В настоящее время, когда число землевладельцев и землепользователей возросло в десятки, а то и в сотни раз, детализация решений в рамках административного района уже недостаточна. Для рационального использования земель, учета интересов всех субъектов хозяйствования на земле следует составлять более детальные схемы землеустройства. Эти схемы являются основой управления муниципальными образованиями, какими являются сельские администрации.
По мнению А.Л. Желяскова, первичной единицей территориального прогноза должны явиться сельские административно-территориальные образования[10].
В основе схемы, разрабатываемой на уровне административно - территориальных образований, должен быть положен комплекс мероприятий, охватывающий всех землевладельцев и землепользователей в границах сельской администрации. Под сельским административно - территориальным образованием следует понимать территорию, в границах которой налажен учет, контроль за использованием земель, где решаются вопросы организации территорий с учетом интересов всех землевладельцев и землепользователей.
Неправомерно и ошибочно включать в сферу интересов местных органов самоуправления только земли, находящиеся в черте населенных пунктов и в ведении сельской администрации. Аналогом современной сельской администрации может быть территория сельского совета, существовавшая в прошлом. Естественно, что управление и распоряжение землями, находящимися в границах данной администрации, не является функцией органов местного самоуправления. Но учет и контроль за использованием всех земель в границах сельской администрации должен быть возложен на землеустроителя сельского административно - территориального образования. Это во многом облегчит задачи районного комитета, позволит ужесточить контроль за использованием земельных ресурсов.
Как было отмечено выше, землеустроительные действия должны носить повторяющийся характер, учитывать изменяющиеся условия.
Проведенные в прошлом мероприятия по прошествии ряда лет уже не могут удовлетворять всех земледельцев и землепользователей. Интересы землевладельцев в границах одного административно - территориального выдела зачастую вступают в противоречия. Эти противоречия могут носить как частный характер, так и системный, требующий принятия кардинальных мер. Иногда интересы областных и районных органов власти вступают в противоречие с интересами местных (сельских, поселковых) органов самоуправления.
Так интересы коллективных сельскохозяйственных предприятий и интересы владельцев крестьянских хозяйств часто не совпадают. Границы земель населенных пунктов требуют изменения.
Рациональное использование земель тесно связано с размещением населения и обеспеченностью сельскохозяйственного производства трудовыми ресурсами.
В этой части интересы сельскохозяйственного предприятия и интересы сельской администрации совпадают. Земля и труд человека в сельском хозяйстве неразделимы, они определяют размещение и эффективность отрасли. Размещение производственных подразделений и определение числа и размеров хозяйственных центров является одной из важных составных частей землеустройства. В этом случае, рациональное размещение хозяйственных центров совпадает с проблемами рационального расселения на территории сельской администрации, решением вопросов трудоустройства и занятости населения. В то же время, перспективное развитие населенных пунктов является задачей, которую решают органы местного самоуправления. Рациональное землепользование сельскохозяйственного предприятия, с одной стороны, и обеспеченность земельными ресурсами населенных пунктов - с другой, ставят вопросы перераспределения земель, между категориями земель. В этой же плоскости решаются вопросы строительства инженерных коммуникаций, улучшения социальных условий жизни населения в границах сельских администраций.
Организация территории одного землевладельца неизбежно затрагивает интересы других. В границах администраций необходимо решать эти вопросы в комплексе, вне зависимости от ведомственной подчиненности, правового статуса тех или иных землевладений. Так, например, созданные в прошлом крестьянские хозяйства размещаются на территории крупного землевладения - коллективного предприятия. Число крестьянских хозяйств со временем меняется. Часть из них ликвидируется, создаются новые. Вопрос организации территории основного предприятия неразрывно связан с решением вопросов формирования и размещения массивов крестьянских хозяйств, организацией их территории. Изменение численности населения вызывает необходимость пересмотра площадей и состава земель, переданных в ведение сельских (поселковых) администраций. Рост потребности в землях для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, выпаса скота требует периодического рассмотрения вопросов, связанных с изменением площадей и т.д. Эти и другие вопросы надо решать в комплексе с учетом всех заинтересованных сторон. Все это входит в компетенцию землеустроительных органов, на этом уровне составляются мероприятия по управлению территориями.
Естественно, что управление территорией возможно только при решении всех задачи в комплексе.
Наряду с вопросами управления территорией, такими как предоставление и изъятие земельных участков гражданам и юридическим лицам, взимания платы за землю, следует проводить и землеустроительные мероприятия. К ним относятся: организация территории, перераспределение земель между категориями и землепользователями, формирование и размещение землевладений, установление специализации сельскохозяйственных предприятий, оптимизация структуры производства, оптимизация способов использования земли, трансформация и улучшение угодий, размещение производственных подразделений и хозяйственных центров, организация и устройство территорий сельскохозяйственных и несельскохозяйственных предприятий.
Реализация этих мероприятий позволит говорить о действительном управлении территорией сельской администрации, учитывать интересы всех землевладельцев и землепользователей, использовать экономические, юридические и социальные рычаги управления [11].