Гней Помпей

Личные имена у римлян.

У римлян обычно три имени.

Первое — преномен (praenomen) — личное, как Петр, Мария. Таких имен 18 (Авл, Аппий, Гай, Гней, Децим, Луций, Маний, Марк, Публий, Квинт, Сервий, Секст, Тиберий, Тит, Вописк). На письме обычно сокращаются одной, двумя или тремя буквами.

Второе имя — номен (nomen) — название рода, соответствует приблизительно нашей фамилии.

Третье имя — когномен (cognomen) — прозвище, присваиваимое по какому-либо признаку (рыжий — Руф, ловкач — Катон, носатый — Назон).

Когноменом отличали семью или отдельную ветвь данного рода.

Иногда за какие-либо заслуги римлянин получал второе прозвище — агномен (agnomen).

Женщин называли родовым именем отца в форме женского рода. Дочь Марка Туллия Цицерона — Туллия, Гая Юлия Цезаря — Юлия. Когда в семье появлялась другая дочь, к имени обеих прибавлялся преномен Major или Minor. Другие сестры звались Третья, Пятая. Замужняя женщина сохраняла свое имя, но к нему прибавлялся когномен ее мужа: Корнелия, дочь Корнелия, (жена) Гракха (Cornelia, filia Cornelii, Gracchi).

Рабов именовали по их происхождению: Сир, Галл, Фрикс; по именам мифических героев; по названиям растений и камней; также имявладельца в род. падеже + -puer, то есть раб такого-то.

Вольноотпущенники получали родовое и личное имя бывшего господина, их собственное становилось когноменом.

Боги.

Римляне, представлявшие своих богов и богинь в человеческом облике, познакомившись с греческой культурой, стали отождествлять их с греческими божествами.

Юпи́тер (лат. Iuppiter) — в древнеримской мифологии бог неба, дневного света, грозы, отец богов, верховное божество римлян. Супруг богини Юноны. Соответствует греческому Зевсу. Бог Юпитер почитался на возвышенностях, вершинах гор в виде камня. Ему посвящены дни полнолуния — иды.

Храм Юпитера стоял на Капитолии, где Юпитер вместе с Юноной и Минервой входил в тройку главнейших римских божеств.

Юно́на (лат. Iuno) — древнеримская богиня, супруга Юпитера, богиня брака и рождения, материнства, женщин и женской производительной силы. Она прежде всего покровительница браков, охранительница семьи и семейных постановлений. Римляне первые ввели единобрачие (моногамию)[источник не указан 848 дней]. Юнона как покровительница моногамии является у римлян как бы олицетворением протеста против полигамии.

Ве́ста (лат. Vesta, др.-греч. Ἑστία) — богиня, покровительница семейного очага и жертвенного огня в Древнем Риме. Ей соответствует греческая Гестия.

Марс — один из древнейших боговИталии и Рима, входил в триаду богов, первоначально возглавлявших римский пантеон (Юпитер, Марс и Квирин).

Первоначально считался родоначальником и хранителем Рима. В Древней Италии Марс был богом плодородия; считалось, что он может либо наслать гибель урожая или падеж скота, либо отвратить их. В его честь первый месяц римского года, в который совершался обряд изгнания зимы, был назван мартом. Позднее Марс был отождествлен с греческим Аресом и стал богом войны. Храм Марса уже как бога войны был сооружен на Марсовом поле вне городских стен, поскольку вооруженное войско не должно было входить на территорию города.

Сату́рн (лат. Saturnus) — исконный древнеримский бог [1], культ которого был одним из самых распространённых в Италии. Соответствует греческому Кроносу [2]. Его именем названа планета [3].

Как явствует из этимологии слова (Saturnus от satus — посев), Сатурн был богом земли и посевов. Ему приписывалось введение в Италии земледелия, садоводства, культуры винограда, удобрения земли, вследствие чего, как покровитель земледелия и податель плодородия, он считался, по преданию, доисторическим царём страны, переселившимся из Греции в Италию.

Цицера — богиня плодородия и земледелия.

Диа́на (лат. Diana, возможно, тот же индоевропейский корень, что дэв, Див, Зевс, лат. deus 'бог') вримской мифологии — богиня растительного и животного мира, женственности и плодородия, родовспомогательница, олицетворение Луны; соответствует греческим Артемиде и Селене.

Нептун — владыка моря.

Плутон — Властитель подземного царства.

Меркурий — бог торговли, обут в золотые сандалии.

Вене́ра (лат. venus, род. п. veneris «любовь») в римской мифологии первоначально богиня цветущих садов, весны, плодородия, произрастания и расцвета всех плодоносящих сил природы. Затем Венеру стали отождествлять с греческой Афродитой, а поскольку Афродита была матерью Энея, чьи потомки основали Рим, то Венера считалась не только богиней любви и красоты, но также прародительницей потомков Энея и покровительницей римского народа. Символами богини были голубь и заяц (как знак плодовитости), из растений ей были посвящены мак, роза и мирт.

Вулкан (лат. Vulcanus), бог огня и покровитель кузнечного ремесла в древнеримской мифологии. Культ Вулкана сопровождался человеческими жертвоприношениями. Был сыном Юпитера и Юноны. Его жёнами были Майя (Майеста) и Венера. Делал оружие и доспехи для богов и героев. Его кузница находилась в вулкане Этна (Сицилия). Себе в помощь создал золотых женщин.

Он создал Юпитеру молнии. Согласно мифу, однажды разъярённый Юпитер выбросил его с небес. Вулкан сломал при этом обе ноги и захромал.

Прозерпи́на (лат. Proserpina) — в древнеримской мифологии богиня подземного царства, соответствующая древнегреческой Персефоне, дочь Юпитера и Цереры, племянница и супругаПлутона (Дита). По одной версии, имя ее — латинизированное греческое «Персефона». По другому толкованию, так называлась римская богиня, способствовавшая произрастанию (proserpere) семени и слившаяся позднее, по введении греческих культов, с богиней Персефоной.

По легенде, Прозерпина, дочь богини зерна Цереры, собирала ирисы, розы, фиалки, гиацинты и нарциссы на лугу со своими подругами, когда ее заметил, воспылав любовью, Плутон, царь подземного мира. Он умчал ее на колеснице, заставив бездну развернуться перед ними и Прозерпина была унесена в подземное царство. Плутон вынужден был отпустить ее, но дал вкусить ей зернышко граната, чтобы она не забыла царство смерти и вернулась к нему. С той поры Прозерпина половину года проводит в царстве мертвых и половину — в царстве живых.


Бахус - бог - покровитель виноградников, виноделия и вина, почитавшийся под именем Либера. (Либер - по-латыни означает "Свободный”. По-видимому, это название содержало намек на некоторую свободу и распущенность проводившихся в честь Бахуса празднеств.) Его женой была богиня Либера, помогавшая виноградарям по виноделам. Праздник в честь этой супружеской пары отмечался 17 марта и назывался либералии. В городах в этот день, кроме торжественных жертвоприношений, устраивались театральные представления, а в сельской местности он знаменовался веселыми шествиями, шутками, плясками и пирушками с изобилием возлияний Бахусу-Либеру, освобождающему человека от всяческих забот своим чудесным напитком, и его доброй и прекрасной жене Либере. Во время либералий приносились жертвы и богине Церере. Святилище Либера и Либеры помещалось в храме Цереры. Культ Бахуса-Либера был очень близок к культу греческого Диониса.

Минерва (лат. Minerva), соответствующая греческой Афине Палладе, — италийская богинямудрости. Особенно почитали её этруски как молниеносную богиню гор и полезных открытий и изобретений. И в Риме в древнейшие времена Минерва считалась богиней молниеносящей и воинственной, на что указывают гладиаторские игры, обязательно проводившиеся во время главного праздника в её честь — Квинкватрии (Quinquatrus). Но, главным образом, римская Минерва чтилась как покровительница и отчасти изобретательница ремёсел и искусств. Она покровительствует шерстобитам, сапожникам, врачам, учителям, ваятелям, поэтам и, в особенности, — музыкантам; она наставляет, учит женщин и руководит ими во всех их работах.

Я́нус (лат. Jānus, от лат. Jānus «аркада», «крытый проход»)— в римской мифологии — двуликий бог дверей, входов, выходов, различных проходов, а также начала и конца. С его именем связано название месяца январь.

6. Гай Ю́лий Це́зарь

Гай Ю́лий Це́зарь (лат. Gaius Iulius Caesar [ˈgaːjʊs ˈjuːljʊs ˈkae̯sar]; 13 июля, или, по другим данным, 12 июля 100 или 102 до н. э.— 15 марта 44 до н. э.) — древнеримскийгосударственный и политический деятель, диктатор[2], полководец, писатель.

Своим завоеванием Галлии, Цезарь расширил римскую державу до берегов севернойАтлантики и подчинил римскому влиянию территорию современной Франции, а также начал вторжение на Британские острова. Деятельность Цезаря коренным образом изменила культурный и политический облик Западной Европы и оставила неизгладимый след в жизни следующих поколений европейцев. Гай Юлий Цезарь, обладая блестящими способностями военного стратега и тактика, одержал победу в сраженияхгражданской войны и стал единовластным повелителем Pax Romana. Наряду с Гнеем Помпеем он начал реформирование римского общества и государства, которое уже после его смерти привело к установлению Римской империи. Цезарь хотел централизировать управление республикой. Злые языки поговаривали, что он стремится к царской власти. Однако Цезарь, помнив о неудачной практике правления первых семи царей, пошёл другим путём: стал пожизненным диктатором. Он настаивал на том, чтобы его называли просто — Цезарь. Его убийство привело к возобновлениюгражданских войн, закату Римской республики и зарождению Империи, которую возглавил усыновлённый им Октавиан Август.

Позже многие монархи хотели связать себя с легендарным Цезарем. Так произошлинем. Kaiser («кайзер»), а также русское понятие «царь», являющееся термином, родственным слову «Цезарь».

Гай Юлий Цезарь (100 — 44 гг. до н. э.) был не только великим государственным деятелем древнего Рима, но и крупным писателем. Его «Записки о Галльской войне» - это и мемуары полководца, описавшего покорение Галлии, и выдающийся памятник римской литературы. Цезарь создал свой собственный стиль — краткий, емкий, ясный, которому впоследствии подражали многие писатели. Кроме того, в своих записках Цезарь выступает как вдумчивый историк, географ и этнограф, впервые описавший многие варварские племена севера Европы.

Гней Помпей

Помпей Гней, по прозвищу Великий (Gnaeus Pompeius Magnus) (106-48 до н. э.), римский полководец и политический деятель. Рабовладелец, выдвинулся при Сулле, к к-рому примкнул в 83, поддержав его борьбу за установление воен. диктатуры рабовладельцев. После смерти Суллы первое время защищал установленный им режим, участвуя в 78 - 77 в подавлении мятежа Лепида, в 77-72- в войне Рима против Сертория в Испании, в 71 - в подавлении совместно с Крассом восстания Спартака. В 70 П. (совместно с Крассом) был консулом. В 67 получил от сената чрезвычайные полномочия (на 3 года) для борьбы с пиратами в Средиземноморье. С 66 командовал рим. легионами в войне против Митридата VI Евпатора (царь Понтийского царства), победа в к-рой расширила владения Рима в М. Азии и привела к организации новых провинций (Вифиния и Понт, Сирия). Сенат Рима не утвердил мероприятия П., проводимые им в новых вост. провинциях, отказался наделить его солдат землёй. Это побудило П. в 60 к союзу с Крассом и Юлием Цезарем, был создан т. н. первый триумвират. В 55 П. - консул (совместно с Крассом), затем рим. наместник в Испании. С распадом триумвирата (после смерти Красса в 53) возглавил борьбу против Цезаря (с 50) и в 48 нанёс ему поражение при Диррахии (Эпир). Однако вскоре войско П. было разбито легионами Цезаря при Фарсале (Фессалия). П. бежал в Египет, где был убит по приказу егип. царя Птолемея XIII Диониса, стремившегося угодить этим Цезарю. К. Маркс оценивал П. как весьма посредственного полководца и политического деятеля, незаслуженно снискавшего славу благодаря присвоению успехов других.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: