Дополнительное методическое обеспечение дисциплины

Альтернативные (временные) издержки (opportunity cost) — издержки, отражающие ценность наилучшего из альтернативных вариантов, от которого пришлось отказаться при экономическом выборе. Альтернативные издержки часто характеризуются как ценность упущенных возможностей: издержки одного блага, выраженные в другом благе, которым пришлось пожертвовать для получения первого блага.

Анализ (от греч. analysis — разложение) — метод, заключающийся в разделении целого на части.

Аналогия (от греч. analogia — сходство) — метод, основанный на переносе свойств с известного объекта на неизвестный.

Анкета — набор вопросов, составленных по определенной программе, на которые должны быть получены ответы от респондентов (участников исследования).

Антимонопольное законодательство (antitrust statutes) — законодательство, направленное против накопления фирмами опасной для общества монопольной власти.

Арендная плата (rental) — сумма, которую арендатор платит земельному собственнику, включающая ренту, амортизацию на постройки и сооружения (которые находятся на земле), а также процент на вложенный капитал.

Асимметрия информации (information asymmetry) — положение, при котором одна часть участников рыночной сделки располагает важной информацией, а другая — нет.

База данных покупателей — организованный, постоянно пополняемый объем исчерпывающих данных о покупателях и других клиентах фирмы, который доступен и применим для таких маркетинговых целей, как создание основного ядра покупателей, его характеристика, продажа товара или услуги или построение отношений с покупателями.

Безрисковые активы (nonrisk assets) — активы, дающие денежные поступления; размеры которых заранее известны (казначейские векселя США, застрахованные денежные счета в банке, краткосрочные депозитные сертификаты и др.).

Блага (goods) — средства, удовлетворяющие потребности.

Валовая (бухгалтерская) прибыль (profit) — прибыль, равная разнице между совокупной выручкой от продажи товаров (или услуг) и внешними затратами, связанными с их производством и реализацией.

Валовой доход (total revenue, TR) — показатель суммарного дохода делового предприятия по итогам года от всех видов его экономической деятельности, состоит из валовой выручки от реализованных товаров (услуг) и сальдо платежного баланса, учитывающего внереализационную деятельность предприятия. Понятие «валовой доход» используется как показатель дохода, полученного от продажи данного продукта (или нескольких продуктов).

Взаимодополняемость благ (complementarity of goods) — свойство благ (товаров или услуг) удовлетворять потребности (личные или производственные) лишь в комплексе друг с другом.

Внешние эффекты, экстерналии (externalities) — издержки или выгоды от рыночных сделок, не получившие отражения в ценах.

Внешние (явные) издержки (explicit costs) — затраты факторов производства, которые не принадлежат фирме и покупаются ею.

Внутренние (неявные) издержки (implicit costs) — затраты принадлежащих фирме факторов производства.

Возрастающая экономия от масштаба (increasing economy of scale) — увеличение объема продукции более быстрыми темпами, чем увеличение затрат всех использованных для производства ресурсов. Например, при росте затрат ресурсов на 20% объем производства возрастает на 30%.

Восприятие — сложный процесс отбора, организации и интерпретации индивидом поступающей информации и создание значимой картины мира.

Гипотеза (от греч. hypothesis — предположение) — метод познания, заключающийся в выдвижении научно обоснованного предположительного суждения о природе, структуре или закономерностях развития явлений и процессов.

Двусторонняя монополия (bilateral monopoly) — рыночная структура, при которой монополисту противостоит монопсонист (единственный продавец сталкивается с единственным покупателем).

Дедукция (от лат. deductio — выведение) — метод познания от общего к частному.

Диалектика (от греч. dialektike — искусство вести беседу, искусство спора) — учение и метод о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления.

Диверсификация (от лат. diversification — изменение) — метод, направленный на снижение риска путем распределения его между несколькими рисковыми товарами таким образом, что повышение риска от покупки (или продажи) одного означает снижение риска от покупки (или продажи) другого.

Договорная вертикальная маркетинговая система — состоит из независимых производственных и распределительных организаций разных уровней, связанных договорными отношениями в целях больших экономии или коммерческих результатов, чем это можно было бы получить, действуя в одиночку. Договорные вертикальные системы бывают трех типов: добровольные цепи под эгидой оптовиков, кооперативы розничных торговцев и франшизные организации.

Долгосрочный, или длительный, период (long-run) — отрезок времени, достаточный для внесения изменений во все факторы производства.

Доминирующая стратегия (dominant strategy) — стратегическое поведение фирмы, обеспечивающее ей максимизацию прибыли или минимизацию потерь. В теории игр считается, что игрок (фирма) выберет доминирующую стратегию независимо от реакции своего партнера.

Дуговая эластичность (arc elasticity) — показатель средней реакции спроса на изменение цены товара, выраженной кривой спроса на некотором отрезке.

Емкость рынка (market capacity) — величина реального спроса в определенный период при данном объеме товарного предложения и уровня цен. Выражается в натуральных и стоимостных показателях. Изменение каждого фактора влияет на саму емкость рынка.

Естественная монополия (natural monopoly) — возникает там, где отсутствуют реальные альтернативы, нет близких заменителей, выпускаемый продукт в известной степени уникален, кроме того, увеличение числа фирм в этой отрасли вызывает рост средних издержек.

Закон предложения (law of supply) — прямая связь между ценой и количеством продаваемого товара.

Закон спроса (law of demand) — обратная связь между ценой и количеством покупаемого продукта.

Закон убывающей предельной производительности (law of diminishing marginal returns) — закон, утверждающий, что с ростом использования какого-либо производственного фактора (при неизменности остальных) рано или поздно достигается такая точка, в которой дополнительное применение переменного фактора ведет к снижению относительного и далее абсолютного объемов выпуска продукции.

Затраты (costs) — все, что производитель (фирма) закупает для использования в целях достижения необходимого результата.

Земельная рента (land rent) — плата за использование земли и других природных ресурсов, предложение которых строго ограничено.

Земля, естественные ресурсы (land, natural resources) — природные условия, необходимые для производства товаров и услуг.

Излишек (выигрыш) потребителя (consumer surplus) — разница между ценой, за которую потребитель готов купить товар, и ценой, которую он в действительности платит.

Излишек (выигрыш) производителя (producer surplus) — это разница между валовыми доходами и полными издержками производителя.

Индивидуальный спрос (individual demand) — спрос, предъявляемый одним потребителем.

Инфляция — процесс обесценивания денег, который проявляется в форме роста цен на товары, услуги и факторы производства. Различают инфляцию спроса и инфляцию издержек.

Информативная реклама — используется для информирования потребителей о новых продуктах с целью создания первоначального спроса.

Канал распределения — это совокупность взаимозависимых организаций, образующих цепь, соединяющую фирму-товаропроизводителя с их целевыми потребителями, которые делают товар или услугу доступной для использования или потребления.

Картель (франц. cartel) — форма экономического объединения, участники которой заключают соглашение относительно цен и/или объема производства с целью максимизации совокупной прибыли картеля.

Кооператив розничных торговцев — группа независимых розничных торговцев или магазинов розничной торговли, объединившихся для централизованных совместных закупок, ведения общего складского хозяйства и проведения общей политики в области закупок и продвижения продукта. Члены кооператива закупают большинство своих товаров через кооператив, планируют совместную рекламную кампанию. Прибыль каждого члена пропорциональна объему сделанных им закупок. Через кооператив могут производить закупки также и розничные торговцы, не входящие в его состав, однако они не имеют своей доли в прибыли кооператива.

Корпоративная вертикальная маркетинговая система — объединяет последовательные стадии производства и распределения под одним владельцем, который осуществляет общее руководство каналом. Например, компании больших продовольственных магазинов имеют мощности по производству льда и мороженого, разливочные линии напитков, пекарни.

Кривая предложения (supply curve) — графическое изображение зависимости между рыночной ценой блага и количеством этого блага, которое готовы продать производители в данный момент времени.

Кривая спроса (demand curve) — графическое изображение зависимости между рыночными ценами блага и количеством этого блага, которое готовы купить потребители в данный момент времени.

Малоценные товары (inferior goods) — товары, спрос на которые уменьшается при росте дохода (товары низкого качества).

Маркетинг по каталогам — прямой маркетинг посредством каталогов, рассылаемых выбранным клиентам или предоставляемых им в магазинах.

Мониторинг — непрерывное комплексное наблюдение и анализ функционирования объектов, измерение их параметров.

Монополистическая конкуренция (monopolistic competition) — тип рыночной структуры, возникающий в результате дифференциации товаров и услуг. Монополистическая конкуренция — случай, когда «много конкуренции и мало монополии», монополистическая власть на рынке относительно невелика.

Монопсония (monopsony) — редкий тип структуры, в котором действует один покупатель и несколько продавцов.

Общее равновесие (general equilibrium) — равновесие, возникающее в результате взаимодействия всех рынков, когда изменение спроса или предложения на одном рынке влияет на равновесные цену и объемы продаж на всех рынках.

Общие издержки (total costs, TC) — совокупность всех затрат предприятия на производство и реализацию какого-либо продукта или экономического блага, включающая в себя переменные и постоянные издержки.

Олигополия (oligopoly) — господство небольшого числа крупнейших фирм, выпускающих однородный продукт и обладающих неполной рыночной властью над ценами, а вход в отрасль новых производителей ограничен высокими барьерами.

Парето-эффективное распределение благ, или парето-оптимум (Pareto-optimality) — такое распределение благ, при котором невозможно улучшить чье-либо благосостояние (посредством перераспределения) без ущерба для благосостояния другого лица.

Переменные издержки (variable costs, VC) — затраты, которые изменяются с изменением объема выпуска продукции.

Переменные факторы производства (variable factors of production) — ресурсы (деньги, здания, сооружения и др.), от которых зависит выпуск продукции.

Персональная продажа — это устная презентация товара в разговоре с одним или несколькими потенциальными покупателями с целью его сбыта.

Побудительная реклама — используется для создания у выбранного сегмента потребителей выборочного спроса на какой-то продукт путем внушения потребителям, что рекламируемый продукт является наилучшим в рамках имеющихся у них средств.

Поведение потребителей (consumer behavior) — реакция потребителей на комплекс условий, формирующих мотивацию целей при выборе объекта покупки, с учетом времени и места покупки, организации продаж и сервисного обслуживания. Анализируются действия, непосредственно связанные с приобретением, потреблением товаров и услуг и распоряжением ими.

Позиционирование товара (product positioning) — направленные действия, формирующие в сознании целевой группы потребителей выигрышный образ товара (услуги) или организации относительно товаров (фирм) конкурентов.

Положительный внешний эффект (positive externality) — эффект, возникающий в случае, когда деятельность одного экономического агента приносит выгоды другим. При наличии положительного внешнего эффекта экономическое благо продается и покупается в меньшем по сравнению с эффективным объеме, т. е. имеет место недопроизводство товаров и услуг с положительными внешними эффектами.

Потребности (needs) — внутренние побудители активности, стимулирующие экономическую деятельность. Интенсивность потребностей наряду с редкостью определяет ценность экономических благ.

Прибыль (profit) — превышение доходов над расходами, определяется как разность между совокупной выручкой (total revenue) и совокупными издержками (total cost): n = TR - ТС.

Прямой маркетинг по почте (директ мейл) — прямой маркетинг, осуществляемый путем рассылки почтовых отправлений (писем, рекламы, образцов, проспектов и др.) потенциальным клиентам. Рассылочные списки формируются на основе списков наиболее вероятных покупателей определенных групп товаров.

Равновесная цена (equilibrium) — цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате действия конкурентных сил.

Реклама — напоминание потребителям о существующих продуктах. Например, главной целью телевизионной рекламы «Кока-Колы» является напоминание потребителям о существовании этого напитка, а не первоначальное информирование о нем.

Рынок — 1) совокупность институтов, обеспечивающих взаимодействие между покупателями и продавцами и способствующих обмену; 2) условное место купли-продажи конкретного вида товара или услуги, осуществляемой в условиях конкуренции. Его образуют все потенциальные продавцы и потребители с определенными нуждами или потребностями, для удовлетворения которых они желают и способны принять участие в обмене.

Сегментация рынка (market segmentation) — разделение рынка на сегменты (участки) с помощью различных признаков, таких, как география рынка, характеристики потребителей, потребительские качества товаров и пр.

Служба маркетинга (marketing department) — специальная служба в общей структуре управления организацией, обеспечивающая реализацию маркетинговой деятельности в тесном взаимодействии с другими функциональными подразделениями исходя из основных целей и задач развития организации.

Совершенная конкуренция (perfect competition) — рыночная структура, характеризующаяся следующими признаками: 1) большое число продавцов и покупателей товара; 2) однородность продукции; 3) абсолютная мобильность движения ресурсов, отсутствие барьеров вхождения в отрасль и выхода из нее; 4) ни один экономический агент не обладает властью над ценами; 5) полная информированность участников о ценах и условиях производства.

Сравнительная реклама — осуществляет прямое или косвенное сравнение определенной марки продукта с другими марками.

Телевизионный маркетинг — прямой маркетинг через телевидение путем показа рекламы первого ответа (первые ответившие потребители имеют льготные условия покупки) или использования специальных телевизионных коммерческих каналов для продажи на дому по выгодным ценам.

Телемаркетинг — использование телефона для непосредственной продажи товара потребителям. Представители фирм используют бесплатные для клиентов телефонные номера для получения от них заказов на основе телевизионной и радиорекламы, прямой почты, торговли по каталогам.

Франшизная организация — договорная вертикальная маркетинговая система, в которой участник канала, именуемый держателем привилегий, объединяет несколько этапов производственно-распределительного процесса. В основе деятельности договорной вертикальной маркетинговой системы данного типа лежит метод организации производственно-сбытовой деятельности, именуемый франшизой.

Целевой рынок (target market) — выделенный, как наиболее привлекательный, участок рынка, на котором организация сосредоточивает свою маркетинговую деятельность.

Ценовая дискриминация (price discrimination) — состоит в том, что одинаковые товары фирма продает различным покупателям по разным ценам, в зависимости от их платежеспособности.

Чистая монополия (pure monopoly) — фирма, являющаяся единственным производителем экономического блага, не имеющего близких заменителей-субститутов и огражденная от непосредственной конкуренции высокими входными барьерами в отрасль.

Эластичность (elasticity) — свойство спроса изменяться в зависимости от изменения различных факторов (цены, дохода и др.).

Электронная торговля — прямой маркетинг через двухканальную систему, которая связывает кабельной или телефонной линией потребителей с компьютеризованным каталогом продавца. Потребитель осуществляет связь с продавцом, используя специальный пульт управления, подключаемый к телевизору, или персональный компьютер.

Эффективность (efficiency) — понятие, характеризующее соотношение объема произведенных экономических благ (результатов) и количества ресурсов (затрат): производство данного объема благ с минимальными издержками; производство максимального объема благ при данных ресурсах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: