Группы трансактного анализа

История и развитие Задачи Основные понятия Основные процедуры
Берн, психоаналитик фрейдистского толка порвал с психоанализом в 1956г. Создал свою теорию личности и нетрадиционные методы терапии в 50-е г. Если ТА рассматривать как яблоко, то психоанализ можно считать его сердцевиной. Существует связь между теорией объектных отношений У.Р.Д.Фейрбейрна, между концепцией сценариев жизни и представлениями А.Адлера о стилях жизни. Первая книга Берна вышла в 1961г. Проводил регулярные семинары в Сан-Франциско. В 1964г. образовалась Международная Ассоциация ТА.(проводит сертификацию по практике ТА, издаёт «Журнал ТА», предлагает программы подготовки специалистов. Краткосрочная – достижение целей, оговоренных контрактом. Долгосрочная – переписывание сценариев жизни. Дать человеку возможность доступа к состояниям эго и возможность выбора в соответствии с его нуждами и желаниями. Задачи руководителя: 1. защита – руководство, достижение целей, гарантия от физического ущерба. 2. дозволение – предоставление возможности развивать свою личность так, чтобы противодействовать усвоенным в детстве запретам. 3. деепсособность – способность к своевременному лечебному вмешательству. Виды действий рук-ля: 1. деконтоминация – выявление состояний эго в их чистом виде. 2. рекатексис – побуждение к переживанию различных состояний эго. 3. прояснение – достижение членом группы контроля поведения со стороны своего Взрослого, препятствующего непроизвольному сползанию к состояниям Родителя или Ребёнка. 4. переориентация – такое изменение жизненного сценария и восприятия члена группы, которое позволит ему считать, что с ним в основном всё хорошо, и с другими тоже. Широта сферы применения: от д/с до бюрократических структур, от среды алкоголиков до групп умственно отсталых людей. Состояния эго (структурный анализ). Основа ТА, анализа игр и сценариев. Личность состоит из трёх отдельных функциональных структур – состояний эго. Каждое представляет собой паттерн мышления, чувств и поведения. Родительское состояние эго отражает влияние как самих родителей, так и тех, кто их заменял. Многие убеждения, предрассудки, ценности, отношения к действительности автоматически (или активно) почерпнуты из внешних источников. Взрослое состояние эго – представляет собой объективность, организованность, надёжность, разумность, оценивает реальность планов, проверяет наличие возможностей, принимает рациональные решения. Имеет дело с фактами. Ребёнок существует как реликт детского состояния самой личности и включает в себя чувства, формы мысли и поведения, которые были присущи человеку в детстве. Функциональный анализ эго. Свободный естественный ребёнок спонтанен, импульсивен, независим, эгоцентричен и настроен творчески. Ограничен влиянием Взрослого. Адаптированный ребёнок ограничен рамками родительских норм, запретов. Уступчивость его побуждает угождать другим. Переживает чувство страха, стыда, вины. Заботливый родитель защищает, поддерживает, ободряет. Критичный родитель проявляет себя неоправданными запретами и установками, критикует как конструктивно, так и деструктивно. Трансакции – обмен воздействиями между людьми (состояниями их эго). Воздействия рассматриваются как единицы признания. Комплиментарные трансакции - ответ исходит из того же состояния эго, на которое направлен вопрос, и адресован тому состоянию эго инициатора, которое было источником вопроса. Перекрёстная трансакция – ответ исходит не из того состояния эго, к которому было обращено воздействие. Скрытые трансакции не являются перекрёстными, а содержат информацию, посредством которой можно влиять на других так, что они этого не сознают. Проходит на двух уровнях: социальном и психологическом. Запреты сообщаются Детским состоянием эго родителей: «Не надо..». Основные жизненные позиции. Игры – серии скрытых трансакций, ведущих к определённому негативному результату, в котором заинтересован тот или иной игрок. «Ужо я тебе», «Почему бы нет? Да, но...». Рекетные чувства – остающиеся после игры неприятные чувства (гнев, депрессия). Цель – привлечь внимание, отказаться от настоящих чувств, которыми пренебрегали. Сценарии – генеральный план, который организует жизнь человека. Детерминанты: 1.Детские состояния эго его родителей, которые внедряются посредством запретов, 2.сообщения, исходящие из Родительский состояний эго родителей (будь старательным, поторапливайся, будь сильным и т.д.) Контракт – определяет цели и условия занятий, является документом, позволяющим определить степень улучшения состояния участника терапевтической группы. Цели выбирает участник. Контракт включает описание поведения. Даёт возможность Взрослому и Ребёнку определить их желания и потребности. Контракт определяет направление работы. Групповая работа начинается после формулировки личных контрактов. Анализ состояний эго, трансакций и игр. Способы идентификации состояний эго: 1) поведение, голос, слова, мимика, позы. 2) наблюдение трансакций. 3)анализ прошлого и семейных отношений. 4)самостоятельная идентификация (опыт). Анализ сценариев и работа по их переориентации. 1)Вопросы Берна. 2)Разыгрывание сценок из детства. 3)Карпмановский треугольник (Жертва, Преследователь, Спасатель). 4) метод «пустого стула», методы психодрамы, биоэнергетическая разрядка.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: