Осязание

Характеристики (свойства) восприятия

У восприятия, появляются такие характеристики, которые вообще не были свойственны ощущению. Обычно выделяют четыре таких характеристики.

· Константность диапазон неизменности образа предмета при изменении внешних условий протекания перцептивного процесса. Например, белая бумага воспринимается нами как таковая и при дневном свете, и при искусственном освещении. Видимая величина объектов воспринимается примерно одинаково при изменении удаленности от них.

· Предметность структурной единицей перцепции является образ отдельного предмета, в то время как для сенсорики таковым является отдельное свойство, качество предмета.

· Целостность – свойство воспринимать всякий объект как устойчивое системное целое, даже если некоторые части этого целого в момент восприятия не могут быть наблюдаемы (например, мы не видим обратную сторону книги, заднюю стенку шкафа, но воспринимаем именно книгу, именно шкаф).

· Обобщенность свойство перцепции, заключающееся в том, что данный объект воспринимается как представитель определенного класса объектов (цветы, окна, собаки и т.п.).

Особое место среди характеристик восприятия занимает явление апперцепции, представляющей собой влияние на образ восприятия прошлого опыта воспринимающего субъекта, его социально-культурного окружения, а также мышления, эмоционального состояния человека и т.п. факторов.

Виды восприятия

Существуют две классификации видов восприятия. В основе первой лежит тот орган чувств, который принимает информацию. По такой классификации обычно выделяют три вида восприятия: осязание, зрительное восприятие и слуховое восприятие. Вторая классификация основывается на информации, которая отражается через восприятие. В таком случае мы говорим о восприятии пространства, восприятии времени и об особом чисто человеческом виде восприятия – восприятии человека человеком.

Осязание

Осязание является одним из важнейших источников наших знаний о пространстве и механических свойствах предметов. Оно играет основную роль в психической регуляции, контроле и коррекции рабочих движений рук.

В основе этого вида восприятия лежат тактильные, температурные и кинестетические ощущения, но органом данного специфического вида восприятия является рука. Причем активная, ведущая роль принадлежит большому пальцу. Рука движется по предмету, позволяя человеку создавать целостный образ при последовательно поступающей информации об отдельных признаках предмета. Ощупывая, она воспроизводит форму предмета, как бы создает его слепок.

Исследователи говорят, что у нас существуют два ощупывающих движения: мелкие перемещения пальцев, которые мы используем, останавливаясь на наиболее информативных точках предмета; крупные движения, позволяющие объединить отдельные признаки предмета, а также выполняющие функцию проверки возникших предположений. В дальнейшем, при повторной работе с ранее исследованным предметом происходит процесс свертывания – остановка только на информативных точках. Так мы быстро находим в кармане тот предмет, который нам нужен в данный момент.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: