Группы темоцентрированного взаимодействия

История и развитие Задачи Основные понятия Основные процедуры
Основательница Руфь Кон, уроженка Германии, психоаналитик и специалист по групповой психотерапии. Относятся к гуманистической традиции. ТЦВ – «метод расширения опыта (обладающий чертами интегративных обучающих стратегий, психотерапии и психодинамического тренинга). Кон в 50-х г. В Нью-Йорке провела цикл семинаров для психотерапевтов по проблемам контрпереноса, на которых знакомила терапевтов с теми аспектами их собственной личностной динамики, которые могут исказить их восприятие пациента и отрицательно повлиять на эффективность лечения. В 1962 г. Применила для работы с острудниками крупной промышленной организации (обсуждение проблем, возникших с администрацией). Внедрением методики ТЦВ занимается WILL. Руководитель играет роль как руководителя группы, так и её участника. Поддерживает динамический баланс в группе и сделать происходящие в ней процессы очевидными для участников. Конечная цель - сделать так, чтобы эти его функции перешли к группе. Выявляет те точки соприкосновения между имеющими отношение к проблеме контрпереноса проблемами отдельных членов группы и теми происходящими в группе событиями, которые могли проиллюстрировать эти проблемы Семинары имели целью повышение квалификации членов групп + терапевтический эффект. Это психологизированный поход к классным формам обучения + логичный и структурированный подход к групповой психотерапии и внутригрупповым столкновениям. Цель – обучение на основе живого опыта. Терапевтические результаты достигаются в рамках модели научения и развития личности. Участники – метод уместен в контексте лечения, образования и работы в организациях. Легко адаптируется к любым популяциям и видам групповой работы. Гуманистические аксиомы: - все люди являются самостоятельными психобиологическими элементами космоса, т.е. одновременно и автономны и взаимозависимы. - жизненная активность и личностный рост члена группы, а также любое решение, которое к ним приводит, должны уважаться. - свобода принятия решений ограничена как внутренними, так и внешними факторами. Границы гибки и могут расширяться. Перенос - «процесс проецирования личностью на текущую жизненную ситуацию той или иной модели адаптивного поведения, усвоенной, развитой или модифицированной этой личностью в прежней жизненной ситуации.; после проецирования личность распространяет чувства прежней ситуации на текущую. Контрперенос – это реакция руководителя группы на нереалистичные установки и ожидания её членов. Признаки: необоснованная неприязнь, неспособность к сочувствию, чрезмерная эмоциональная реакция на их проблемы, излишняя симпатия, защитная позиция, безразличие, агрессивная ответная реакция на такое же отношение к себе. Тема – это центр, вокруг которого строится работа группы. Обеспечивает функциональную структуру группы при отсутствии составленной наперед повестки дня. Обеспечивает большую осознанность мыслей, чувств и действий отдельных личностей. Виды тем: исследовательские – развить межличностные отношения и открыть новые интересы. Мобилизующие – обеспечивают готовность группы. Переживания – осознания актуальной ситуации «здесь и теперь». Экспериментальные – повышение эффективности творческих подходов к решению «устойчивых» проблем. Оценочные – подвести итоги, наметить цели. Динамический баланс – вписывание вершин треугольника «Я-Мы-Это» в групповую среду. Постулаты «Сам себе голова» - помогает каждому члену группы осознавать ответственность за то, что он в ней получает и зато, что отдаёт. Приоритетность помех. Помехи на уровне группы более приоритетны, чем на уровне личности(внешние обстоятельства требуют немедленных действий – концентрация на решении проблемы). Члены группы сами дают знать о помехах их участию в делах группы (самочувствие, личные проблемы). Проблемы решаются сразу по мере их возникновения, чтобы возвращать членов в группы и групповую работу. Правила общения. 1.Говорите только от своего имени. 2.Сопровождайте вопросы утверждениями. 3.Как можно больше воздерживайтесь от личностных оценок. 4.Избегайте обобщений. 5.Сознавайте субъективность своего восприятия других. 6.Посторонние разговоры не должны игнорироваться. 7.Говорите по очереди. 8.Если двое или более человек захотели говорить одновременно, надо дать им возможность самостоятельно договориться об очерёдности. 9.В общении будьте искренними и избирательными. Начало работы. Структурированность работы. Руководитель является моделью для самореализации участников (искренность, ответственность, внимание к другим). Баланс между достаточной вовлечённость в групповые взаимодействия и стремлением избегать иметь дело с серьёзной патологией (нетерапевтические группы). Техники «Троекратного молчания», «Моментального снимка», методы групп встреч, психодрамы, гештальт-терапии, телесной терапии и любые другие.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: