Указатели поворота и их боковые повторители

Электрооборудование транспортных и

Транспортно-технологических машин

Лекция 7

Приборы сигнализации

Учебные вопросы:

Классификация светосигнальных приборов. Нормирование основных характеристик.

Габаритные огни.

Сигналы торможения.

Указатели поворота и их боковые повторители.

1. Классификация светосигнальных приборов. Нормирование основных характеристик

Наряду с автономной системой освещения, требования правил до­рожного движения обусловливают обязательную установку на тран­спортных средствах светосигнальных устройств, обеспечивающих участников движения информацией о характере движения транспорт­ного средства (торможение, разгон, стоянка), о совершаемом маневре {поворот, обгон), о виде транспортного средства, его габаритах, а так­же о его принадлежности (освещение номерного знака).

Для передачи этой информации международными и отечествен­ными стандартами установлены перечень и основные параметры обя­зательных и необязательных, но допускаемых к применению на авто­мобиле как осветительных, так и светосигнальных приборов.

В минимальный обязательный комплект светосигнальных приборов для всех легковых и грузовых автомобилей входят:

1. Габаритные огни – 2 передних и 2 задних.

2. Сигналы торможения – 2 шт, расположены сзади.

3. Мигающие указатели поворота — 2 передних, 2 задних и боковые.

4. Световозвращатели – 2 шт, расположены сзади.

5. Фонарь освещения номерного знака.

Некоторые категории автомобилей согласно принятым правилам должны иметь следующее дополнительное светосигнальное оборудование:

1. Контурные огни для грузовых автомобилей.

2. Опознавательные огни.

3. Огонь преимущественного проезда.

К необязательным сигнальным огням, установка кото­рых допускается, относятся:

1. Задний противотуманный огонь.

2. Стояночный огонь.

3. Дополнительный сигнал торможения.

4. Боковые (маркировочные) огни.

5. Фонарь заднего хода.

6. Указатель траектории.

По характеру работы и своим функциональным особенностям све­тосигнальные приборы могут быть разделены на 2 класса:

1. С активной светотехнической системой — фонари, имеющие свой источник света;

2. Пассивные – световозвращатели, не имеющие своего источ­ника света и дающие сигнал путем отражения света фар другого ав­томобиля.

Активные приборы в зависимости от режимов работы подразделя­ются на фонари продолжительного действия и кратковременного действия (сигнал торможения и указатели поворотов), что определяет выбор материалов конструкции.

По условиям применения и степени видимости светосигнальные приборы разделяют на следующие:

1. Приборы ночного применения — только для движения в тем­ное время суток или при плохой видимости — габаритные, контур­ные, опознавательные, боковые и стояночные огни.

2. Приборы круглосуточного применения — сигналы тор­можения, указатели поворота и аварийная сигнализация.

Эта классификация связана с условиями видимости и силой све­та прибора. Для обеспечения видимости приборов ночного применения достаточна небольшая сила света от 2 до 12 кд, осуществляемая фонарем простой конструкции. Для приборов круглосуточного при­менения, видимость которых должна быть обеспечена также и в сол­нечный день, необходима сила света около 200... 700 кд, так что для этих приборов необходима и соответственно рассчитанная систе­ма. Кроме того, при ночном движении фонари с такой большой силой света могут вызвать дискомфорт и даже слепить водителей других ав­томобилей.

Принципы нормирования основных характеристик светосигналь­ных огней в основном определяются особенностями их зрительного восприятия. Установленные нормы представляют собой компромисс между расчетными максимальными и минимальными значениями свето­технических характеристик при экстремальных условиях видимости с учетом динамических характеристик транспортного средства, со­стояния дорожного полотна, функциональных особенностей работы светосигнального прибора и его габаритов.

Многообразие функций, выполняемых светосигнальными прибора­ми, требует, наряду с решением задач определения наиболее рацио­нального светораспределения для каждого вида сигнального прибора, их размещения на транспортном средстве, нормирования углов види­мости сигнальных огней, решения вопросов цветового различия.

Общепринятым для наземных транспортных средств является сле­дующее разделение: для передних огней — белый, для задних — красный. Следовательно, задние габаритные огни, задние световоз­вращатели и сигналы торможения выполняются красного цвета, что обусловлено рядом преимуществ:

1. Сохранение ощущения цвета почти до нулевой интенсивности;

2. Хо­рошая заметность периферическим зрением.

3. Хорошая проницаемость сквозь туман и дымку.

4. Хорошая заметность на фоне других огней и малая подверженность мешающим эффектам.

5. Меньшее снижение чув­ствительности человека с возрастом к восприятию красного цвета.

Для передних габаритных огней и фонарей заднего хода обще­принятым является белый цвет, но допускается также желтый селек­тивный цвет.

Для мигающих указателей поворота, передних, задних, боковых в европейских странах согласован и узаконен Правилами ЕЭК ООН оранжевый цвет.

В США применяют красные задние указатели поворота и желтые передние и боковые указатели поворота, однако допускается также оранжевый цвет.

Для всех боковых огней везде узаконен оранжевый цвет. Для оперативных машин (пожарных, милицейских, скорой по­мощи) применяется мигающий огонь преимущественного проезда си­него цвета.

Наряду с чисто светотехническими характеристиками в целях обеспечения требований безопасности движения международными и отечественными стандартами нормируется также количество световых приборов на автомобиле, размещение приборов на автомобиле, высота установки приборов над уровнем земли и расстояние от плос­кости бокового габарита, углы геометрической видимости светящей поверхности приборов в горизонтальной и вертикальной плоскостях, цвет прибора и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: