Иной взгляд: он не был агентом НКВД

Наивно думать, что инициатором создания Псковской миссии было НКВД. Большевики не были заинтересованы в распространении религиозных взглядов. Псковская миссия не имеет ничего общего с этой разведывательной операцией. Конечно, Псковская миссия представляла для немцев интерес как пропагандистская компания. Советы запрещали религию, это ущемляло права верующих, а с приходом германской армии верующие свои права получали. Немецкие оккупационные власти поддержали инициативу митрополита Сергия (Воскресенского) о создании Псковской миссии. Но в главном тактика немцев была следующей: не мешать открывать храмы, но и не помогать. За всеми санкциями по работе миссии митрополит Сергий должен был обращаться к немецкому командованию. С немецкой стороны был установлен контроль за религиозной жизнью, который, в частности, выражался в требовании ввести в храмах моления о немецких властях, которое и исполнялось православными священниками на территории Псковской миссии.

У немецкого командования не было единства по многим вопросам, в том числе и по вопросам ведения религиозной политики на оккупированной территории. Было несколько точек зрения: одна у военного командования, иная у оккупационной администрации и карательных войск СС и гестапо. Территория Псковской области большую часть оккупации находилась под контролем военного командования, которое относилось к религиозной жизни русских гораздо более лояльно, чем гестапо. Но когда войска уходили, начинались преследования. Лояльность военного командования была следствием более трезвого взгляда на ситуацию. Командование боевых частей представляло реальное положение на местах, оно было заинтересовано в том, чтобы не иметь в прифронтовой полосе в лице местного населения врага, от которого можно получить удар в спину. И потому военные власти не только не мешали, но и оказывали определенное содействие в церковных делах. Достаточно вспомнить передачу Православной Церкви немцами чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери.

Но это был именно пропагандистский, временно выгодный немцам шаг, который нельзя расценивать как заботу немцев о религиозном возрождении русских. Немецкие теоретики нацизма, сам Гитлер, который был по существу своему антихристианин, не хотели видеть будущего российского народа, большая часть которого, согласно их планам, подлежала физическому уничтожению, другая превращалась в рабов.

Придя в Прибалтику, немцы оказались перед вопросом о том, кто должен здесь встать во главе православных приходов. Митрополиты Александр (Паулус) и Августин (Петерсон) предлагали изгнать с кафедры Сергия (Воскресенского) как «ставленника Москвы». Однако тот убедил германские власти, что для них политически выгоднее примириться с поминовением главы МП, чем содействовать возвращению Латвийской и Эстонской Церквей в юрисдикцию Вселенского Патриарха, экзарх которого находился в это время в Лондоне и имел связи с правительством Великобритании, враждебным Гитлеру. Митрополит Сергий убеждал сохранить каноническое подчинение Прибалтики МП, заявляя, что Московский Патриархат никогда не примирялся с безбожной властью, подчинившись ей только внешне, и поэтому он сам имеет моральное право призвать русский народ к восстанию. Экзарх также предупреждал немцев, что всякое вмешательство с их стороны в церковное управление будет использовано советской пропагандой как доказательство порабощения Церкви немецкими властями.

И Сталин, и Гитлер, по сути, были антихристианами, каждый в плену своей утопической идеи. Конечно, германские войска могли бы принести СССР освобождение от коммунизма. Но Гитлер был не лучше коммунистов. Поэтому настоящими патриотами нашего отечества были, по-видимому, те люди, которые представляли собой «третью силу», кто выступал и против нацизма, и против коммунизма. Они хотели восстановления исторической России (не реставрации монархии), возрождения той самой страны, которую мы потеряли в результате большевистского переворота.

Именно исходя из такой реальности, как считают представители второго взгляда, и следует рассматривать Псковскую миссию — подвиг православного священства в военное время, сумевшего между двумя диктаторами с антихристианской сущностью делать свое дело — пасти народ Божий, служить, проповедовать, утешать, обнадеживать, говорить народу об истинном смысле жизни и подлинных ценностях, а не о политических, национальных, временных, преходящих и утопических идеалах. Это свидетельство того, что они не угождали никаким земным властям, но служили верующим и своему небесному Владыке. И многие поплатились за это жизнью, причем как от коммунистов, так и от гитлеровцев. До сих пор неизвестно, кто на самом деле был заказчиком и исполнителем убийства митрополита Сергия (Воскресенского) в 1943 году на безлюдном шоссе из Вильнюса в Каунас. Этот район был наполнен партизанами. После ухода немцев в тюремноезаключение на длительные сроки попали многие члены миссии: например, архимандрит Павел (Горшков), протоиереи Кирилл Зайц, Николай Трубецкой и другие.[4]

Список Литературы.

1.↑ Хроника церковной жизни // Журнал Московской Патриархии. 1934. № 18—19. С. 8

2.↑ «Пастыри и оккупанты, часть 2» Радио «Свобода» от 06.01.2012, Игорь Петров: "В сети можно увидеть вырезку из псковско-рижской газеты «За родину» декабря 42-го с фотографиями Сергия и с такой «шапкой»: «От имени Русской православной церкви. Господи, ниспошли Адольфу Гитлеру силу для окончательной победы».

3.↑ Русская православная церковь и Великая Отечественная война. Сборник церковных документов. М., 1943. С. 35-36.

4.↑ М. Шкаровский. Феномен Экзархата Московской Патриархии в Прибалтике

5.↑ Голиков А., свящ., Фомин С. Кровью убелённые. Мученики и исповедники Северо-Запада России и Прибалтики (1940—1955). М., 1999. С. 23

6.↑ Перейти к: 1 2 Шкаровский М. В. Церковь зовёт к защите Родины. — СПб., 2005, стр. 196.

7.↑ Шкаровский М. В. Церковь зовёт к защите Родины. — СПб., 2005, стр. 196—198.

8.↑ Перейти к: 1 2 Шкаровский М. В. Церковь зовёт к защите Родины. — СПб., 2005, стр. 197.

9.↑ Священник Илия Соловьев, М. В. Шкаровский Кто совершил злодеяние на пустынной дороге.

10. Мануил (Лемешевский В. В.), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно). Erlangen, 1979—1989. Т.6. С.96-100.

11. Синодик гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных священно-церковнослужителей и мирян Санкт-Петербургской епархии: ХХ столетие. СПб., 1999. С.5.

12. Голиков А., свящ., Фомин С. Кровью убеленные. Мученики и исповедники Северо-Запада России и Прибалтики (1940—1955). Мартиролог православных священнослужителей Латвии, репрессированных в 1940—1952 гг. М., 1999. С.8-32.

13. Шкаровский М.В., Соловьев Илья, священник. "Церковь против большевизма. (Митрополит Сергий (Воскресенский) и Экзархат Московской Патриархии в Прибалтике 1941-1944." М. 2013 (серия Материалы по истории Церкви, кн.50)


Приложение 1.

125 [Осуждение митрополита Сергия Воскресенского и других епископов в оккупированной немцами Прибалтике [5] ] (22.9.1942)

...Народ ради блага родины не считает своих жертв и кровь проливает и самую жизнь отдает... А» «вот в Риге в начале августа объявились православные наши архиереи... во главе с прислан­ным из Москвы Сергием Воскресенским, которые "не пожелали страдать с народом Божиим", а предпочли "имети временную греха сладость" (Евр. 11:25), пожить благополучно, питаясь от крупиц с фашистского стола... Волосы встают дыбом при чте­нии об истязании фашистами женщин, детей и раненых. А митрополит Сергий Воскресенский со своими "сподвижниками"-архиереями телеграфируют Гитлеру, что они "восхищаются ведущейся (Гитлером) героической борьбой" (с беззащитны­ми?!) и "молят Всевышнего, да благословит Он (фашистское) оружие скорой и полной победой...". Столь неожиданный пово­рот православных архиереев к фашизму, несомненно, вызывает недоумение. Когда русские эмигранты или славяне, например, находящиеся в Америке, хотя и расходятся с большевиками идейно (в вопросах веры), однако в разразившейся в наши дни мировой борьбе становятся на сторону Советов, это понятно. Советы возглавляют наше русское национальное государство и борются за его мировое и международное значение...

Между тем фашизм нам известен как природный и, так сказать, систематический враг русского и вообще славянского племени; что своей расовой теорией, доведенной до последней физиологической крайности, фашизм принципиально вражде­бен христианству... Чем же объяснить, что православно-русские архиереи, не только не помышляющие об измене вере, но и подчеркивающие свою верность канонам Церкви, вдруг торже­ственно объявляют себя за фашизм?

...Происходящее подсказывает один только ответ на наш вопрос: прибалтийские наши архиереи подверглись воздейст­вию по тем же методам, какие применяются фашистами всюду.

Чтобы загородиться от такого вывода, прибалтийские архи­ереи (или те, кто водил их руками) пытаются набросить тень на меня: я-де пишу свои послания против фашистов и призываю народ на борьбу против них, принуждаемый к тому советской властью.

Не буду напоминать, что наша Патриаршая Церковь, начиная с покойного Святейшего Патриарха Тихона, и доселе, неизмен­но признает советскую власть богоустановленной в СССР. Лич­но же для меня достаточно и одной любви к родине и моему народу, чтобы и без чьих-либо просьб и тем паче принуждений всячески противиться фашизму и порабощению им нашей страны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: