Педагогическая мысль Ближнего и Среднего Востока в эпоху средневековья

Период IX—XIII вв. в востоковеде­нии считается эпохой восточного Ренессанса, поскольку задолго до европейскою Возрождения ученые арабо-мусульманского мира под­

вергли глубокому изучению духовное наследие античности, правда в свете идеологии ислама. Как бы там ни было, изу­чение и толкование философских трудов античности приво­дило к развитию рационалистических тенденций в мусуль­манской теологии.

Первые переводы Аристотеля на арабский язык осуще­ствили еще сирийские врачи, приглашенные в Багдад в VIII в., где был создан так называемый «Дом мудрости», в котором происходили диспуты при участии таких великих мыслителей, как Фараби, Кинди, Ибн Сина (Авиценна),

Ибн Рушд (Аверроэс) и др. Комментирование ими трудов Аристотеля и Платона способствовало развитию общенауч­ного знания, поскольку арабский аристотелизм был тесно связан с конкретными науками: математикой, астрономи­ей, медициной — и значительно в меньшей степени с рели­гией ислама. В своих воззрениях мыслители Ближнего Вос­тока опирались на идею о вечности мира. Их волновали про­блемы соотношения Бога и человека, человека и природы, определения границ религии и науки. Несмотря на то, что вслед за Платоном и Аристотелем они признавали божествен­ное начало как первопричину всех причин, они в то же вре­мя высоко оценивали знания, основанные на опыте и логи­ческих доказательствах.

Главным в учении о человеке и его воспитании у восточных мыслителей выступало стремление проникнуть в суть челове­ческой природы. С этой целью они обращались к, условно гово­ря, практической философии, имеющей в центре своего вни­мания поведение, деятельность, функции человека.

Придерживаясь аристотелевского тезиса о социальной сущ­ности человека, восточные мыслители эпохи европейского Средневековья в своих педагогических воззрениях уделяли большое внимание социальной обусловленности воспитания. Человек не может быхь независимым в реализации своих лич­ных потребностей,- считал Ибн Сина, поскольку он удовлет­воряет их не иначе как в общении с другими людьми, кото­рые его окружают, вследствие чего необходимо соглашение между ними, установление норм справедливости и закона, которые должны иметь статус обязательности.

Сущность воспитания человека поэтому.сводится к выра­ботке у молодежи навыков соблюдения этических норм, стрем­ления к образованности, помогающей усвоить эти нормы, и к овладению приемами самопознания и самовоспитания.

Содержание философских трактатов того времени позво­ляет судить о круге проблем, волновавших средневековых мыслителей Востока. Уже в самих названиях этих трудов на­ходили отражение острейшие педагогические проблемы: «Трактат об образцовом учении, основах знания и об уме молодежи» Фараби, «О воспитании обучающихся» Насирэд- дина Туси и др.

Ученые-энциклопедисты Востока оказали весьма большое влияние на развитие философской и педагогической мысли не только в странах Востока, но и во всем мире. В частности, это нашло отражение в трудах европейских гуманистов.

Характерной особенностью педагогических взглядов эн­циклопедистов Востока было особое внимание к разносто- роннему развитию личности. Изучению широкого спектра вопросов, связанных с гармонией души и тела в процессе развития личности, посвятили свои работы мыслители, об­ладавшие подлинно энциклопедическими знаниями. К ним относятся упоминавшиеся ранее Кинди, Фараби, Ибн Сина, Ибн Рушд, Туси, Бируни, Ибн Халдун и др., которые рас­сматривали педагогические проблемы не абстрактно, а как часть жизни человечества. Такой подход во многом объясня­ет и причины значительного влияния мыслителей Востока на европейских просветителей последующих эпох.

Считающийся основателем арабской философии Абу- Юсуф Якуб бен Исхак Кйнди (ок. 800 — ок. 879) создал более 200 произведений по разным отраслям знания, в том числе и по педагогическим проблемам. В своем учении об уме он выдвинул концепцию четырех видов разума — актуального, потенциального, приобретенного и проявляющегося. Наука, по его мнению, стоит значительно выше религии, и на ос­новании этого необходимо в процессе воспитания ребенка формировать у него не слепую веру, а высокий интеллект, способный сыграть основную роль как в его нравственном совершенствовании, так и во всех видах его деятельности, поскольку главным инструментом достижения успеха явля­ется разум. Позже, в XIII в., эта идея получила дальнейшее развитие в теории европейского философа Роджера Бэкона. Многие европейские просветители не раз ссылались на тру­ды Кинди.

Вторым учителем после Аристотеля современники назы­вали блистательного ученого и философа Абу Насра аль-Фа- раби (870—950). Ему принадлежали блестящие комментарии к трудам Аристотеля, им детально разрабатывались пробле­мы умственного, нравственного, эстетического и физичес­кого воспитания молодежи, проблемы педагогического тру­да, которые тесными нитями переплетались с его философ­скими воззрениями.

В частности, Фараби был наиболее последовательным противником фанатичности идеологии ислама. Комментируя «Этику» Аристотеля, он утверждал, что высшее благо нахо­дится в существующем мире и только безумные полагают, что оно вне его. Проблема воспитания выступала у Фараби как одна из самых важных и сложных частей его философ­ской системы. Главная цель воспитания, согласно его кон­цепции, — подвести человека к счастью через овладение добродетелью, состоящей в совершении добрых дел. Но для совершения истинно добрых поступков необходимы знания, помогающие становлению нравственности.

В трактатах Фараби предлагаются конкретные методы вос­питания добродетели средствами познания. Он подразделял их на «мягкие» и «жесткие». Если воспитуемые сами прояв­ляют желание овладевать науками, стремление к труду и доб­рым поступкам, то в этом случае уместны мягкие методы воспитания, помогающие усилению этих стремлений. Если же подопечные злобны, своевольны, ленивы — к ним воз­можно применение жестких методов, т.е. принуждения. Вме­сте с тем использование таких методов должно определяться уровнем нравственности самого воспитателя. Воспитатель­ная деятельность, таким образом, требует обширных зна­ний и высоких моральных качеств воспитателя в сочетании с наблюдениями и опытом самих воспитуемых.

Рассматривая проблемы целей и средств воспитания, фило­софы Востока в значительной степени опирались на мысль Ари­стотеля о том, что нравственность является следствием постоянных упражнений и привычки, а не наследуется, по­добно природным свойствам человека.

Несмотря на глубочайшее уважение восточных ученых к идеям древнегреческих мыслителей, многие из них подвер­гались сомнению. Так, Фараби полагал, что трактовка Арис­тотелем нравственных правил и их кодекс носят слишком универсальный и абсолютный характер. На деле же любой нрав способен изменяться даже в трудных условиях. Ребен­ку, в душе которого еще нет конкретных нравственных уста­новок и душевных качеств, должны быть созданы" условия для них. При формировании нравственного облика челове­ка, по мнению Фараби, решающими факторами выступают взаимоотношения людей в конкретном сообществе и чело­веческая воля.

Излагая свои взгляды на содержание и метод научного познания, Фараби требовал при изучении любой науки со­блюдать три непреложных условия: руководствоваться чет­кими принципами, делать выводы из получаемых эмпири­ческих данных, относящихся к данной науке, и критически относиться к мнениям других.

Свыше 150 трудов по астрономии, географии, математи­ке, физике, фармакологии, истории, этнографии, литера­туре, философии, в которых рассматривались и проблемы содержания образования и воспитания, создал Абу Рейхан Мухаммед аль-Бирунй (970—1048). Уже в ту эпоху он говорил о важности наглядности и систематичности в обучении, о развитии у всех учащихся познавательных интересов в про­цессе обучения. Приобретение знаний, по его мнению, про­исходит прежде всего благодаря опыту и наблюдению.

Многие труды ученых-эн­циклопедистов средневекового Востока являлись для того вре­мени образцовыми учебниками. Так, проявляя интерес к про­блемам обучения, и в частно­сти, обучения математике, Би- руни создал трактат под назва­нием «Тафким», означающий «вразумление начаткам звездо- четства». Эта работа служила своеобразным интегративным курсом математики, астроно­мии и географии и предназна­чалась для приобретения пер­воначальных знаний о мире. Она была долгое время одним из самых популярных учебни­ков, дававших возможность обучающемуся при ответе вы­брать из нескольких вариантов один по своему усмотрению или дать свободный ответ на поставленный вопрос. Рассмат­ривая функции воспитания, Бируни утверждал, что глав­нейшей его задачей является очищение души и мыслей от дурных наклонностей, от устаревших обычаев, фанатизма, покорности страстям, борьбы за власть — всего, что делает людей слепыми перед истиной.

Названный в свое время «королем наук», талантливо со­вмещавший теоретическое мышление философа, психолога, математика и педагога с практической деятельностью, Абу- Али Хусейн ибн Абдаллах Сина известен всему миру в латин­ской транскрипции как Авиценна (980—1037). Он занимал дол­жности врача и везира при различных правителях в странах Ближнего и Среднего Востока. Среди многочисленных его ра­бот наибольший интерес представляют многотомный «Канон врачебной науки» и энциклопедический труд «Книга исцеле­ния», куда вошли важные для педагогической теории разде­лы: «Книга о душе», «Книга знания», «Книга указаний и на­ставлений». Его основной подход к воспитанию состоял в тре­бовании комплексного воздействия на развитие ребенка, в широком использовании арсенала различных развивающих средств: музыки, поэзии, философии. Такое воспитание дол­жно было осуществляться не индивидуально, а совместно, чтобы дети учились друг у друга, могли соперничать междз собой, лучше овладевая знаниями. При этом, полагал он. необходимо выделять различные уровни обучения в зависи­мости от возможностей воспитуемых. Определяя содержание образования, Ибн Сина рекомендовал начинать с обучения детей устной и письменной речи, что является основой соб­ственно научного образования. Овладев необходимой суммой знаний, ученик может приступить к подготовке себя к буду­щей профессиональной деятельности.

Не один год своей жизни Ибн Сина посвятил преподава­нию. Научные труды и практическая деятельность как врача и педагога создали ему известность не только на Востоке, но и на Западе. Вместе с тем при жизни он подвергался гонени­ям со стороны служителей ислама, поскольку многое в его взглядах противоречило религиозным догмам. После его кон­чины в Багдаде по приказу халифа были сожжены почти все его сочинения, настолько опасными они представлялись ис­ламу даже после смерти автора.

В числе известных мыслителей Востока, уделявших очень большое внимание проблемам воспитания, следует назвать Абу Хамида аль-Гаэали (1056/59— 1111). В своем труде «Воскрешение наук о вере» он рассматривал проблему соотношения стремле­ния человека к богопознанию с развитием у него этических и эстетических установок. Только хорошо продуманное воспита­ние, по убеждению Газали, может придать душе ребенка нуж­ную форму. Поскольку основы детской души и характера за­кладываются родителями, особое внимание он обращал на вос­питание в семье. Им был высказан ряд рекомендаций для родителей по воспитанию детей в домашних условиях.

Доводя до логического завершения предлагавшуюся им си­стему воздействия на ребенка, Газали разработал предписания для учителя, который, принимая под свою опеку ребенка от родителей, обязан последовательно, не нарушая семейных тра­диций, развивать все хорошее, что уже было заложено в ре­бенке в семье. Нравственность усваивается детьми, считал он, двумя путями — в процессе подражания и самовоспита­ния. В реализации этих Путей роль родителей и учителя чрез­вычайно велика. С расширением круга знаний и формирова­нием мышления у детей возрастает возможность самовоспи­тания, начинающегося с самонаблюдения и самопознания. Ребенок при этом крайне нуждается в мудром руководстве родителей и наставников.

Аверроэс, латинизированное имя андалузского ученого и мыслителя Ибн Рушда (1126—1198) из находившейся к тому времени под властью арабов Испании, стал широко известен с момента его появления на европейской культурной арене в качестве популяризатора наследия Аристотеля. Сочинения Аверроэса основаны на рационализме, преклонении перед силой разума. Его перу принадлежит, в частности, труд «Си­стема доказательств», принесший славу восточной педагоги­ческой мысли. В нем выдвигались принципы обучения — со­знательность, научность, наглядность, которые вошли в фонд педагогической мысли и Нового времени.

Занимая одновременно должности судьи и придворного врача в Андалузии и Марокко, Аверроэс создал семитом­ную медицинскую энциклопедию. В ней и в других работах им проводилась идея об интеллекте как некоей субстанции, присущей всем людям и воздействующей на них извне. Идеи Аверроэса были популярны в Европе вплоть до XVI в. В за­падноевропейской средневековой философии даже возник­ло особое направление — аверроизм, занимавшееся натура­листическим переосмыслением учения Аристотеля.

Развитие педагогической мысли Востока связано и с дея­тельностью иранского философа Насирэддина Туси (1202—1273), который создал свыше 150 трактатов, среди которых были и имеющие отношение-непосредственно к педагогике: «Обуче­ние учащихся», «Книга мудрости», «Наставление обучающе­муся йа пути учебы» и др. В этих трудах излагались его взгляды на содержание и организацию обучения и воспитания;* на со­отношение умственного, эстетического и физического воспи­тания. Знание он рассматривал в качестве лекарства, которым пользуется человек, поэтому необходимо прежде всего четко представлять себе цель получения знаний и уметь избрать пра­вильный путь к их постижению. Педагогические мысли Туси дают пищу для размышления и сегодня, поскольку многие из них касаются подготовки учителя и его роли в учебно-воспита­тельном процессе.

Престиж умения передавать свои знания другим в Сред­ние века на Востоке был чрезвычайно высок по многим при­чинам, в том числе благодаря деятельности ученых-энцикло­педистов. Будучи сами высокообразованными и высоконрав­ственными людьми, они выступали против образованных, но безнравственных людей, против благочестивых невежд. Име­ющие знания, но безнравственные в своем поведении люди дискредитируют саму науку, считали они, а благочестивые неучи способствуют распространению глупости. Но даже в не­совершенном мире человек может быть счастливым, достиг­нув определенного уровня развития ума, который уже сам по себе должен способствовать нравственному совершенствова­нию человека,

Огромную роль в передаче знаний и формировании нрав­ственных устоев молодежи ученые-энциклопедисты отводи­ли учителю. Как писал Фараби, цель деятельности учителя — помочь найти учащемуся путь к достижению счастья. Учитель должен все видеть и слышать, обладать проницательным умом, быть принципиальным, уметь выражать свои мысли, убеж­дать; не только владеть наукой, но и быть способным переда­вать знания и любовь к знаниям своим ученикам. Ученые- энциклопедисты мусульманского средневековья, которые, по словам Гегеля, превзошли в интеллектуальном отношении западный мир, разрабатывая свои концепции, обращались к различным источникам древности — европейской античности, источникам древних Индии и Китая и пр.

Педагогические идеи средневековых мыслителей Восто­ка, их представления об образовании, нравственности, роли семьи и учителя в формировании ребенка, о соотношении видов воспитания вытекали из их философского мировоз­зрения. Их вклад в разработку концепции человека и в пони­мание его места на Земле неоценим. Разделяя гуманистичес­кий взгляд на природу человека, ученые-энциклопедисты Востока стремились к достижению общечеловеческого счас­тья. Значительная часть их идей вошла в фундамент, на кото­ром впоследствии выстраивались педагогические теории ев­ропейского Возрождения и Просвещения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: