Предприятие в рыночной экономике обладает самостоятельностью в организации производства и коммерческой свободой. Оно определяет пути и способы реализации своей продукции, выбирает партнеров.
Свобода предпринимательства, свобода выбора и личный интерес формируют отношения состязательности или конкуренции между участниками рыночной экономики.
В классическом виде механизм поддержания рыночного равновесия реализуется в условиях чистой конкуренции.
Чистая (совершенная) конкуренция возникает при следующих условиях:
ü наличие множества мелких фирм, предлагающих на рынке однородную продукцию;
ü доля каждого предприятия на рынке отрасли незначительна, так что ни одно из них не способно сколько-нибудь существенно влиять на цену продукта;
ü фирма может свободно без ограничений входить и выходить из отрасли.
Конкуренция, при которой не выполняется хотя бы один из принципов совершенной конкуренции, называется не совершенной.
Полной противоположностью совершенной конкуренции является чистая монополия. В условии чистой монополии в отрасли действует только одно предприятие, то есть границы фирмы и отрасли совпадают.
|
|
Монополистическая конкуренция возникает там, где в отрасли действует десятки предприятий, производящих разнообразную дифференцированную продукцию. В условиях монополистической конкуренции нет высоких барьеров для вступления новых предприятий в отрасль.
Олигополия – рыночная структура, при которой в отрасли действует ограниченное число продавцов, а вход в отрасль новых предприятий ограничен высокими барьерами. В условиях олигополии несколько предприятий контролируют основную часть рынка.
Вопросы для самостоятельного изучения:
Экономическое обоснование целесообразности создания предприятия