Недобросовестная конкуренция

Желание опередить соперников любыми методами, в том числе сомнительными с точки зрения морали и общепринятой практики, заставляет отдельных спортсменов, тренеров, менеджеров и букмекеров прибегать к методам недобросовестной конкуренции, под которыми понимают поведение неэтичного характера, связанное с нарушением добрых обычаев и традиций в спорте.

Недобросовестная конкуренция появилась в спорте очень давно; некоторые ее формы известны еще со времен античности. История знает немало случаев подкупа судей и соперников, сговоров участников состязаний и обмана зрителей, применения различных уловок с целью облегчения победы над соперником.

Выигрыш больших и престижных соревнований уже в древнейшие времена приносил победителям почет, славу и материальные блага. Победителям Олимпиад и иных крупных Игр в Древней Греции преподносили щедрые дары, ставили памятники. В их честь слагались песни и стихи, оказывались наивысшие почести. Поэтому вполне естественно, что во все времена было достаточно претендентов на все эти блага, в погоне за которыми зачастую использовались и методы недобросовестной конкуренции.

Вместе с развитием спорта совершенствовались и методы недобросовестной конкуренции, становившиеся все более многоликими и изощренными. Появились и стали внедряться совершенно новые и ранее неизвестные методы: с обнаружением стимулирующих веществ – новые препараты и способы допинга, с появлением СМИ – способы оказания психологического давления на соперников. Все чаще стали похищаться секреты тренировки спортсменов, способы их тактической, физической и психологической подготовки. Не снижается интенсивность применения методов недобросовестной конкуренции и в настоящее время.

В современной спортивной практике используется большой набор методов недобросовестной конкуренции. Они чрезвычайно разнородны и многолики в своих проявлениях и применяются везде, где имеется возможность каким-либо образом прямо косвенно повлиять на своего соперника. В связи с этим обстоятельством классификация методов недобросовестной конкуренции осуществляется по достаточно широкому спектру направлений.

Основные методы недобросовестной конкуренции.

Допинг

В процессе развития соревновательной деятельности было установлено, что резервы человеческого организма используются, даже в моменты наивысшего напряжения, далеко не полностью. Поэтому тот спортсмен, которому удается каким-либо способом задействовать эти резервы, получает известное преимущество перед другими участниками конкурентной борьбы.

Ныне в повседневной практике наибольшее распространение получили медикаментозные допинги, заменители крови, трансфузии и барокамеры. Сущность медикаментозного метода состоит в том, чтобы путем введения в организм стимулирующих препаратов повысить его силовые и скоростные характеристики. Аналогичные цели достигаются и при использовании переливания крови (своей или чужой, т.е. трансфузии) или подготовке к соревнованиям на высокогорье. Недостаток кислорода, вызываемый барокамерой или высокогорьем, компенсируется за счет выработки дополнительных эритроцитов, которые увеличивают мощность организма.

В качестве допинга могут быть использованы также психологические методы воздействия, заменители крови и нанотехнологии. В последнем случае становится возможным «встраивание» в организм человека кибернетических и молекулярных микродвигателей, которые становятся источниками дополнительной энергии для спортсмена.

В последние годы все чаще возникают дебаты по применению генного допинга, который пока не обнаруживается тестовыми методами. В общем виде схема применения генного допинга такова: нужный ген вводится в организм (например, путем присоединения к вирусу, способного проникать сквозь клеточную оболочку). Далее введенный ген активирует соответствующие процессы, в результате чего мышечная масса и сила возрастают на 50-60%. Такие свойства, в частности, проявляет ген IGF-1, разработанный в университете Пенсильвании, который был подготовлен исследователями для лечения дистрофии.

Сговор.

Нередко в соревнованиях всех уровней используется такая форма недобросовестной конкуренции как сговор. Суть данного метода проста – для достижения нужного результата следует вступить в переговоры с соперниками, арбитрами или букмекерами. В большинстве случаев в сговор вступают те соперники, которых устраивает определенный исход. Например, в чемпионате СССР по футболу часто фиксировались «договорные» ничьи. В тот период за победу командам давалось два очка, за ничью – одно. После того, как была введена иная система присвоения очков (за победу – 3 очка, за ничью – 1 очко), количество «договорных» матчей значительно сократилось.

Следует отметить, что договорные футбольные матчи бывают не только в России. В завершающем туре чемпионата Индии 2004 г. во второй лиге сразу два матча завершились с фантастическими результатами: один из лидеров первенства – команда «Курторим» – одержала победу со счетом 61:1, а другой – команда «Вилред» – со счетом 55:1. При этом голы забивали не только футболисты команд-победительниц, но и их «соперники» – в свои ворота. «Курторим» и «Вилред» в итоге набрали одинаковое количество очков, и победитель чемпионата, который выходил в высшую лигу, должен был определиться по разнице забитых и пропущенных мячей. Таким образом, «Курторим», который и до завершающего матча имел лучший результат по этому показателю, мог праздновать победу. Но праздника не случилось. Все четыре команды – «Курторим», «Вилред», а также их «соперники» — за неспортивное поведение были дисквалифицированы на год.

Коммерческий подкуп

Чаще всего сговор соперников или судей сопровождается подкупом – как материальным стимулом склонить чашу весов к «нужному» результату. Подкупаются отдельные спортсмены и арбитры, целые команды и делегации. При этом целью подкупа являются, в основном, статусные и финансовые соображения.

Так, в футбольном чемпионате Франции широкую огласку получило дело известного предпринимателя Бернара Тапи, владельца футбольного клуба «Олимпик» и компании «Adidas». Б. Тапи в течение продолжительного времени занимался подкупом судей и соперников с целью повышения статуса и рейтинга своей футбольной команды. В свою очередь, статус и известность команды приносят ей дополнительную прибыль за счет большей цены входных билетов, более высокой стоимости рекламы и прав телевизионной трансляции.

Нередко встречается подкуп и в российском футболе. Иногда зрители становятся свидетелями так называемых «договорных игр», когда соперники вместо самоотверженной и бескомпромиссной борьбы показывают болельщикам заранее срежиссированный спектакль с известным исходом. Так бывает, в частности, когда в конце сезона команда-претендент на выход в низшую лигу вдруг обыгрывает соперника из верхней части турнирной таблицы, которому уже безразличен результат. В качестве иллюстрации сказанного приведем следующие факты.

Ежегодно высшую лигу, вынуждены покинуть две команды. «Первые» снизу турнирной таблицы. Вместе с уходом из высшей лиги команды-неудачники теряют спонсоров и щедрые дотации из местных бюджетов. На сей раз кроме заранее потонувшего «Черноморца» на печальное 15-е место претендовали сразу 6 клубов. Равные шансы покинуть высшую лигу имели сразу несколько из них, но перед последним туром специалисты говорили только о «ЗИЛе» или «Факеле».

И вот махачкалинский «Анжи» вдруг на удивление легко проигрывает дома зиловцам. Как известно, команда из Дагестана славится своей неуступчивостью на глазах родной публики, а «Торпедо-ЗИЛ» до этого вообще не знало в чемпионате гостевых побед. А тут выигрыш у «Анжи» со счетом 2:0!

О том, что команды сумеют «договориться», подозревали практически все. По мнению компетентных источников, подобные чрезвычайно нужные три очка оцениваются от 300 до 500 тыс. долл. Впрочем, если команды по классу примерно равны, можно обойтись всего лишь судейской бригадой. Опять же по некоторым данным, человек со свистком вместе с двумя боковыми соратниками стоит «всего» 250 тысяч долл. США.

Коммерческий подкуп – это серьезное экономическое правонарушение, которое можно квалифицировать как введение в заблуждение зрителей и злоупотребление их доверием (мошенничество), а также как взяточничество.

Шантаж

В спортивной практике хотя и не часто, но все же встречается применение такого метода недобросовестной конкуренции, как шантаж. Под шантажом понимается вымогательство путем запугивания и угрозы разглашения позорящих сведений. В спорте бывает так, что под угрозой опубликования каких-либо компрометирующих сведений об арбитре или о спортсмене (или их родственниках), шантажистами вымогается определенное действие или бездействие. Например, представителям одной из футбольных команд стали известны компрометирующие факты на арбитра Х. Перед важным матчем арбитру Х предлагают вывести из игры нападающего У, показав ему две желтые карточки (за которыми следует удаление с поля и дисквалификация на несколько игр). В случае отказа арбитру угрожают предать гласности имеющиеся материалы, которые наверняка повредят его репутации и карьере.

Силовые методы воздействия

Разновидностью методов недобросовестной конкуренции, имеющих в спорте широкое повседневное применение, является силовое давление. Имеются различные варианты оказания силового давления на соперника – начиная от самых мягких (так называемых «игровых» столкновений), до самых варварских и криминальных.

К «мягким» методам силового воздействия относятся способы психологического и физического давления на соперника. Почти во всех спортивных командах имеются «жесткие» игроки, которые могут нанести сопернику серьезную травму. Зная о способах ведения борьбы подобным «костоломом», соперники из-за опасения получить травму, стараются уйти от столкновений, снижая накал борьбы и отдавая инициативу. А именно это и является целью силового давления.

К числу «мягких» методов можно отнести и психологическое воздействие, оказываемое на спортсменов болельщиками соперников. Когда болельщиков десятки тысяч, а рев трибун таков, что спортсмены не слышат друг друга в нескольких шагах, когда существует угроза расправы болельщиков над судьями или спортсменами, это – очень сильный прессинг. Шум барабанов и трещоток, национальные песни, бегущая по трибунам «волна», крики фанатов и зажженные фальшфейеры – все это создает определенный эмоциональный фон, оказывает сильное давление на впечатлительных людей – в том числе на спортсменов и арбитров.

Более жесткие и криминальные методы силового воздействия применяются чаще всего за пределами стадионов и спорткомплексов. Конкуренты из соперничающих команд иногда нанимают бандитов для нанесения травм своим соперникам с целью выключить их из игры и тем самым за счет ослабления конкуренции выиграть награды и призы. Спортивная история знает немало фактов избиения спортсменов, нанесения им тяжелых травм, переломов конечностей. К таким варварским методам соперники прибегают тогда, когда призовые суммы велики.

Но дело может быть не только в призовых суммах. Зачастую к ним добавляются и огромные деньги из около спортивного бизнеса – букмекерства и спортивных лотерей. Большие денежные средства заставляют организаторов данной сферы предпринимательской деятельности вмешиваться в спортивную борьбу и силовыми методами выключать из соревнований неугодных спортсменов или судей. Количество таких инцидентов хотя и снизилось за последние годы, но все же пока не редкость.

Хищение интеллектуальной собственности

Решающую роль в спорте играют способы подготовки спортсменов, используемые методики тренировки и тактические схемы. Очевидно, что найденные новые эффективные методики тренировки, усовершенствованные приемы могут давать превосходные результаты. Но найти и внедрить в практику подобные инструменты – лишь частичное решение задачи. Для того, чтобы пользоваться полученным преимуществом постоянно, необходимо обеспечить его конфиденциальность – иными словами, разработанные методики и способы проведения тренировки нужно держать в тайне от соперников.

Конечно, соперники могут сразу почувствовать, что их визави использует какие-то новые и эффективные приемы. Получить жизненно необходимые для них сведения о деталях подготовки спортсмена-новатора к соревнованиям, они попытаются всеми доступными способами – в том числе с помощью методов недобросовестной конкуренции.

Осуществляя скрытую видео и аудиозапись тренировок, получая медико-биологические характеристики спортсменов-конкурентов, технологию их психологической подготовки, раскрывая секреты той или иной спортивной школы, соперники пытаются заполучить разработанное ноу-хау в свои руки, чтобы устранить преимущества противника. Таким образом, в спорте, помимо открытого соперничества, осуществляется скрытое противостояние, которое заключается в том, чтобы узнать секреты противника и не дать ему раскрыть свои собственные. В своем стремлении реализовать этот принцип отдельные спортсмены и тренеры заходят так далеко, что прибегают к хищению интеллектуальной собственности соперников, то есть их разработок и изобретений в любой из сфер тренировочной и соревновательной деятельности.

Набор методов недобросовестной конкуренции, применяемых в спорте, содержит еще целый ряд инструментов, на которых мы не будем останавливаться подробно. Упомянем лишь, что в повседневной спортивной практике нередко реализуются такие методы, как дискредитация (диффамация) соперников, использование специальной амуниции и оборудования, тайная порча спортивного инвентаря соперников и т.д. Учитывая то, что справедливая конкуренция и принцип faire play – это фундаментальная основа спорта, в правилах и нормативных актах практически всех спортивных федераций этим категориям уделяется особое место.

Любые формы нечестной конкуренции крайне вредны и разрушительны для спорта. Каждая победа спортсменов, добытая с помощью сомнительных с точки зрения морали и права методов, наносит удар по престижу спорта, имиджу и доброму имени спортсменов и сборных команд. Всякий незаслуженный выигрыш соревнований несет в себе огромный заряд отрицательных эмоций со стороны соперников, болельщиков и общественности, часто переходящей в агрессию, бесчинства и погромы.

При использовании методов недобросовестной конкуренции искажается весь смысл спортивного состязания, уходит на задний план принцип честного, благородного соперничества. Высокие идеи и принципы вытесняются сиюминутными выгодами, жаждой денег и славы. Спорт из арены честной и бескомпромиссной борьбы превращается в заурядное и неприглядное зрелище, и, более того, сам становится источником конфликтных ситуаций.

Качественное управление конфликтами заключается во всемерном снижении числа конфликтов за счет:

а) введения превентивных мероприятий, позволяющих предупредить развитие конфликтов в стадии их зарождения и формирования;
б) разработки и внедрения процедур правового разрешения конфликтов (посредством выработки соответствующих правовых актов, норм и регламентов);
в) формирования адекватных форм контроля и системы санкций для нарушителей установленных правовых норм;
г) создания постоянно действующих органов, занимающихся рассмотрением возникающих конфликтов и вынесением квалифицированных и авторитетных решений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: