Теоретическая основа концепции Фундаментального
ядра содержания общего образования
1. Идея «ядра» и «оболочки» содержания образования (А. И. Маркушевич, В. Г. Разумовский)
2. Выделение объема знаний по предмету (А. Н. Колмогоров).
3. Культурологический подход к формированию содержания образования (М. Н. Скаткин, И. Я. Лернер, В. В. Краевский).
4. Системно-деятельностный подход к проектированию учебного процесса (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, П. Я. Гальперин, Л. В. Занков, В. В. Давыдов, А. Г. Асмолов).
Слайд 7.
Идея «ядра» и «оболочки»
(А. И. Маркушевич, В. Г. Разумовский)
А. И. Маркушевич, В. Г. Разумовский: Современные научные знания можно представить в виде двух составных частей: «ядра», включающего фундаментальные теоретические знаний, очень слабо изменяющиеся во времени, и «оболочки», состоящей из быстро изменяющихся прикладных знаний.
Выдвинута – в ходе реформы общего среднего образования (60-70-е гг. прошлого столетия).
Слайд 8.
Выделение объема знаний по предмету
|
|
(А. Н. Колмогоров)
Описание ключевых фактов, понятий, идей, теорий, которыми должен овладеть ученик по окончании восьмилетней школы («Объем знаний по математике для восьмилетней школы», разр.: Комиссия по математическому образованию АН СССР).
Идея: необходимо определить набор ключевых ФАКТОВ, ПОНЯТИЙ, ТЕОРИЙ на выходе из каждой ступени обучения и только потом на этой основе создавать учебные программы
Слайд 9.
Культурологический подход
к формированию содержания образования
(М. Н. Скаткин, И. Я. Лернер, В. В. Краевский)
Культура, значимые элементы социокультурного опыта – источник формирования содержания общего среднего образования.
Этапы формирования содержания общего среднего образования:
1. Формирование общетеоретических представлений о составе и структуре содержания образования.
2. Определение состава учебных предметов, их конкретное наполнение и распределение по ступеням обучения.
3. Создание учебных материалов.
4. Организация процесса обучения.
5. Присвоение учениками нового содержания образования.
Идея: важная часть первого этапа – создание Фундаментального ядра; учебный план не постулируется в самом начале, в предваряется большой аналитической работой.