Практика школьного образования в странах Ближнего и Среднего Востока

В ходе формирования мусульман­ской теологии складывались раз­личные ее школы, в рамках кото­рых развивались научные знания — математика, астрономия, грамматика арабского языка. В подходах к науке явственно просле­живается связь исламской культуры с древневосточными культурами; в частности, из сирийской были заимствованы комментарии к античному философскому наследию; Визан- тия оказала влияние на организацию государственно-адми­нистративного управления; влияние персидской и индий­ской культур прослеживается в развитии литературных и ес­тественно-научных знаний; в свою очередь, в результате раз­вития культуры стран арабского халифата мир познакомился с арабской цифровой системой счисления, часами, компа­сом и др.

Важными средствами распространения культуры стали арабский язык и арабская письменность, созданная еще в IV в. на основе арамейского письма. Образованные люди, спо­собные проповедовать Коран и обучать грамоте, станови­лись учителями в повсеместно создававшихся при мечетях элементарных школах. Обучение в них начиналось с устного ознакомления с правилами Корана, их первоначального ос­мысления, затем переходили к чтению и переписыванию текстов. Уровень грамотности в мусульманских странах зна­чительно возрос. В общем, можно утверждать, что распрост­ранение ислама сыграло на определенном историческом этапе положительную роль в распространении элементарного об­разования.

Начиная посещать школу с 6 лет, дети находились в жест­ких условиях — многочасовые, монотонные занятия, суро­вые наказания за леность и проступки. Повышенное образо­вание давалось в медресе, появление которых обычно связы­вают с необходимостью толкования Корана. В создававшихся при мечетях медресе к элементарным знаниям начальной школы добавлялись углубленное изучение арабского языка, ознакомление с деяниями пророков, овладение основами исламского правоведения. Такое содержание обучения-выте- кало из трех основных установок ислама: освоение науки о чтении и толковании Корана, изучение деяний пророков и правоведение.

Шагом вперед в развитии просвещения можно считать организацию в Багдаде по инициативе халифа Мамуна (786— 833), считавшегося покровителем наук, своего рода куль­турных центров — «Домов мудрости», в которых крупней­шие ученые обсуждали тексты античности и вели дискуссии по проблемам современного им мира. В этих центрах склады­вались библиотеки, привлекавшие к себе внимание всех за­интересованных в знаниях людей.

Завоевания арабского Халифата приводили, в общем, к уничтожению самобытных национальных культур. Освобож­дение во второй половине IX — начале X в. народов Средней Азии, Ирана и Закавказья от арабского господства предо­ставило возможность для развития не только не потерявшей своих специфических черт культуры этих стран, но и к обо­гащению ее элементами арабской цивилизации.

В качестве примера реализации исламской концепции об­разования можно привести школьную систему Ирана, сло­жившуюся к IX в. и представленную двумя типами школ: арабо-грамматической — «мактаб», обучение в которой про­ходило на основе Корана, и школой персидского направ­ления — «куттаб», в которой преимущественно изучалась история Ирана.

В содержание образования в школе повышенного типа — медресе — входили: мусульманская теология, правоведение, арабский язык с упором на грамматику, каллиграфия и диа­лектика. Целью обучения здесь было прежде всего религиозное образование. Большое внимание уделялось при этом развитию умственных способностей, в первую очередь — памяти.

В X—XI вв. Иран переживал культурный расцвет и пре­вратился в крупный центр культуры всего средневекового Востока. В этот период от исламской догматики стали посте­пенно отпочковываться естественные науки — математика, география, фармакология, астрономия, что нашло отраже­ние и в образовательной деятельности медресе, которые стали включать эти науки в содержание обучения.

После освобождения в IX в. от арабской зависимости и в связи с формированием новоперсидского языка (фарси-дари) в Иране появилось большое количество научной литературы и книг светского содержания. С целью хранения книг созда­вались специальные учреждения, где можно было не только ознакомиться с рукописями, но и получить образование, по­скольку библиотеки использовались как центры обучения, связанные с переписыванием рукописей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: