Идентичность личности: интегративный подход

Главная Я Личность

Исследователи проблемы идентичности в психологии выделяют три различных подхода к ее пониманию: психоаналитический, интеракционистский и когнитивный. Каждый из этих подходов трактует идентичность исходя из доминирующей категории своей парадигмы: эго, мотив в неопсихоанализе, интеракция, взаимодействие в интеракционизме, когнитивная схема в когнитивизме.

В психоаналитическом подходе (Э.Эриксон, Дж. Марсиа, А. Ватерман) под идентичностью понимается структура эго, состоящая из различных элементов и переживаемая как чувство тождественности и непрерывности. Исследователи интерационистского направления (Дж. Мид, И. Гофман, Р. Фогельсон, Л. Краппман, Г. Родригес-Томэ) делают акцент на социальной обусловленности идентичности, изучении процессов включения в «Я» отраженных оценок других людей. В когнитивном направлении (А. Тешфел, Дж. Тернер, Г. Брейкуэлл) идентичность представлена как когнитивная система, регулирующая поведение человека в социуме, как результат процесса самокатегоризации.

Можно выделить еще как минимум три подхода к изучению идентичности: нарративный, трансперсональный и интегративный. Представители нарративного подхода (К. Джерджен (иногда транскрибируется как Герген), Д. Макадамс, А. Гидденс, Г. Херманс, Т. Сарбин, Р. Харре) предлагают рассматривать идентичность как своего рода историю, повествование, определяемое контекстом взаимодействия, характеризуемое определенным сюжетом, персонажами, главной темой. Основное значение в постструктурализме приобретает изменчивость личности в различных социальных контекстах и взаимодействиях.

В трансперсональном направлении (С. Гроф, А. Минделл, К. Юнг) внимание исследователей обращено к глубинным слоям психики, проникновение в которые связано с расширением самотождественности и идентичности, когда переживания непосредственного Я могут касаться архетипических образов (К. Юнг), перинатального и трансперсонального уровней психики (С.Гроф), вторичных процессов, находящихся за пределами края привычной идентичности и формирующих различные симптомы как сигналы противоборства разных идентичностей (А. Минделл).

Интегративный подход к изучению идентичности, представленный К. Уилбером и В.В. Козловым, предполагает учет разнообразных точек зрения, связанных со всеми перечисленными подходами исходя из постулируемого интегративной методологией принципа многомерности истины (В.В. Козлов), который как нельзя лучше подходит для изучения проблемы идентичности: в Я присутствуют и личностные, и социальные, и глубинные аспекты, при этом ни один из них не может рассматриваться как доминирующий или преобладающий, а все одинаково имеют право на существование. Так, В.В. Козлов вводит понятие о Персоне, Интерперсоне и Трансперсоне как уровнях организации психической реальности, содержащих в свою очередь три класса компонентов: материальный, социальный и духовный, каждый их которых имеет свой «антипод», зеркальное отражение с отрицательным знаком – не-Я как отрицаемые компоненты идентичности. Предметом интегративной психологии является сознание как стержень функционирования личности, обеспечивающий ее целостность.

К несомненным достоинствам применения интегративного подхода, разрабатываемого В.В. Козловым, в исследовании идентичности относятся учет многомерности бытия Я как представленного в различных сферах: внутриличностной (Персона), межличностной и социальной (Интерперсона), глубинной (Трансперсона) и разработанность психотехнической компоненты – интенсивных интегративных психотехнологий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: