Вразряде стилистических ошибок можно выделить следующие группы:
1) стилистические недочеты, связанные со слабым овладением языковыми средствами русского языка;
2) стилистические ошибки, обнаруживающие недостаточно развитое языковое стилистическое чутье;
3) ошибки, связанные с нарушением норм функциональных стилей.
К ошибкам, связанным со слабым овладением языковыми средствами русского языка, относятся:
1) бедность словаря и фразеологии:
• немотивированное повторение в узком контексте одного и того же слова при однокоренных словах: Строители построили дом. Ихстройка поразила всех;
• плеоназмы и тавтология, обедняющие речь, делающие ее однообразной, снижают ее выразительность. Тавтология: Лодки приближались все ближе; плеоназмы: Удар пришелся ему внезапно и неожиданно;
2) употребление штампов: Через весь роман красной нитью проходит тема трагического положения человека в капиталистическом мире;
3) употребление слов-паразитов, которые особенно часты в устной речи: Ну и пошли мы, как бы, однажды...;
4) употребление нелитературной лексики, не соответствующей стилю речи: Дикой сделает это запросто;
5) однообразие в построении предложений, в выборе конструкций;
отсутствие образных средств (особенно в сочинениях школьников).
Ошибки, обнаруживающие недостаточно развитое языковое стилистическое чутье:
1) погоня за красивостью (употребление экспрессивных средств, не мотивированное стилистически):
• неумелый выбор определений (неуместных в данном контексте) либо их нагромождение, обращение к излишней по теме эмоциональности, гиперболизму: В наши веселые, радостные, счастливые дни...;
• создание неудачных сравнений в стремлении к красивости: А что за небо! Его серебристо-голубая лазурь, как добродушный гномик, улыбается нам веселой искрящейся улыбкой;
2) неблагозвучие, которое создается:
• скоплением гласных: А у Анны...;
• скоплением шипящих: Шумное шуршание шин...;
• употребление или повторение одинаковых в звуковом отношении частей слов: Не раз распространяли...
Ошибки, связанные с нарушением норм функциональных стилей: немотивированное использование в одном стиле речи языковых средств (слов, словосочетаний, форм, конструкций), наиболее типичных для другого:
1) злоупотребление канцеляризмами (лексикой и фразеологией делового стиля): Произведение «Война и мир» пользуется большим спросом у населения;
2) злоупотребление специальными терминами в тексте ненаучного характера.
К нарушениям стилистических требований, связанных с широким контекстом, относятся нарушения требований общей функционально-стилевой целостности произведения, которая определяется темой сочинения, избранным аспектом ее раскрытия.
Мы рассмотрели наиболее типичные стилистические и нестилистические ошибки, встречаемые в письменной и устной речи. Знание возможных ошибок поможет избежать их.