синестезические, целостные образы. Любой образ представляет собой целостное соединение категорий, относящихся к разным модусам ощущений, т.е. органам чувств. Например, "яблоко", представляет собой синтез зрительный, тактильный и вкусовых перцептивных категорий. В обучении диагностике следует формировать такого рода полимодальные образы.

В визуализации происходит взаимодействие перцептивных и мнемических действий. Поэтому эффективность формирования образа или системы образов зависит от организации не только перцептивной, но и мнемонической деятельности студента.

В связи этим можно выделить следующие правила, которые следует применять при формировании представлений: образы представлений, которые нужно усвоить, необходимо включать в содержание деятельности, которая получает социально-эмоциональное подкрепление.

Увеличение числа ассоциаций. Поэтому необходимо каждый новый образ включать в уже имеющуюся систему образов по возможности на основе ассоциаций, отражающих существенные связи. Однако при отсутствии таковых, достаточно устанавливать связь на основе сходства, смежности, иногда по контрастности; для этого приходится осуществлять операции сравнения образов и перцептивных категорий между собой.

Включение запоминаемых образов в некоторую умственную деятельность. Разработка мнемотехнического кода.

Увеличение умственных операций над усваиваемой системой образов, их анализ, синтез и другие виды структурирования (сведение их в систему по определенным признакам), группировка наименование групп, словом, соподчинение, образование последовательности и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: