Электрооборудование транспортных и
Транспортно-технологических машин
Лекция 7
Приборы сигнализации
Учебные вопросы:
Классификация светосигнальных приборов. Нормирование основных характеристик.
Габаритные огни.
Сигналы торможения.
Указатели поворота и их боковые повторители.
1. Классификация светосигнальных приборов. Нормирование основных характеристик
Наряду с автономной системой освещения, требования правил дорожного движения обусловливают обязательную установку на транспортных средствах светосигнальных устройств, обеспечивающих участников движения информацией о характере движения транспортного средства (торможение, разгон, стоянка), о совершаемом маневре {поворот, обгон), о виде транспортного средства, его габаритах, а также о его принадлежности (освещение номерного знака).
Для передачи этой информации международными и отечественными стандартами установлены перечень и основные параметры обязательных и необязательных, но допускаемых к применению на автомобиле как осветительных, так и светосигнальных приборов.
В минимальный обязательный комплект светосигнальных приборов для всех легковых и грузовых автомобилей входят:
1. Габаритные огни – 2 передних и 2 задних.
2. Сигналы торможения – 2 шт, расположены сзади.
3. Мигающие указатели поворота — 2 передних, 2 задних и боковые.
4. Световозвращатели – 2 шт, расположены сзади.
5. Фонарь освещения номерного знака.
Некоторые категории автомобилей согласно принятым правилам должны иметь следующее дополнительное светосигнальное оборудование:
1. Контурные огни для грузовых автомобилей.
2. Опознавательные огни.
3. Огонь преимущественного проезда.
К необязательным сигнальным огням, установка которых допускается, относятся:
1. Задний противотуманный огонь.
2. Стояночный огонь.
3. Дополнительный сигнал торможения.
4. Боковые (маркировочные) огни.
5. Фонарь заднего хода.
6. Указатель траектории.
По характеру работы и своим функциональным особенностям светосигнальные приборы могут быть разделены на 2 класса:
1. С активной светотехнической системой — фонари, имеющие свой источник света;
2. Пассивные – световозвращатели, не имеющие своего источника света и дающие сигнал путем отражения света фар другого автомобиля.
Активные приборы в зависимости от режимов работы подразделяются на фонари продолжительного действия и кратковременного действия (сигнал торможения и указатели поворотов), что определяет выбор материалов конструкции.
По условиям применения и степени видимости светосигнальные приборы разделяют на следующие:
1. Приборы ночного применения — только для движения в темное время суток или при плохой видимости — габаритные, контурные, опознавательные, боковые и стояночные огни.
2. Приборы круглосуточного применения — сигналы торможения, указатели поворота и аварийная сигнализация.
Эта классификация связана с условиями видимости и силой света прибора. Для обеспечения видимости приборов ночного применения достаточна небольшая сила света от 2 до 12 кд, осуществляемая фонарем простой конструкции. Для приборов круглосуточного применения, видимость которых должна быть обеспечена также и в солнечный день, необходима сила света около 200... 700 кд, так что для этих приборов необходима и соответственно рассчитанная система. Кроме того, при ночном движении фонари с такой большой силой света могут вызвать дискомфорт и даже слепить водителей других автомобилей.
Принципы нормирования основных характеристик светосигнальных огней в основном определяются особенностями их зрительного восприятия. Установленные нормы представляют собой компромисс между расчетными максимальными и минимальными значениями светотехнических характеристик при экстремальных условиях видимости с учетом динамических характеристик транспортного средства, состояния дорожного полотна, функциональных особенностей работы светосигнального прибора и его габаритов.
Многообразие функций, выполняемых светосигнальными приборами, требует, наряду с решением задач определения наиболее рационального светораспределения для каждого вида сигнального прибора, их размещения на транспортном средстве, нормирования углов видимости сигнальных огней, решения вопросов цветового различия.
Общепринятым для наземных транспортных средств является следующее разделение: для передних огней — белый, для задних — красный. Следовательно, задние габаритные огни, задние световозвращатели и сигналы торможения выполняются красного цвета, что обусловлено рядом преимуществ:
1. Сохранение ощущения цвета почти до нулевой интенсивности;
2. Хорошая заметность периферическим зрением.
3. Хорошая проницаемость сквозь туман и дымку.
4. Хорошая заметность на фоне других огней и малая подверженность мешающим эффектам.
5. Меньшее снижение чувствительности человека с возрастом к восприятию красного цвета.
Для передних габаритных огней и фонарей заднего хода общепринятым является белый цвет, но допускается также желтый селективный цвет.
Для мигающих указателей поворота, передних, задних, боковых в европейских странах согласован и узаконен Правилами ЕЭК ООН оранжевый цвет.
В США применяют красные задние указатели поворота и желтые передние и боковые указатели поворота, однако допускается также оранжевый цвет.
Для всех боковых огней везде узаконен оранжевый цвет. Для оперативных машин (пожарных, милицейских, скорой помощи) применяется мигающий огонь преимущественного проезда синего цвета.
Наряду с чисто светотехническими характеристиками в целях обеспечения требований безопасности движения международными и отечественными стандартами нормируется также количество световых приборов на автомобиле, размещение приборов на автомобиле, высота установки приборов над уровнем земли и расстояние от плоскости бокового габарита, углы геометрической видимости светящей поверхности приборов в горизонтальной и вертикальной плоскостях, цвет прибора и др.